Posted 4 сентября 2020, 10:30
Published 4 сентября 2020, 10:30
Modified 7 июля 2023, 18:14
Updated 7 июля 2023, 18:14
Как выяснила редакция «НовостиВолгограда.ру», в Волгоградской области программа туристического кэшбека не дала тех результатов, на которые надеялись туроператоры и чиновники. Волгоград не вошёл в список регионов, куда россияне устремились на отдых.
Всем россиянам, купившим туры в рамках программы туристического кэшбека до 28 августа, предоставляли возможность вернуть до 15 тысяч рублей (до 20% от стоимости путёвки). В Ростуризме предполагали, что акция стимулирует внутренний туризм в регионах, «неочевидных» с точки зрения привлекательности для приезжих, в том числе в Волгоградской области. Однако чиновники просчитались: большинство путёвок с кэшбеком были проданы в таких регионах и городах, как Краснодарский край, Крым, Санкт-Петербург, Казань. Даже в Карелию и на Сахалин туристы ездили намного активнее, чем в Волгоград.
В пресс-службе администрации Волгоградской области корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» рассказали, что участниками федеральной программы кэшбека стали четырнадцать местных компаний — туроператоры и гостиницы. Кроме того, путешествия в Волгоградскую область предлагали своим клиентам компании из других регионов страны. Однако оценивать, насколько успешно прошла реализация программы и повлияла ли она на турпоток, чиновники пока не рискуют.
— По информации регионального комитета по развитию туризма, для туристов подготовили как пакетные туры в Волгоградскую область, так и отдельные услуги, включая размещение в гостиницах. Результаты программы кэшбека подведут, аккумулировав данные компаний-участников во всех регионах страны, — уклончиво пояснили в пресс-службе областной администрации.
Хотя Облтуризм говорит о четырнадцати местных туроператорах и гостиницах, принявших участие в программе, сами сотрудники туристических компаний называют другие цифры. По их словам, в Волгоградской области из двенадцати туроператоров, допущенных к продаже туров с кэшбеком, только два — местные. Так что, видимо, в основном к программе допустили отельеров, которые не занимаются реализацией путёвок. По информации, которую нам сообщили представители рынка, изначально в Волгоградской области желание продавать туры с кэшбеком озвучили шестнадцать компаний, но из них лишь две в конце концов сдали все документы и получили одобрение.
Представители тех компаний, которые всё же смогли присоединиться к программе туристического кэшбека в Волгоградской области, промежуточные результаты её работы уже подвели. Их выводы неутешительны: туроператоры признают, что государство пыталось им помочь, но отмечают, что благое начинание натолкнулось на преграду в виде множества бюрократических процедур.
— Малому бизнесу от этой программы не полегчало абсолютно. Она затевалась для того, чтобы распродать туры в регионы, потому что путёвки в Краснодарский край или на Ставрополье продаются и так шикарно, никакие дополнительные акции для этого не нужны. Но на туры по Волгоградской области, которые мы представляли как оператор по внутреннему туризму, спрос не увеличился, и коллеги из других регионов, с которыми мы общались, тоже говорят, что у них затея с кэшбеком «не выстрелила», — рассказали нам в туристической компании «Клуб путешественников», которая подключилась к системе кэшбека.
Представители волгоградских турфирм, с которыми пообщались журналисты «НовостиВолгограда.ру», жалуются, что принять участие в программе туристического кэшбека им было трудно. Туроператорам пришлось подавать документы в предельно сжатые сроки, из-за чего некоторые не успели «вписаться» в проект. Затем потребовалось ещё и подключать платёжную систему «Мир», что для небольших компаний оказалось сложно. Чтобы дать клиентам возможность расплачиваться картой «Мир» в режиме онлайн, операторы должны были внести серьёзные изменения в архитектуру своих сайтов. Стоимость различных надстроек, необходимых для корректной работы платёжной системы, была сравнима с тем доходом, который небольшие компании могли получить за счёт участия в программе кэшбека — то есть ни о какой финансовой мотивации малого бизнеса говорить не приходится.
— Мне не поступало обращений от предпринимателей, у которых возникли проблемы с подключением к программе «туристического кэшбека». Реального туристического бизнеса в нашем регионе не так уж много, и с областным профильным комитетом мы активно работаем — он очень открыт для сотрудничества. Однако об этой проблеме мне не сообщали ни туроператоры, ни комитет, — прокомментировала Ольга Устинова, уполномоченная по правам предпринимателей в Волгоградской области.
Возможно, отсутствие обращений к омбудсмену было связано с тем, что многие туроператоры отказались от участия в программе ещё на стадии подготовки документов. Компаниям, которые всё же подсуетились и сдали бумаги вовремя, после этого пришлось заняться срочной разработкой путёвок, соответствующих строгим условиям Ростуризма. А поскольку у предпринимателей были большие сомнения в эффективности кэшбека при организации экскурсионных туров, почти все предложения оказались связаны со скромным отдыхом на турбазах.
