С 22 августа в России вступили в силу поправки в законодательство об автостраховании. По новым правилам, при оформлении полиса ОСАГО автомобилисту не требуется диагностическая карта, которая выдаётся по итогам техосмотра. Раньше без неё нельзя было купить страховку — без наличия карты о пройденном ТО система просто не давала оформить новый полис. Теперь же эту процедуру упразднили, но только в привязке к покупке ОСАГО.
«Изменения нацелены на повышение доступности оформления ОСАГО. К сожалению, в небольших населённых пунктах есть проблемы с пунтками техосмотра, и многие водители из-за этого просто не покупали страховку», — объяснил одну из основных причин нововведений порталу Autonews.ru депутат Анатолий Аксаков, продвигавший эту инициативу.
Ещё один важный момент, из-за которого пришли к идее отвязать диагностическую карту от страховки, связан с тем, что их часто просто покупали, не заезжая на площадку для техосмотра. »Это создавало определённые проблемы с нечистыми на руку сервисными центрами и страховыми компаниями, которые на этом наживались. Для того чтобы эту порочную практику прекратить, и было решено отвязать карту от ОСАГО», — поясняет председатель Волгоградского реготделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ Армен Оганесян.
Так техосмотр нужен или нет?
Таким образом, получить полис водитель сможет без прохождения техосмотра, но совсем отказаться от него нельзя — он остаётся обязательным. Правда, штраф за отсутствие диагностической карты пока не предусмотрен. Он появится только через полгода — с 1 марта 2022 года каждый день без страховки будет наказываться штрафом в 2 тысячи рублей. Отслеживать нарушителей будут дорожные камеры, которые за ближайшие месяцы модернизируют под это направление.
Однако до этой даты штрафовать водителей за отсутствие диагностической карты не будут. Скорее всего, большинство автолюбителей и не станут пока проходить техосмотр, раз в этом формально нет необходимости. А вот поближе к 1 марта наверняка начнётся ажиотаж — все вспомнят о приближении даты Х и рванут на пункты ТО.
«С 1 октября заканчивается срок действия моратория на прохождение техосмотра, которое было введено из-за пандемии, но штрафовать водителей начнут с 1 марта 2022 года. Эти полгода быстро пролетят, поэтому лучше не тянуть и заранее сделать техосмотр, чтобы получить диагностическую карту. Она в первую очередь нужна вам».Армен Оганесян, председатель Волгоградского реготделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ
Некоторые эксперты опасаются, что из-за отсутствия диагностической карты страховщики могут повысить цены на ОСАГО. Формально таких предпосылок нет, но недобросовестные компании теоретически могут придумать повод повысить тариф якобы из-за более высоких рисков, которые они определяют сами.
На самом деле рисков практически нет. По статистике всего лишь 1 ДТП из 1000 связано с технической неисправностью машины. А ответственность за состояние своего автомобиля на водителе всё равно остаётся, и в случае аварии отсутствие техосмотра может ему серьёзно аукнуться. Например, страховая возместит ущерб потерпевшей стороне, а затем сама через суд затребует эти средства со своего клиента, попавшего в ДТП. Правда, это применимо только к тем авариям, причина которых связана именно с технической неисправностью.
Реформа техосмотра
Процедура техосмотра в последнее время претерпела ряд изменений. Во-первых, с прошлого года изменился график его прохождения. До этого на новую машину действовала отсрочка 3 года, затем техосмотр дважды проходился через 2 года, а для 7-летних авто и старше уже был необходим ежегодный ТО. Новая схема предполагает, что новой машине первые 4 года не нужен техосмотр, затем его нужно делать раз в 2 года, пока автомобилю не стукнет 10 лет — после этого проверять её надо каждый год.
Наряду со смягчением по срокам ужесточились требования к самой процедуре. Обязательной стала фотофиксация процесса. Изначально предполагалось, что операторов ТО заставят снимать ещё и видео, но для хранения этих файлов понадобилось бы слишком много места, поэтому от этой идеи отказались. В итоге осталось только фотоподтверждение — снимок машины загружается в систему, и только после этого открывается доступ и появляется возможность оформить диагностическую карту.
В целом новый формат работы с фотофиксацией внедрился достаточно быстро и безболезненно. А вот перечень неисправностей, на которые обращают внимание при техосмотре, может отличаться. Как показывает практика, самым главным пунктом является проверка работы тормозов, в то время как наличие огнетушителя, знака аварийной остановки и аптечки интересует далеко не всех операторов пунктов ТО.
Тем не менее, техосмотр был и остаётся важной процедурой для любого автомобилиста, поэтому лучше находить на неё время, не дожидаясь, когда сегодняшняя беспечность завтра обернётся более серьёзными проблемами.