Руководство библиотечной сети Волжского утверждает, что проводит масштабную модернизацию и собирается превратить книгохранилища в современные мультимедийные пространства. Горожане, однако, относятся к очередной оптимизации скептически. Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» решил разобраться, почему в городе-спутнике становится всё меньше библиотек.
О том, что в Волжском планируется ликвидировать сразу три филиала библиотечной сети МУ «МИБС» («Муниципальная информационная библиотечная система»), было известно ещё весной. Ещё тогда против этого решения выступала инициативная группа горожан, в составе которой были в том числе представители «Детей войны» и первичной ветеранской организации, которая базируется в одной из закрывающихся библиотек. Волжане жаловались в городскую Думу, но быстро выяснилось, что у депутатов нет никаких рычагов влияния на главу Волжского Игоря Воронина, который подписал распоряжение о ликвидации трёх филиалов «МИБС». Не помогла и петиция, размещённая волжанами на популярном сайте общественных инициатив. Так что октябрь станет для волжских библиотекарей по-настоящему тоскливым. Город лишится библиотек №7, №11 (технической) и №14.
В ликвидируемых библиотеках работают двенадцать человек – почти все они попали под сокращение и воспринимают оптимизацию как личную трагедию. Только трём сотрудникам предоставили внутренние вакансии и позволили перейти в другие филиалы. Остальным предлагают занять свободные рабочие места, которые имеются в других учреждениях культуры Волжского. Библиотекарей такая возможность не прельщает: они рассказывают, что их средняя зарплата сейчас не дотягивает до 20 тысяч рублей, но во многих других учреждениях культуры заработки ещё ниже.
— Библиотечную систему безжалостно кромсают и добивают. Ни о каком слиянии, укрупнении тут говорить нельзя, – убеждена Мария Б., сотрудница одной из библиотек Волжского (по очевидным причинам мы не публикуем её полного имени). – Разговоры о модернизации, компьютеризации, всяких молодёжных тусовках, – это всё для отвода глаз. Просто кому-то приглянулись неплохие муниципальные помещения.
Нынешнее закрытие библиотек в Волжском – уже не первое. Сокращать их число чиновники начали ещё несколько лет назад. По мнению волжан, постепенное закрытие библиотек может иметь под собой коммерческую подоплёку: помещения, которые до недавнего времени занимали учреждения культуры, представляют потенциальный интерес для коммерческих организаций. Однако нет гарантии, что городские власти найдут им удачное применение.
Сокращение началось не вчера, а четыре года назад, и уже тогда нам говорили, что сэкономленные деньги будут тратиться на развитие оставшихся библиотек. Поэтому меня не удивляет то, что происходит сейчас. Многие, кто работал в библиотеках, были вынуждены уволиться. Тем, кто остался, зарплату тогда всё-таки повысили, но незначительно. Другой вопрос – что стало с помещениями, которые когда-то занимали закрывшиеся библиотеки. Например, на улице Фонтанной была когда-то детская библиотека: её несколько лет назад ликвидировали и открыли на её месте художественную мастерскую. Сейчас, насколько мне известно, эта мастерская стоит закрытой, никто туда не ходит. Полагаю, что и сейчас будет так же.Людмила Н., бывшая сотрудница одной из библиотек Волжского
Депутат Волжской городской Думы Александр Кудрявцев, представляющий фракцию КПРФ, на заседаниях горсовета выступал против закрытия библиотек. Он видит главную причину ликвидации филиалов в финансовых трудностях муниципалитета и полагает, что под предлогом модернизации местные власти пытаются радикально урезать расходы на учреждения культуры, поскольку не могут себе позволить экономить на других статьях.
— Наша принципиальная позиция – конечно, мы против. Но все мы понимаем, что в это нелёгкое пандемическое время по всей стране произошёл огромный недобор налогов, и бюджет Волжского тоже провисает. Я прекрасно знаю, как верстается бюджет: при недоборе всегда проводится политика оптимизации. Есть необходимые нужды, такие как уборка улиц или работа муниципальных коммунальных предприятий, на которых сэкономить нельзя, и есть, например, библиотеки. На мой взгляд, представители администрации просто должны были выйти к людям и сказать честно, что в связи с выпадающими доходами вынуждены оптимизировать библиотечную сеть, – говорит Александр Кудрявцев. – Руководитель «МИБС», как я считаю, выбрал неправильную политику, когда сказал, что проводит «модернизацию». Из тех средств, которые удастся сэкономить бюджету, до конца этого года вряд ли хоть что-то потратится на библиотеки. Та же заработная плата никак не сэкономится, потому что люди попадут под сокращение, и ещё три месяца им будет выплачиваться зарплата. Поэтому никакой модернизацией здесь и не пахнет, только оптимизацией. Модернизация не заключается в том, чтобы закрыть три библиотеки и открыть вместо них одну.
