Маршруткам обрубят концы: перевозчикам из Волжского закроют путь в Волгоград

8 октября 2021, 16:47
Уже ближайшей весной маршрутки из Волжского больше не смогут ездить по Волгограду. Их маршруты ограничивают посёлком Нижний Тракторный, а пассажирам придётся делать пересадки, чтобы добраться из города-спутника в областной центр.

«НовостиВолгограда.ру» рассказывает, почему местные власти намерены опустить «железный занавес» перед волжскими маршрутчиками и что думают об этом сами перевозчики, общественники и чиновники.

Занавес для маршрутчиков

В конце сентября владельцы всех пригородных маршрутов, связывающих Волжский с Волгоградом, получили уведомления из областного комитета транспорта и дорожного хозяйства. В них указывается, что с 31 марта 2022 года маршруты подлежат изменению: отныне частный транспорт из Волжского будут разворачивать обратно практически сразу на въезде в Волгоград.

Из уведомления следует, что изначально комитет транспорта вообще рассматривал возможность полной отмены маршруток, курсирующих между Волжским и Волгоградом. Ещё в 2017 году их собирались полностью упразднить. Однако заменить микроавтобусы оказалось нечем, и в конце концов Облкомдортранс остановился на решении, которое, похоже, не устраивает в полной мере ни самих чиновников, ни предпринимателей. Микроавтобусы будут высаживать волжан на севере Волгограда, где пассажирам придётся самостоятельно искать варианты пересадки.

Перевозчики утверждают, что такие уведомления поступили всем владельцам пригородных маршрутов «Волгоград-Волжский». Они убеждены, что документ за подписью Облкомдортранса на самом деле отражает позицию волгоградских властей, которые пытаются таким образом лоббировать интересы муниципальных предприятий. Эту точку зрения подтвердили и в самом комитете, где прямо заявили, что конечные точки маршрутов устанавливает мэрия.

Изменения маршрутов предусмотрены проектом документа планирования. При этом схема движения и конечные точки маршрутов в городе Волгограде определяются органами местного самоуправления, – пояснили в комитете транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.

Такое развитие событий не стало большим сюрпризом для перевозчиков. Некоторые из них признаются, что ожидали подобных действий от чиновников, поскольку тенденция к полному искоренению маршрутных такси в Волгограде наблюдается уже несколько лет.

Руководство Волгограда всегда было против транзитного транспорта. Чиновники неоднократно пытались создать какие-то пересадочные узлы на подъездах к городу, чтобы ограничить движение пригородного транспорта. Но так как денег, чтобы воплотить всё это в жизнь, у них нет, они решили просто переименовать обычные остановки в эти «пересадочные узлы». Даже не знаю, как мы все будем стоять на Нижнем Тракторном, если все пригородные маршруты будут ходить с периодичностью в шесть-десять минут. Где люди будут пересаживаться? Как они дальше будут ехать? – задаётся вопросом Александр Паньков, представитель перевозчика, работающего на маршруте №260 («Волжский, 37-й микрорайон – Волгоград, кардиоцентр»).

Кому выгодно?

Предприниматели полагают, что мэрия Волгограда закрывает маршруткам из Волжского доступ в областной центр в связи со своими наполеоновскими планами по развитию линии трамвая. Владельцы маршрутных такси уверены: власти хотят продлить трамвайную линию на север города и заранее избавляются от конкуренции, чтобы не оставить волгоградцам выбора между муниципальным и частным транспортом. Помимо «Метроэлектротранса», выгоду от такого решения получат и другие муниципальные перевозчики.

Владельцы волжских маршруток не считают, что сейчас их транспорт хоть как-то мешает автобусам, троллейбусам и трамваям увеличивать пассажиропоток. Цены на проезд в микроавтобусах, идущих из Волжского, только что существенно повысились, поэтому волгоградцам уже сейчас выгоднее пользоваться муниципальными маршрутами. Как быть волжанам – другой вопрос: для них расходы на транспорт, напротив, могут резко вырасти.

