Слухи о том, что в областном центре якобы вводят строгие ограничения для общепита по московскому образцу, напугали всех – и заставили коммерсантов задаться вопросом, насколько справедливы претензии к барам, ресторанам и кафе на фоне полного безразличия чиновников к соблюдению санитарных норм в транспорте и медучреждениях. Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» решил выяснить, что на самом деле изменилось для волгоградских предпринимателей с введением пресловутых QR-кодов.
Прежде всего стоит признать, что журналисты оказали волгоградскому бизнесу дурную услугу. Многие издания писали, что в областном центре якобы вводят строгие ограничения работы общепита по примеру столицы, хотя режим создания «свободных от COVID-19» зон с пропусками по QR-кодам и сертификатам о вакцинации является добровольным. В итоге предприниматели до сих пор не разобрались в «ковидных» ограничениях. Многократные попытки регионального оперштаба объяснить, чего хотели добиться авторы постановления, лишь запутали бизнес ещё сильнее.
— Средства массовой информации то ли разучились читать, то ли не стали вникать в текст постановления, но вопросы по поводу правоприменения действительно появились, – отмечает Ольга Устинова, уполномоченная по правам предпринимателей в Волгоградской области. – Мы решили параллельно с постановлением об особом санитарном режиме ввести эту историю с QR-кодами, чтобы не ужесточать, а наоборот, постепенно снимать ограничения. Например, если ночной клуб хочет работать с учётом растущей заболеваемости среди молодёжи, есть возможность его открыть – но только при условии, что персонал вакцинирован, а посетителей пропускают по QR-кодам и результатам ПЦР-тестов.
На решимость бизнеса открывать «свободные от ковида зоны» негативно повлияли и некоторые общественники, которые насмотрелись на московский опыт введения QR-кодов и предрекали печальные последствия в случае имитации этой схемы в Волгограде. Например, бывший мэр Роман Гребенников сравнил областной центр с Берлином, указав, что в Германии ограничений для общепита меньше. «Мультикультурный город, масса транзитников и туристов. При этом вход в бары и рестораны свободный без какой-либо проверки QR-кодов», – написал он в Facebook. – «Волгоград – пусть и родной, но провинциальный город-миллионник (количество жителей уже под большим вопросом), транзитников в десятки раз меньше, туристов почти нет. И в Волгограде с 12-го числа в бары и рестораны без QR-кода не попадёшь. Что это? Либо в Волгограде абсолютный провал в борьбе с ковидом, либо кто-то желает окончательно убить малый и средний бизнес».
С учётом такого информационного фона немудрено, что владельцы волгоградских ресторанов, баров, кафе и клубов решили: объявлять свои заведения «свободными от ковида зонами» бессмысленно. На этот режим работы перешли лишь единичные организации.
— На самом деле власти поступили очень технично: за пару недель до этого они отменили ограничение на работу до 23:00, которое неизвестно зачем существовало, а потом ввели его заново, только уже до полуночи, вместе с понятием «COVID-free» зон, – говорит волгоградский ресторатор Вячеслав Кузьменко. – Лично мне из документа не было понятно, отменяются ли в этих «свободных зонах» ограничения по рассадке, маскам и так далее. Никто этого не разъяснял. Если бы чиновники всех собрали и сказали: «ребята, если вы вводите свободные зоны, то мы отменяем вообще все ограничения», бизнес бы, возможно, заинтересовался.
Из-за нечётких формулировок и расплывчатых пояснений многие журналисты, а следом за ними и бизнесмены, решили, что совмещать две схемы работы – с ограничениями и в режиме «свободной зоны» – запрещено. Как пояснила Ольга Устинова, изначальный замысел был противоположным: например, ночным клубам планировалось разрешить работать до полуночи в общем режиме (с соблюдением всех санитарных норм), а после полуночи – со входными фильтрами по QR-кодам. Почти все предприниматели не поверили, что такой вариант вообще возможен, и не подали заявки на создание «чистых зон».
Посетители кафе и ресторанов, в свою очередь, тоже с недоверием отнеслись к новой инициативе чиновников. Одним неприятна сама мысль об излишнем контроле, другие не могут пройти вакцинацию по медицинским показаниям или принципиально отказываются прививаться, третьи боятся за сохранность своих персональных данных. Даже некоторые из тех, кто уже вакцинировался, признаются, что не хотели бы посещать любимые заведения по QR-кодам.
