Posted 22 октября 2021, 15:21
Published 22 октября 2021, 15:21
Modified 17 октября 2022, 11:47
Updated 17 октября 2022, 11:47
Проблема выявления COVID-19 на ранней стадии, когда симптомов ещё нет или они не проявились в полной мере, считается одним из ключевых моментов в диагностике коронавируса. При этом дети болеют значительно реже взрослых и особенно пожилых и в целом гораздо легче переносят это заболевание, но вот риск стать распространителями для своих родственников от этого меньше не становится. Даже губернатор Андрей Бочаров как-то признал, что дети являются одними из основных переносчиков инфекции.
В то же время вакцинироваться юному поколению пока нельзя — соответствующего разрешения ещё не получено, хотя вопрос обсуждается уже несколько месяцев. Есть ли в таком случае способ не допустить потенциального распространения коронавируса в детских коллективах?
Конечно, самый простой способ — переход на дистанционное обучение. Правда, возможен он только в школах (ну и в вузах, но их мы в данном контексте рассматривать не можем). В детских садах же есть только один вариант — уход на карантин (например, отдельной группы).
Но пока на дистант школы Волгоградской области не отправляют. А если вдруг выявится один заболевший в классе, в соответствии с правилами Роспотребнадзора, все его одноклассники вынуждены будут самоизолироваться дома.
«Тестовый режим» в школах
На прошлой неделе в 10 московских школах начался эксперимент по внедрению экспресс-тестирования на ковид. Ученики с 1-го по 11-й класс, а также ребята, занимающиеся в дошкольных группах, обязаны раз в 2 недели сдавать этот тест в своём учебном заведении. Если он покажет положительный результат, ребёнку нужно будет сдать стандартный ПЦР-тест уже в поликлинике. И именно он, если тоже окажется положительным, будет считаться подтверждением диагноза и поводом отправить весь класс или группу на карантин.
Среди родителей школьников и особенно детсадовцев, которые ходят в подготовительную группу, сразу нашлись противники подобной меры. Одни возмущены тем, что разрешения на проведение процедуры у родителей никто не спрашивает, т.к. это не считается медицинским вмешательством. Другие боятся, что их дети (здесь тоже речь в основном о шестилетках) будут бояться после этого ходить в школу или к врачу. Третьи просто считают, что сам тест не покажет точной картины, потому что мазок должны брать не специалисты – сами школьники (старшеклассники), родители или учителя (для начальной школы) с воспитателями (для дошколят).
Дошло до того, что группа родителей направила соответствующие жалобы в следственный комитет, генеральную прокуратуру и даже в ФСБ, поскольку не считают законным отстранять от учёбы тех школьников, кто откажется делать экспресс-тест.
«Это нарушает права наших детей. Не допускать к занятиям без теста неправильно, ведь мы отказываемся только от проведения этой процедуры в предложенных нам условиях. Если бы это делал медработник из поликлиники, у многих было бы совсем другое отношение», — объясняет одна из мам.
На самом деле речь идёт не об отстранении от занятий, а о переводе отказавшихся учеников на дистанционный формат обучения. При этом такие меры начнут применять только с ноября – в октябре ещё можно взять самоотвод без последствий.
Но в истории с экспресс-тестированием есть и ещё один угол зрения. Некоторые родители усматривают во всей этой затее коммерческий интерес и потенциальную коррупционную составляющую. В пользу этой версии говорит факт закупки тестов у одного производителя и слишком странный интервал между процедурами – 14 дней, тогда как срок действия ПЦР-теста не превышает 72 часа, то есть 3 дня.
Что нужно знать об экспресс-тестировании
В отличие от классического ПЦР-теста, который выявляет РНК вируса, экспресс-метод направлен на определение антител за счёт реакции на входящие в состав вируса белки. После взятие мазка образец наносится на специальный участок тест-системы, и через несколько минут на ней появляется результат.
По мнению вирусологов, основной недостаток экспресс-тестирования – достаточно высокий процент ложных результатов, причём как в ту, так и в другую сторону. Но если в случае положительной пробы ученика направят сдавать обычный ПЦР-тест (он более высокоточный), то при отрицательном результате у реально заражённого последствия будут куда более серьёзными.
Конечно, с финансовой точки зрения экспресс-тесты для их покупателей выгоднее, чем ПЦР. Последние и вовсе обогащают медицинские центры и частные клиники. По различным подсчётам, себестоимость ПЦР-теста укладывается в 500-600 рублей, тогда как для пациентов цена начинается в лучшем случае от 1000 рублей, а чаще – от 1500 руб. и выше. Глава Роспотребнадзора Анна Попова даже недавно призналась, что вопросом цен такие тесты в России стоило бы заняться УФАС.
Экспресс-тест в нынешнем формате (раньше он предполагал забор крови и нанесение капли на индикатор), в московские школы закупают по стоимости около 145 рублей за штуку, но поставляется он наборами. Тем не менее, при больших объёмах и длительных сроках тестирования сумма может накопиться немаленькая. Но главный вопрос в другом – поможет ли это снизить распространение коронавируса, ради чего всё якобы и затевалось?
В волгоградских школах тестам не бывать?
Вслед за столичными школами подобный эксперимент могут подхватить и регионы. Но насколько вероятен такой сценарий развития событий для Волгоградской области? Пока о тестировании на коронавирус в любой форме в школах нашего региона речи не идёт, и предпосылок к этому тоже нет.
— Если делать тест всем подряд, здравоохранение просто захлебнётся. К тому же наличие вируса в образце теоретически может быть результатом чисто механического заноса без какой-либо клинической значимости. А мы из-за этого можем посадить весь класс на карантин. Мы просто не получим того, к чему стремимся.Элеонора Белан, заведующая кафедрой аллергологии и иммунологии ВолгГМУ
Судя по настрою областных властей, Роспотребнадзора и медицинского сообщества, тратиться на организацию тестирования на ковид в волгоградских школах в ближайшее время точно не будут.
На данный момент в качестве основного выбран другой рычаг воздействия на населения – через вакцинацию и QR-коды. Дети в этой схеме пока остаются «за скобками». А вот их роль как возможных переносчиков вируса по-прежнему достаточно высока. И какими альтернативными методами с этим бороться, по всей видимости, никто так и не придумал.