Впрочем, и для волгоградцев отмена транзитных маршруток из Волжского будет связана с определёнными неудобствами. Сейчас на «сквозном» микроавтобусе можно напрямую доехать из одного конца города в другой – с изрядной переплатой, зато быстро. После того, как на въезде в Волгоград опустится «железный занавес» для маршруток, возможностей добраться из Тракторозаводского или Краснооктябрьского района в Кировский или Красноармейский станет меньше, и все они будут подразумевать как минимум одну пересадку. Между тем полноценных пересадочных узлов в городе как не было, так и нет. Волгоградцам, у которых нет личного автомобиля, стоит приготовиться проводить в пути значительно больше времени.

Общественный активист Алексей Ульянов давно следит за попытками волгоградских властей реализовать новую транспортную схему. Он сомневается, что местным властям удастся в полном объёме претворить свои планы в жизнь. Создание полноценных пересадочных узлов в областном центре обсуждалось уже неоднократно – и всякий раз безрезультатно.

С самого начала новая транспортная схема Волгограда предполагала создание ТПУ, транспортно-пересадочных узлов. Должен был появиться ТПУ в центре Волгограда, в районе автовокзала – даже публиковали большой и красивый проект. Но сейчас никакого транспортно-пересадочного узла там нет. ТПУ должны были создать и на Спартановке, и в Красноармейском районе – их там тоже нет, – указывает Алексей Ульянов. – Но администрация продолжит реализовывать своё намерение сделать так, чтобы маршрутки не двигались по городу, чтобы перевозкой людей по Волгограду занимались автобусы большой вместимости. Уверен, что и Волжского это в своё время коснётся, потому что эта политика лоббируется областным дорожным комитетом.

В Облкомдортрансе с точкой зрения общественника, разумеется, не согласны. Чиновники утверждают, что транспортно-пересадочный узел в Тракторозаводском районе уже есть. Осталось разве что навести лоск – и ТПУ будет окончательно готов, заверяют в комитете.

В районе торгового центра «Диамант» и 3-й школы по факту, по своему функционалу, транспортно-пересадочный узел существует уже давно. Дополнительно необходимо внести корректировки в схему организации движения, выполнить обустройство пешеходных дорожек, дополнительного освещения и так далее, – сообщили в ответ на запрос «НовостиВолгограда.ру» в областном комитете транспорта.

Протестовать нельзя закрыться

Волжские частные перевозчики не скрывают, что очень недовольны политикой властей, и указывают, что главными пострадавшими от чиновничьей недальновидности станут вовсе не предприниматели, а простые горожане. В первую очередь волжане, которые лишатся удобного и привычного способа доехать практически до любой точки Волгограда.

Даже если предположить, что из Тракторозаводского района запустят дополнительный электротранспорт, он будет ходить только до Ворошиловского. А дальше? По некоторым пригородным маршрутам есть альтернативы в виде муниципального транспорта, но, например, по нашему маршруту №260 их нет. До кардиоцентра и ВолГУ ни одна маршрутка не ходит, ни один муниципальный автобус не поднимается наверх. Если люди едут с Волжского на обследование в кардиоцентр, или беременные в перинатальный центр, им придётся доезжать до Тракторного, пересаживаться на автобус, ехать дальше до ВолГУ – а дальше как? Три километра пешком идти? – недоумевает Александр Паньков, представитель перевозчика по маршруту №260. – Мы изначально открывали маршрут по просьбам студентов, которым нужно было из Волжского ездить в ВолГУ. Это был первый маршрут на такую длину, на 50 километров, и над нами поначалу все смеялись – но сейчас он успешно работает и пользуется хорошим спросом. Чем мы мешаем волгоградским властям, я не понимаю.

Некоторые перевозчики говорят, что даже не станут пытаться оспаривать решение властей, потому что уверены: их маршруты «обрежут» вне зависимости от протестов. Другие готовы отстаивать свои права в судебном порядке, но для этого сначала нужно, чтобы постановление вступило в силу и начало исполняться. Владельцы маршруток готовы к диалогу с властями Волгограда – они надеются, что после смены руководства в областном центре мэрия частично пересмотрит свою позицию.