В Москве посещаемость заведений, которые стали пускать внутрь только посетителей с QR-кодами, упала на 80-90%. Эксперимент оказался губительным для бизнеса, так что столичная администрация уже объявила о его прекращении. В Волгограде, как отмечают сами рестораторы, ограничения намного мягче. Аппарат уполномоченного по правам предпринимателей также подчёркивает, что главная задача сейчас – снизить потери для бизнеса и обеспечить его эффективную работу.
— Бизнес в тревоге. Все видят, как проявляется рост заболеваемости. При этом я убеждена, что ограничения не должны носить формальный характер: это должны быть реальные меры, позволяющие снизить риск распространения вируса. Страшнее всего, конечно, выглядит вероятность локдауна, но её вообще не рассматривают сегодня – есть понимание, что экономику больше тормозить нельзя, – указывает бизнес-омбудсмен Ольга Устинова. – Москва продемонстрировала, что бизнес к полному переходу на такой режим работы не готов. По той информации, которой мы располагаем, за весь прошлый год Москва потеряла 208 компаний общепита – а за две недели с QR-кодами закрылись 178 организаций. Тут даже дополнить нечего. В Москве бизнесу восстановиться проще, а вот Волгоград – не место для экспериментов. У нас нет такой проходимости и покупательской способности. Потеряв однажды бизнес, вряд ли предприниматель сможет его вернуть.
Представители сферы общепита жалуются на некоторое снижение выручки по сравнению с предыдущими неделями, но в целом действующий «антиковидный» режим воспринимается ими как терпимый. Ужесточения ограничений рестораторы однозначно не хотят – они настаивают, что властям следует бороться с эпидемией при помощи массовой вакцинации, а не давления на отдельные отрасли.
— Слава богу, что Москва всё это притормозила. Теперь у горячих голов будет меньше желания дальше решать свои проблемы за счёт нескольких отраслей. На мой взгляд, если мы говорим о каких-либо карантинных мерах, то карантин должен быть всеобщим. Закрывать бары, рестораны, базы отдыха и отели, когда работают рынки и магазины, когда функционирует общественный транспорт (наверное, главный рассадник коронавируса), когда открыты школы и детские сады, – просто смешно. Создавать видимость борьбы с эпидемией за счёт убиения двух-трёх отраслей – это преступление, на самом деле, – считает предприниматель Вячеслав Кузьменко. – В том формате, который есть сейчас, в общем и целом работать можно. Хотя заведениям, ориентированным исключительно на ночную жизнь, наверное, тяжело. У них два варианта – работать подпольно или создавать «COVID-free» зону, то есть всё равно что не работать, так как среди посетителей будет очень большой протест.
Как представители гостинично-ресторанной сферы, так и бизнес-омбудсмен подчёркивают, что чиновникам пора перестать считать отели и кафе основными источниками распространения COVID-19. Во-первых, у большинства таких заведений достаточно узкий круг посетителей. Во-вторых, новые штаммы коронавируса поражают тех, кто явно не является целевой аудиторией баров, отелей или ночных клубов.
— Не секрет, что очень много заражений происходит в медицинских учреждениях. Не секрет, что есть вопросы к предприятиям общественного транспорта. Не секрет, что открылись детские лагеря, где уже были случаи заражения коронавирусом, – перечисляет Ольга Устинова. – Мы видим информацию о том, что чаще стали болеть беременные и дети. Это точно не посетители общепита. И логично, что бизнес говорит: посмотрите, у нас есть банки, есть МФЦ, транспорт, почта, медицина, детские сады и все прочие сферы, поэтому давайте уже конкретно решать проблемы с заболеваемостью, а не концентрироваться на какой-то одной отрасли.
Представителей других отраслей бизнеса эпопея с QR-кодами вообще не затронула. Для магазинов, например, новые решения оперштаба ничего не значат. «Всё по-старому. Есть ограничения, есть расходы на маски-перчатки, но лучше работать так, чем никак», – лаконично сообщил один из волгоградских предпринимателей из сферы розничной торговли.
По словам Ольги Устиновой, сейчас добиться разрешения на работу с учётом ограничений стремятся владельцы детских развлекательных центров – они готовы ввести входной фильтр и вакцинировать всех сотрудников. Возможно, в ближайшее время властям, бизнесу и представителям общественных институтов удастся прийти к единому мнению и разработать новую схему работы бизнеса в «ковидных» условиях, – не идеальную, но хотя бы компромиссную и мало-мальски понятную для всех.