— Для Волгоградской области создать тур с пятью днями проживания и экскурсионной программой — сложная задача. Его можно сделать, но сомневаюсь, что на это будет спрос. К тому же в программу обязательно должен был входить трансфер. Например, человек хочет купить путёвку на турбазу: трансфер ему совершенно не нужен, но мы должны его заложить в стоимость. Очень сложно всё просчитать так, чтобы это было интересно потребителю, — пояснила сотрудница одной из туристических компаний Волгограда.
Волгоградские туроператоры рассказывают, что им поступали запросы на отдых «по кэшбеку» не только в пределах региона, но и на курортах Краснодарского края. Однако из-за необходимости оплачивать дополнительные услуги туристы столкнулись с абсурдной ситуацией: те деньги, которые должны были им вернуться, «сгорали» за счёт расходов на трансфер до гостиницы, который был обязателен для системы кэшбека. Например, трансфер до гостиницы в Лоо можно было оформить только из Сочи или Адлера, в то время как поезд с туристами прибывал на станцию «Лоо». Стоимость трансфера составляла 5,5 тысячи рублей и тем самым перекрывала кэшбек в размере 5 тысяч рублей. В итоге волгоградцы покупали туры без кэшбека, поскольку это давало им возможность более гибко выстраивать маршрут и не переплачивать за ненужные «бонусы».
Что касается туров по Волгоградской области, то здесь участники рынка столкнулись с другой проблемой: чем заинтересовать гостей региона и как побудить их купить путёвку сразу на пять суток? В среднем, по расчётам туроператоров, приезжие из других городов проводят в Волгограде всего два-три дня. Чтобы продлить этот срок вдвое, нужны по-настоящему уникальные предложения, которых у небольших местных компаний нет.
Мы, туроператоры, всегда готовы принимать туристов. Но на длительный срок в Волгоград люди не едут. Если включать в маршрут такие направления, как Баскунчак или Элиста, это сильно повысит стоимость путёвки, а в Волгограде туристы интересуются почти исключительно Мамаевым курганом. Они рассуждают просто: «Я „Родину-мать“ уже видел, что мне тут смотреть ещё четыре дня?»директор одной из туристических компаний Волжского
Областной комитет по туризму оценивает перспективы увеличения турпотока более оптимистично. Его сотрудники полагают, что в регионе достаточно исторических мест, которые могут быть интересны приезжим.
— В Волгоградской области туристы могут увидеть не только достопримечательности, связанные с героическим прошлым Волгограда, но и совершить поездки в природные парки региона, речные прогулки, а также экскурсионно-гастрономические туры, — заявили в региональном комитете по развитию туризма.
Правда, итоги работы самого Облтуризма скорее демонстрируют обратное. Как ранее сообщали аудиторы региональной КСП, в прошлом году комитет провалил четыре из пяти поставленных задач по развитию туристической сферы. Поток приезжих из других субъектов РФ сократился на 3,6%, заполняемость гостиниц также оказалась ниже установленной планки. Поэтому бодрые прогнозы профильного комитета следует оценивать с изрядной долей скептицизма.
Бизнес-омбудсмен Волгоградской области Ольга Устинова отмечает, что проект поддержки туристической отрасли через стимулирование спроса имеет хорошие перспективы. Весь вопрос в том, насколько грамотно он реализуется. Важно оценить первые итоги программы и определить недочёты, которые потребуют корректировки. Возможно, если схему действия «туристического кэшбека» доработают, отношение предпринимателей к такой форме поддержки изменится.
— Туристическая отрасль долго простаивала. Даже когда турфирмы возобновили работу, были риски, что они снова закроются, потому что просто не будет спроса. В плане стимулирования спроса мы можем позитивно отметить не только кэшбек, но и те выплаты, которые были сделаны населению. Безусловно, это позитивная история. Вопрос в том, как она сработает. Объём реализации этой программы пока сложно оценить, — говорит Ольга Устинова. — Мне известно, что некоторые туристы не стали пользоваться кэшбеком, потому что их не устроили сроки действия программы. Кроме того, коронавирус никуда не делся, поэтому многие просто не рискуют куда-то выезжать. Но идея поддержать отрасль не через субсидии, которые придут и уйдут, а через спрос — она в любом случае хороша.
Есть основания полагать, что экономический выхлоп от туристического кэшбека оказался невысоким не только в Волгоградской области, но и в целом по России. Предварительные данные показывают, что путёвки в рамках программы приобрели всего 50 тысяч человек вместо 3 млн туристов, на которых рассчитывал Ростуризм. Акция проходила в самом конце сезона, а условия участия в ней были жёсткими как для туроператоров, так и для потребителей услуг. Это, пожалуй, главная причина, по которой россияне не оценили идею с кэшбеком.
По словам участников рынка, привлечь в Волгоград больше туристов могут чисто экономические и инфраструктурные факторы: рост покупательской способности, повышение качества сервиса, развитие гостиничного бизнеса. Положительный эффект оказало бы и простое удешевление путёвок за счёт различных акций. Саму идею стимулировать восстановление туристической сферы за счёт повышения спроса на путёвки представители отрасли считают перспективной, но первые попытки её реализовать, по их мнению, провалились.