Posted 14 мая 2021, 14:13
Published 14 мая 2021, 14:13
Modified 17 октября 2022, 11:16
Updated 17 октября 2022, 11:16
За последние несколько лет волгоградцев уже пугали присоединением то к Астраханской, то к Саратовской, то к Ростовской области, но до сих пор ни один из этих прогнозов не оправдался. Есть ли реальная вероятность, что Волгоград станет уездным городом какой-нибудь Приволжской губернии, решил выяснить корреспондент «НовостиВолгограда.ру».
Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о необходимости укрупнения регионов громом прозвучало по всей России в конце апреля. Выступая на круглом столе в Высшей школе экономики, зампредседателя правительства назвал неправильным нынешний принцип административно-территориального деления России. По мнению г-на Хуснуллина, 85 регионов для страны – слишком много. «У нас есть ряд регионов, которые не в состоянии ничего выполнять. Но это губернаторы, у каждого аппарат, он приходит ко мне на встречу, приходит к президенту, занимает наше время. Поэтому я считаю, что нужно укрупнять регионы», – заявил вице-премьер.
Хотя Марат Хуснуллин подчеркнул, что высказывает личное мнение, его слова в регионах были восприняты очень серьёзно – тем более что ещё в феврале прошлого года в интервью РБК он называл инициативы по объединению субъектов РФ «провокационными». Некоторые политики (например, депутат Госдумы Александр Петров) даже призвали вице-премьера уйти в отставку. Российским властям пришлось пояснить, что Кремль пока не собирается заниматься слиянием регионов. «Вы знаете, что далеко не везде жители регионов хотят этого укрупнения в настоящее время, это является определяющим фактором», – подчеркнул в ходе встречи с журналистами пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Политолог Марат Баширов отмечает, что мысль вице-премьера была не вполне верно воспринята. Он обращает внимание на то, что сейчас госпрограммы для регионов с населением в 500 тысяч человек и в 5 млн человек могут быть идентичными, а количество чиновников в администрациях – одинаковым. В итоге оба субъекта тратят на содержание своих аппаратов сопоставимые суммы, но эффективность их работы будет разительно отличаться. К тому же многие государственные проекты рассчитаны на реализацию сразу в нескольких регионах, поэтому их приходится обсуждать сразу с несколькими губернаторами по отдельности – зачастую это ведёт к ненужной трате времени.
— На самом деле Хуснуллин говорил не про политическое объединение. Он говорил о том, что маленький субъект РФ очень тяжело развивать, с ним тяжело контактировать, – указывает Марат Баширов, вице-президент партнёрства «Национальной ассоциации специалистов по связям с органами государственной власти». – Это не политическое заявление, а вполне рациональное рассуждение относительно того, как эффективно организовывать госуправление. С этой точки зрения, конечно, чем крупнее субъект, тем удобнее его развивать.
По словам политолога, вопрос о фактическом объединении регионов целесообразно рассматривать в тех случаях, когда один из соседних субъектов в экономическом плане сильно уступает другому, но оба они могут выиграть от слияния (например, в рамках совместной работы по реализации нацпроектов или по улучшению инвестиционного климата). Строительство дороги, соединяющей два региона, не должно прерываться на границе только потому, что у одного из них не хватает в бюджете средств на реализацию госпрограммы. Наличие единого плана по экономическому развитию в подобных случаях способствует повышению качества жизни.
В пользу того, что вице-премьер просто погорячился, и никаких «губерний» в России не появится, говорит и существующая практика объединения регионов, которая уже хорошо отработана и не подразумевает никаких глобальных перемен. С 2005 года в РФ регионы объединялись пять раз, и во всех случаях речь шла о единичных случаях присоединения малонаселённых автономных округов к более крупным субъектам.
Однако во многих регионах общественность болезненно воспринимает разговоры об укрупнении – даже когда реальных поводов для беспокойства нет. Это касается и Волгоградской области, которая имеет огромное символическое значение, но по экономическим показателям зачастую уступает соседним Ростовской, Саратовской и даже Астраханской областям. Разговоры о том, что Волгоград, который и так рискует утратить статус миллионника, может лишиться политической субъектности, то и дело возобновляются в соцсетях.
В последний раз возможное объединение Волгоградской области с соседними субъектами РФ активно обсуждалось в 2019 году. Тогда активист регионального штаба ОНФ Эдгар Петросян опубликовал аналитическую заметку, в которой высказал мнение, что развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», идущего через Волгоградскую область, поспособствует формированию единого макрорегиона в Нижнем Поволжье. Общественник отмечал, что экономические предпосылки для этого есть. «Для реализации проекта необходимо объединить Астраханскую область, Волгоградскую область, Ростовскую область и республику Калмыкия», – указывал он.