По словам Александра Кудрявцева, гордума проявила редкое единодушие по вопросу закрытия библиотек: против ликвидации филиалов высказывались как коммунисты, так и их оппоненты из «Единой России». Депутаты отметили, что на базе закрывшихся библиотек работали ветеранская «первичка» и ячейка организации инвалидов, поэтому их необходимо срочно «переселять». Представители администрации пообещали решить этот вопрос – руководитель городского управления культуры Елена Славина уже нашла для первичной ветеранской организации новое помещение в 150 метрах от закрывшейся библиотеки №14. Но реально повлиять на ситуацию депутаты не могут: у них просто нет соответствующих полномочий. Возникает абсурдная ситуация: городская Дума, избирающая главу Волжского, не в состоянии оспорить его решение. Горсовет вправе выразить своё несогласие с упразднением библиотечных филиалов, но не более того.
Новый директор МУ «МИБС» Руслан Герасимов молод и далёк от привычного образа «чиновника в сером пиджаке» – нашим читателям он, вероятно, более известен как автор Telegram-канала «Букварь и синюю». Именно в его адрес сейчас звучат обвинения в закрытии библиотек. Однако сам г-н Герасимов считает свой проект по модернизации учреждений культуры удачным и призывает дождаться результатов его реализации. Более того, руководитель библиотечной сети признаёт, что решение о закрытии трёх филиалов принималось на основе анализа финансовых показателей.
По словам Руслана Герасимова, под сокращение попали библиотеки, показавшие худшее соотношение между посещаемостью и расходами. В расчёт принимались также состояние помещений, техническая оснащённость, затраты на содержание персонала и активность филиалов в работе с читателями. Руководитель «МИБС» приводит цифры: самую популярную библиотеку Волжского за прошлый год посетили порядка 40 тысяч раз (речь идёт именно о посещениях, а не о количестве людей, пользующихся услугами учреждения). Для сравнения, в техническую библиотеку №11 волжане зашли всего 9,5 тысячи раз за год. У библиотеки №14 на улице Оломоуцкой – 14,5 тысячи посещений, у библиотеки №7 – 23,5 тысячи.
— У закрываемых филиалов – самая низкая посещаемость. К тому же техническая библиотека №11 дублируется Центральной: они находятся рядом, и нет экономической целесообразности содержать два помещения на расстоянии трёхсот метров друг от друга. Все необходимые книги из технической библиотеки можно без труда перенести в Центральную. Книги и техника, которые есть в закрывающихся библиотеках, будут распределены по другим филиалам, чтобы сделать их более укомплектованными. На базе некоторых библиотек мы уже создали компьютерные классы – это позволит нам зарабатывать деньги и оказывать услуги лучшего качества, – считает Руслан Герасимов. – Город не может себе позволить тратить деньги на десять не самых эффективных библиотек. В этом нет необходимости, когда библиотеки можно сделать более наполненными, более живыми. Оптимизация – только один из шагов нашей программы модернизации. Мы выиграли федеральный грант на создание современной модельной библиотеки, которая откроется в Волжском в конце следующего года. Я считаю, это тот случай, когда можно спокойно следовать ленинскому принципу «Лучше меньше, да лучше». Пусть вместо десяти библиотек будет семь, но с бóльшим количеством литературы, техники и так далее. В ноябре 2021 года люди посмотрят, какой на самом деле может быть библиотека, и тогда, я думаю, они поймут, что моя точка зрения имеет под собой определённую базу.
Больше всего вопросов у жителей Волжского возникало по поводу закрытия библиотек №7 и №14. Первая из них, по словам горожан, была достаточно востребована даже в последние годы, когда общий спрос на бумажные издания снизился. Вторая же располагалась в густонаселённой части города, которая после закрытия этого филиала останется вообще без муниципальных книгохранилищ.
