Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» поговорил с кандидатом экономических наук, доцентом кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС) Виктором Молокановым о том, каков будет экономический эффект пошлин на металлургическую отрасль и почему действия правительства ставят под угрозу инвестпроекты в регионах.
Предстоящее введение экспортных пошлин на металл вызывает у представителей отрасли серьёзные опасения. Они указывают, что понесут заметные потери даже от кратковременного введения пошлин, и оценивают падение выручки от 5% до 25%. Насколько достоверен такой прогноз?
Позицию металлургов вполне можно понять: для них это дополнительный налог, который отрицательно повлияет и на стоимость их бизнеса, и на стоимость акций.
Если получается, что целая отрасль понесёт огромные финансовые потери, зачем это нужно правительству?
Понять правительство тоже можно – безусловно, рост цен на металл, который мы наблюдаем, делает более затратными все национальные проекты, которые реализуются в России. Соответственно, нацпроекты требуют дополнительного финансирования со стороны правительства. По сути, правительство за счёт металлургов минимизирует свои затраты на реализацию тех программ, которые запланированы до 2030 года.
Но ведь металлурги – это не только крупные налогоплательщики: отрасль является одним из источников инвестиций в социальную инфраструктуру регионов. Часть прибыли металлургических предприятий поступает в благотворительные фонды, часть идёт на банальную экологизацию. Сейчас производители металла открыто заявляют, что экспортные пошлины отбросят реализацию этих проектов на несколько лет назад. Насколько обоснованы эти опасения?
Я тоже разделяю эти опасения. Можно понять мотивы и одной, и другой стороны, но очевидно, что нельзя из одной шкуры сделать семь шапок. Если государство изымет деньги у металлургов и пустит на реализацию национальных проектов, то сами собственники металлургических компаний, безусловно, будут ограничены в реализации своих инфраструктурных инициатив. Вопрос заключается в том, кто более эффективно использует эти деньги – государство или металлургические компании.
Означает ли это, что часть программ, которые сейчас реализуются в регионах по инициативе металлургов, будет полностью свёрнута?
Понятно, что правительство заинтересовано в том, чтобы реализовать те долгосрочные проекты, которые сейчас находятся под угрозой срыва. Речь идёт в том числе о программе гособоронзаказа, не только о нацпроектах. Правительство стремится защитить свои проекты за счёт введения экспортных пошлин. Но это в то же время означает, что у производителей металла не будет средств на собственные проекты – экологические, благотворительные, инфраструктурные. Конечно, в регионах часть таких проектов будет свёрнута. Главный вопрос здесь – нужно вводить пошлины или не нужно.
Если примерно оценивать предполагаемые потери металлургов, насколько сильно экспортные пошлины могут отбросить отрасль назад в развитии? Значительно ли пострадает инвестиционный потенциал металлургических предприятий?
Тут сложно дать ответ без предварительного анализа, нужно смотреть на цифры. Но я думаю, что потери будут серьёзными. Экономика России в принципе неблагополучна по инвестициям, и учитывая достаточно низкий уровень инвестиционной активности, на котором мы находимся, экспортные пошлины достаточно существенно затормозят рост этого потенциала. Я в принципе не разделяю идеи о том, чтобы замещать все частные инвестиции государственными.