Posted 16 июля 2021, 08:58
Published 16 июля 2021, 08:58
Modified 17 октября 2022, 11:18
Updated 17 октября 2022, 11:18
Как сообщает «НовостиВолгограда.ру», в преддверии Дня металлурга генеральный директор Волгоградского алюминиевого завода Юрий Моисеев дал интервью порталу «Волгапромэксперт», в котором рассказал об итогах работы предприятия за 2020 год. Он отметил, что завод выполнил все поставленные планы, увеличив производство первичного алюминия на 2,3%, анодных блоков – на 20%, а общий товарооборот – на 2,6%. Отчисления ВгАЗа в консолидированный областной бюджет в 2020 году выросли на 23%, до 210 млн рублей. Даже эпидемия COVID-19 не помешала предприятию выполнить план – завод вложил 61 млн рублей в профилактику коронавируса и вакцинировал 80% сотрудников. Продолжилась реализация значимых инвестпроектов: были созданы 520 новых рабочих мест, велась экологизация производства.
— В 2020 году мы закончили наш глобальный проект: вывели на проектные показатели фабрику обожжённых анодов. В прошлом году инвестиции в это производство составили около 350 млн рублей, – рассказал Юрий Моисеев. – В рамках другого проекта (вложения составили более 31 млн рублей) мы начали производство алюминиевых протекторов для антикоррозионной защиты трубо- и газопроводов, нефтяных вышек, корпусов кораблей.
В приоритете у предприятия – дальнейшая экологическая модернизация, снижение количества отходов производства, сотрудничество с региональными властями в рамках инфраструктурных проектов. Однако гендиректор ВгАЗа не упомянул, что все эти начинания на самом деле под угрозой. Экспортные пошлины на металл, о введении которых в конце июня объявило Минэкономразвития, могут поставить на них крест.
Эксперты резонно считают экспортные пошлины несправедливым инструментом: ведь они подразумевают изъятие части выручки без учёта реальных финансовых показателей предприятий. По оценке «Коммерсанта», «Русал» и НМЛК понесут основные потери из-за введения экспортных пошлин. Суммарный объём изъятий по отрасли превысит 160 млрд рублей – эти деньги металлурги собирались вложить в развитие производства, обновление мощностей, реализацию инвестпроектов.
«Русал», по приблизительным оценкам, потеряет из-за пошлин около 12% годовой выручки, НЛМК – 8%, «Норникель» – 4%. Убытки промышленников могут оказаться ещё выше, если действие пошлин продлят до конца 2022 года. Хотя правительство настаивает, что эти меры призваны лишь защитить внутренний рынок и «не являются наказанием» для крупных компаний, воспринимаются они именно так – особенно это обидно для «Русала», который является единственным производителем алюминия в стране (поэтому его ценовая политика на внутреннем рынке полностью контролируется государством). Цены на металл на зарубежных рынках, подскочившие в прошлом году в среднем на 60-80%, даже не приближались к рекордным показателям и сейчас идут на снижение. Опыт последних лет показывает, что они могут рухнуть в любой момент, похоронив под собой все надежды металлургов на восстановление выручки.
Российской металлургической отрасли придётся длительное время работать себе в убыток. Особенно сильно это скажется на регионах, где традиционно присутствуют крупные металлургические предприятия, выступающие в качестве ключевых работодателей и налогоплательщиков – в том числе на Волгоградской области.
— Позицию металлургов вполне можно понять: для них это дополнительный налог, который отрицательно повлияет и на стоимость их бизнеса, и на стоимость акций. Если государство изымет деньги у металлургов и пустит на реализацию национальных проектов, то сами собственники металлургических компаний, безусловно, будут ограничены в реализации своих инфраструктурных инициатив, – отмечает экономист Виктор Молоканов, доцент кафедры экономики и финансов Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС).
Часть проектов в регионах определённо будет свёрнута: экологизация производства отодвинется на неопределённый срок, и первыми от этого пострадают простые россияне. Металлургические компании не только перестанут вкладываться в повышение качества жизни населения, но и задумаются над закрытием ряда нерентабельных предприятий, которые после введения экспортных пошлин будет дешевле упразднить, нежели модернизировать. Возникает вопрос: неужели правительство готово своими руками душить отрасль, успешно пережившую иностранные санкции, и рыть себе могилу, наращивая безработицу и подогревая социальный протест в регионах?
Времени подумать над ответом у властей не так уж много – пошлины для металлургов планируется ввести уже с 1 августа.