Библиотека №14 находится в непроходном месте, рядом нет никаких социокультурных объектов, по посещаемости она вторая с конца. Свой потенциал она сегодня не использует. Поэтому мы её закрываем, прорабатывая при этом вопрос об открытии другой библиотеки в новой части Волжского, в более удобном месте. Библиотека №7 – не самая плохая по посещаемости: есть филиалы, где показатели ниже. Но у неё очень велики расходы на содержание, поскольку она занимает большое помещение. Рядом находится другая библиотека, которая при почти в два раза меньшей площади выдаёт больше посещений.Руслан Герасимов, директор МУ «МИБС» города Волжского
Хотя Руслан Герасимов обещает, что взамен ликвидированной библиотеки в новой части города обязательно появится другая, у депутатов, от которых зависит формирование городского бюджета, уверенности в этом нет. По предварительной информации, муниципального помещения под новый филиал библиотечная сеть пока не нашла, поэтому, возможно, ей придётся искать деньги на аренду коммерческой недвижимости.
— Сейчас закрылись три библиотеки, но мы пока не знаем, когда вместо них откроются новые. По словам руководителя библиотечной сети, вместо филиала №14 в 24-м микрорайоне, где была низкая посещаемость, откроют новый в 26-м микрорайоне – там проходимость выше, рядом новые кварталы, которые активно заселяются. Я с этим не спорю, но у меня пока нет никакой информации о том, когда в 26-м микрорайоне будет открыта библиотека. При принятии бюджета на следующий год, безусловно, все эти вопросы мы будем задавать, – подчеркнул депутат Волжской городской Думы от КПРФ Александр Кудрявцев.
Планы Руслана Герасимова по развитию и преображению волжских библиотек имеют ярко выраженный «молодёжный» вектор. Руководитель «МИБС» увлечённо описывает, какой он видит современную библиотеку, и считает, что ради создания такого учреждения можно пожертвовать парой-тройкой «старорежимных» учреждений культуры.
— Обычно, заходя в библиотеку, мы видим огромное помещение, уставленное стеллажами. Сейчас мы перебираем фонды, чтобы оставить в открытой выкладке лучшее и освободить часть помещений от стеллажей. На освободившемся пространстве можно поставить компьютеры, можно проводить там мастер-классы, открытые уроки и так далее. Мы хотим отремонтировать эти помещения и использовать их для необходимых активностей, а не только для того, чтобы там стояли книги. Разработали проект по редизайну фасадов – за небольшие деньги можно обновить внешний вид всех библиотек, сделать их красивыми. Детскую библиотеку, например, будем разрисовывать полностью и отлично её украсим, – рассказывает Руслан Герасимов.
Предполагается, что в «модельной библиотеке» вместо бесконечных стеллажей будет организовано «мультимедийное пространство для общения молодёжи»: например, пришедший за книгой читатель сможет сразу же посмотреть её экранизацию, прочесть отзывы критиков в Интернете и обсудить новинки издательств с друзьями, потягивая капучино. На словах это звучит неплохо. Но опытные библиотекари отмечают, что концепция выглядит слишком расплывчато. Она не предусматривает никакого «крючка», который заставил бы молодёжь собираться именно в библиотеке, а не в модном кафе, кинотеатре или, например, вузовском дискуссионном клубе.
Ход мысли мне понятен: убрать стеллажи, вместо них поставить компьютеры, кофе-машины или, скажем, столы для пинг-понга. Но, мне кажется, руководитель библиотечной сети и сам прекрасно понимает, что люди в библиотеку приходят не в пинг-понг поиграть.Людмила Н., бывшая сотрудница одной из библиотек Волжского
У библиотекарей есть вполне конкретные и неудобные вопросы к руководству. Например, о судьбе книжных фондов. Хотя ни в одной библиотеке Волжского, за возможным исключением вузовских, сейчас нет полноценного отделения редких книг, из-за ликвидации трёх филиалов город может лишиться ряда ценных технических изданий. По словам Руслана Герасимова, под списание попадут только ветхие и дублетные экземпляры, а также устаревшая техническая литература 60-х и 70-х годов: все ценные учебные пособия и справочники из «технички» уже раздали библиотекам вузов. Однако сотрудники, которые вручную перебирали книги из ликвидируемых филиалов и составляли список изданий, которые необходимо сохранить, говорят, что всё не так просто. Опись проводили в спешке – со всеми вытекающими последствиями.