Общественник Алексей Ульянов в своё время поддерживал перевозчиков, протестовавших против отмены популярных микроавтобусных маршрутов в Волгограде, и даже отвёз в приёмную президента около 7 тысяч писем в защиту маршрутчиков. Тогда это не помогло переубедить волгоградских чиновников. Общественник убеждён, что и сейчас протесты предпринимателей ни к чему не приведут.

Перед ЧМ-2018, когда в Волгограде отменяли маршрутки, маршрутчики хорошо организовались, на первом собрании были представители 21 перевозчика. Но я им тогда сразу сказал: на следующем собрании вас будет уже шестнадцать, потом восемь, а в конце концов останется двое-трое недовольных. Потому что администрация сразу же пошла на контакт с самыми крупными перевозчиками и пообещала им в качестве компенсации другие маршруты, другие лакомые куски. Я предупреждал, что этот пир во время чумы будет временным, потому что власти уже взяли курс на то, чтобы полностью убрать маршрутки с улиц. Так и случилось, – вспоминает Алексей Ульянов.

Пока что предпринимателям остаётся лишь размышлять, как сохранить свой бизнес после вступления в силу постановления Облкомдортранса. По словам владельцев волжских маршруток, на их ценовую политику «урезание» не повлияет – проезд по Волжскому будет стоить столько же, сколько и сейчас. Другое дело, что действия чиновников сильно повысят градус конкуренции на рынке перевозок в Волжском: некоторые маршруты после сокращения станут дублировать друг друга. Кроме того, многим предпринимателям вдвое сокращают количество машин – это неизбежно скажется на численности персонала. Довольно мрачная перспектива для региона, где поиски работы занимают в среднем одиннадцать месяцев.

На пути к единой сети

Общественник Алексей Ульянов считает, что перед «урезанием» популярных маршрутов чиновникам следовало бы поинтересоваться мнением пассажиров и узнать, какие альтернативы были бы удобны волгоградцам и волжанам. Но даже если пассажиры выступят резко против, это вряд ли разжалобит волгоградские власти и Облкомдортранс. В этом вопросе администрацию больше волнует не позиция горожан, а коммерческие интересы перевозчиков на муниципальных маршрутах (в частности, «Волгоградского автобусного парка» с иногородним капиталом).

Как только убирают какой-то маршрут, возникает недовольство. Это понятно: человек привык за долгие годы, что он вышел на остановку, сел у себя возле дома на 260-ю и спокойно доехал до своего рабочего места. Никуда пересаживаться не надо, стоимость билета определённая. Тут же получается, что человек на микроавтобусе будет ехать до Спартановки, там пересаживаться на автобус и ехать дальше. Интересно, как это будет выглядеть: человек будет платить за два проезда? Или же будет какой-то аналог карты «Волна», по которой можно бесплатно пересаживаться с одного транспортного средства на другое в течение часа? Всё будет зависеть от того, что именно власти собираются сделать, потому что сейчас толком ничего практически не известно. Я уверен, что свою стратегию администрация реализует, а насколько люди смогут на это повлиять – уже от людей зависит, – говорит Алексей Ульянов.

Окончательным прекращением «транспортных страданий» волгоградцев и волжан стало бы создание единой схемы перевозок, объединяющей оба города. Учитывая, что на уровне федерального правительства разговоры о превращении миллионников в полноценные агломерации ведётся уже давно, такое развитие событий вполне вероятно. Однако нет никакой точной информации насчёт того, воплотятся ли в жизнь умозрительные проекты единой транспортной системы. Облкомдортранс пока лишь скупо сообщает, что предложения по объединению транспортных сетей Волгограда и Волжского в рамках развития единой агломерации «находятся в стадии проработки».

#Эксклюзив #Волжский #Никита Дробны #Волгоград #Аналитика #Маршрутное такси #Маршрутки #Транспорт #Перевозчики
Подпишитесь