Сегодня Эдгар Петросян по-прежнему считает объединение регионов волжского бассейна возможным, но уже более осторожно высказывается насчёт перспектив такого проекта. Он подчёркивает, что у макрорегиона имелся бы значительный экономический и логистический потенциал, однако попытка создать такую «губернию» чревата проблемами, поскольку в самом её центре находится республика Калмыкия. А это национальный регион, который может очень негативно отреагировать на попытки отнять у него особый статус.
— Такое решение могло бы спровоцировать большой протест, поскольку Калмыкия хочет оставаться республикой. По всем вопросам придётся каждый раз договариваться с Калмыкией, что будет усложнять все процессы, – признаёт Эдгар Петросян.
Вариант, при котором можно было бы избежать «калмыцкой дилеммы», – объединение Волгоградской и Астраханской областей, между которыми существуют прочные экономические связи. Но сейчас такой проект не прорабатывается ни на региональном, ни на федеральном уровне, так что его можно считать сугубо гипотетическим.
В своём выступлении Марат Хуснуллин упомянул не только об излишнем количестве регионов, но и об избыточном изобилии муниципальных образований. Нужно признать, что слияние муниципалитетов и формирование на их основе городских агломераций или округов – более реалистичный сценарий, нежели создание «губерний». Возможно, этот процесс действительно скоро начнётся. От эффективности работы местных администраций и целесообразности расходов на содержание чиновников будет зависеть, какие муниципалитеты сохранят самостоятельность, а какие – нет.
И в этом плане, как ни странно, Волгоградская область очень скоро может ощутить перемены. На этой неделе Волгоградстат сообщил, что лишь в десяти районах региона в прошлом году удалось снизить расходы на содержание органов местного самоуправления в пересчёте на душу населения. В остальных муниципалитетах они растут. Во многих сельских районах Волгоградской области число жителей сокращается, а чиновничий аппарат по численности остаётся прежним; в итоге с каждым годом содержание местных властей делается дороже, а эффективность их работы – ниже.
Это как раз та проблема, которую можно решить за счёт формирования единых межрайонных администраций и официального преобразования крупных городов в отдельные агломерации. Такой подход не требует изменения границ регионов или формирования огромных «губерний» – чтобы его реализовать, достаточно просто ужать чиновничьи аппараты на местах.
— Эффективность чиновников определяют те задачи, которые перед ними ставятся. Если вы на любой муниципалитет возлагаете исполнение каких-либо полномочий, то эти полномочия кто-то должен реализовывать – значит, должен появиться чиновник. Но вы не можете взять бухгалтера и заставить его контролировать вопросы культуры: вам нужен человек, который разбирается в культуре. Если нужно доверить исполнение этих задач в нескольких муниципалитетах одному человеку, то сами муниципалитеты можно не объединять, – объясняет политолог Марат Баширов. – Это совершенно другой подход, о котором и говорил Хуснуллин. Всё как в бизнесе: если вы хотите повысить эффективность, то начинаете оптимизировать управленческие цепочки, при этом не меняя границы муниципалитетов.
С учётом современных тенденций развития регионов, когда основными центрами экономической и политической жизни становятся крупные города, возникает вопрос, стоит ли вообще признавать областные центры отдельными муниципалитетами. Активист ОНФ Эдгар Петросян считает, что такой подход к системе управления требует пересмотра: районные власти, которые теснее контактируют с населением, должны иметь больше полномочий. Это ничуть не помешает формированию единой агломерации с общей транспортной, коммунальной и административной системой. В перспективе «большой Волгоград», как и другие российские мегаполисы, мог бы стать отдельным субъектом, подобно городам федерального значения.
— Объективно говоря, называть миллионник муниципалитетом – неправильно. Эффективно управлять муниципальным образованием можно только в том случае, когда его население не превышает 200 тысяч человек. В той же Калмыкии 270 тысяч населения, и это отдельный регион. А Волгоград – миллионник, где увидеть мэра тяжелее, чем губернатора, тогда как муниципальная власть должна быть близка к народу, – указывает Эдгар Петросян. – Уже давно понятно, что «большой Волгоград» развивается как единое целое. Это не только Волгоград, но и Волжский, и Городище, и Среднеахтубинский район в большей степени. По факту они уже являются одним городом: человек может жить в Волжском, а работать в Красноармейском районе Волгограда. Надо развивать агломерацию, начиная с её генерального плана и единой транспортной схемы.
Общественник ссылается на опыт зарубежных стран: например, в Японии разросшиеся крупные города с пригородами считаются отдельными регионами. В каком-то смысле по такой же схеме развивается Москва: если присоединить к ней Московскую область, это лишь негативно скажется на столичной экономике.
Так что волгоградцам не стоит бояться, что город-герой утратит статус областного центра. Скорее наоборот – если властям удастся остановить отток населения и решить проблемы с уровнем жизни, Волгоград вполне может стать одним из «городов особого значения», вокруг которых в перспективе будет формироваться новая экономическая политика России.