— Из фондов мы поверхностно отбираем небольшую часть книг – остальное всё свозится в ангар и, наверное, пойдёт в макулатуру. В технической библиотеке огромный фонд патентов и редких учебников. Наше начальство говорит, что это всё есть в Интернете, но многие книги оцифрованы только в урезанном виде, по 15-20 страниц. Поэтому все разговоры про цифровизацию и модернизацию – враньё, хотя и очень красивое. Оцифровка у нас очень слабенькая, хотя это стараются не афишировать, – жёстко высказалась одна из сотрудниц волжской библиотечной сети.
Столь же пессимистично библиотекари отзываются о создании компьютерных классов – по их словам, пока что оно сводится к перераспределению ресурсов. В филиал, которому посчастливилось получить статус «модельного», якобы свозят лучшую технику из других библиотек, а взамен привозят «какой-то хлам». Больше всего сотрудники «МИБС» опасаются, что по образцу «модельного» филиала попытаются переоборудовать и все остальные: по их словам, превращать все городские библиотеки в «тусовочные» места совершенно ни к чему. Если не считать школьников, которым нужна литература по программе, за бумажными изданиями приходят в основном пенсионеры – а им привычнее и комфортнее будет находиться в традиционном читальном зале и брать книги со стеллажей.
Мсье Герасимов так увлёкся разговорами о превращении библиотек в «пространство для общения», что в упор не видит пожилых людей. А между тем после сокращения трёх филиалов расстояние между библиотеками в старой части города в разы увеличится, и многим пенсионерам теперь придётся добираться туда на автобусах.Мария Б., сотрудница одной из библиотек Волжского
Удивление у общественников вызвало также предложение депутата гордумы Галины Ушамирской о создании в Волжском мобильной библиотеки – «библиобуса», который будет ездить по городу и доставлять книги в те микрорайоны, где после оптимизации не останется филиалов «МИБС». Правда, эта инициатива не встретила поддержки и у директора библиотечной сети. Руслан Герасимов отметил, что если в Волжском и появится некий аналог «книжного транспорта», речь будет идти скорее о туристической достопримечательности – например, публичной читальне в трамвайном вагоне на территории городского парка. «Ставить на колёса» городские библиотеки – пока что слишком смелая идея даже для сторонников тотальной модернизации.
Хотя ни директор «МИБС», ни власти Волжского пока не объявляли о дальнейшей оптимизации, среди горожан распространяются слухи, что ликвидация трёх филиалов – это только начало, и в перспективе на весь городской округ останется четыре «образцово-показательных» библиотеки. Документальных подтверждений этой версии нет, но волжан такая перспектива всё равно пугает.
«Коронакризисное» время, конечно, оптимально подходит для того, чтобы сокращать расходы на читальни. Однако почему-то в соседнем Волгограде, где с бюджетом тоже, мягко говоря, не всё гладко, власти подобных решений не принимают – напротив, за последние несколько лет всем библиотекам областного центра предоставили удобные и просторные помещения (раньше некоторым из них приходилось ютиться в подвалах и даже квартирах жилых домов). В Волгограде на базе шестнадцати библиотек обустроены «Центры семейного чтения», открываются новые читальные залы. В Волжском вместо этого пока что идёт речь о создании единственной «модельной» библиотеки, за которое город заплатит упразднением двух-трёх обычных. Окупится ли такой размен – покажет время.
Одна из ключевых проблем, за счёт которых местные власти вполне могут позволить себе оставить всего четыре библиотеки на город с населением свыше 320 тысяч человек, заключается в отсутствии внятного нормативного регулирования. Существует распоряжение Минкультуры, изданное ещё в 2017 году, согласно которому оптимальное количество библиотек в городском округе рассчитывается по принципу «одно учреждение на 20 тысяч жителей». Но это лишь рекомендация, которую чиновники вправе игнорировать.
— Распоряжением Минкультуры от 2 августа 2017 года №Р-965 утверждены методические рекомендации, которые учитываются муниципальными образованиями при создании или ликвидации учреждений культуры, но не являются обязательными к исполнению, – пояснили «НовостиВолгограда.ру» в комитете культуры Волгоградской области. – Комитет культуры неоднократно направлял предложения в Минкультуры о принятии нормативно-правового акта, утверждающего минимальное количество организаций культуры, который будет обязателен для исполнения на всех уровнях власти.
Но пока такой акт не принят – а значит, волжанам остаётся лишь надеяться на то, что библиотеки в городе больше закрывать не станут, и красиво описанная программа модернизации не сведётся к банальному сокращению бюджетных расходов.