Posted 9 августа 2020,, 08:56

Published 9 августа 2020,, 08:56

Modified 17 октября 2022,, 08:30

Updated 17 октября 2022,, 08:30

Дубы против чиновников: кто победит при прокладке трассы в Волга-Ахтубинской пойме

9 августа 2020, 08:56
Пока проект третьего пускового комплекса мостового перехода через Волгу проверяется в рамках экологической экспертизы, на территории Волго-Ахтубинской поймы рабочие начали делать зарубки на деревьях в реликтовом лесу, который возможно скоро перестанет существовать.

На месте будущей масштабной стройки возле поселка Госпитомник расположена дубовая роща. По разным оценкам здесь растут до 8,5 тысяч деревьев, хотя чисто визуально кажется, что гораздо меньше. Да, и площадь спорного участка 1 квадратный километр. Здесь вряд ли вряд ли действительно растет именно столько деревьев. Но общественниками озвучивается, что около 3 тысяч - это многолетние дубы, не каждый из которых можно просто так взять и обхватить руками, но вот против спецтехники беззащитные деревья окажутся бессильны. Однако у общественности всё ещё есть возможность повлиять на итоговое решение, так, чтобы ответ на острый экологический вопрос, затрагивающий будущее территории Волго-Ахтубинской поймы, устроил всех. Тем более, что окончательный проект строительства третьей очереди мостового перехода через Волгу пока еще не представлен.

Экспертиза только делается, а проект межевания уже утвержден

Окончательный проект строительства третьего пускового комплекса пока не принят, но по сути антидубовый вектор задан очень четко. Как сообщили нам в пресс-службе администрации Волгоградской области, на первом этапе Третьего пускового комплекса проведена экологическая экспертиза. В рамках нее были сделаны выводы о том, что планируемые мероприятия в рамках строительства соответствуют экологическим требованиям, установленным законодательством РФ и в Волгоградской области в сфере охраны окружающей среды.

— В рамках проведения экологической экспертизы производится детальный подсчет количества деревьев, подлежащих вырубке, их видовой состав и состояние. Количество дубов в общем количестве затрагиваемых зеленых насаждений незначительно и определится после экспертизы, — рассказали в пресс-службе администрации Волгоградской области.

Сейчас идет завершающий второй этап согласований. В частности, проводится государственная экологическая экспертиза и экспертиза на техническую и сметную часть. Задача все та же — оценить соответствие конкретных проектных решений требованиям законодательства РФ и законам на уровне региона в сфере охраны окружающей среды.

— В настоящее время утвержден проект планировки и межевания территории для размещения данного объекта. Кроме того, Федеральным агентством лесного хозяйства принято решение о возможности строительства автомобильной дороги на данных лесных участках при условии компенсации вырубленных зеленых насаждений, - проинформировали в пресс-службе администрации региона.

В дубраве полетели первые щепки

В защиту дубового леса сначала выступили на заседании Общественной палаты Волгоградской области с требованием минимизировать ущерб окружающей среде во время строительства трассы, а затем за экологичный подход высказались и в региональном отделении «Движения автомобилистов России». Пока идут дискуссии и реликтовый лес защищают в теории, в реальности там уже вовсю орудуют лесники. И совсем не с созидательными для конкретных дубов целями.

Как убедились корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру», рабочие, представившиеся сотрудниками Среднеахтубинского лесничества, с картой-планом в руках вероятно размечают новую дорогу, аккурат посередине леса. Правда, дубы не выкорчевываются и не рубятся под корень — на них делаются глубокие насечки, как в случаях, когда дерево необходимо в ближайшем будущем убрать. По другой версии, такие зарубки лесники могут делать на больных деревьях, или на стволах, пораженных личинками вредных насекомых.

В ГКУ ВО Среднеахтубинское лесничество корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» дать комментарии по поводу происходящего отказались, а в «Природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» еще не знают, насколько глубоко в лес продвинулся обсуждаемый проект строительства дороги.

- Конкретно можно будет говорить на том этапе, когда будет утвержден окончательный проект. Насколько я знаю, сейчас ведется его активное обсуждение с участием областных властей, общественности, активистов. Все ждут ответа от дорожников, которые должны высказаться, может ли трасса повернуть и аккуратно обойти дубовый лес, если возможно такое инженерное решение. Наталья Лопанцева, директор ГБУ ВО «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма»

А вот в Общественной палате Волгоградской области в курсе происходящего.

— Мы в курсе этой ситуации и были свидетелями, что засечки делаются на живых здоровых дубах. Это конечно, мягко говоря, не самое лучшее решение, — рассказал член Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин.

По словам общественника, сегодня первоочередная задача не допустить экологического конфликта и внести необходимые коррективы в проект. Например, выбрать самый подходящий вариант, не «убивающий» природу.

- Сразу отмечу, что сегодняшний проект, который идет через пойму, а не по старой дороге, он достаточно свежий и ему не 20 лет, как заявлялось ранее. Но сейчас для нас более актуально, что на основании экологической экспертизы проект может быть изменен. И речь идет именно об этом. Дорога — это острая необходимость, она действительно нужна, но при проектировании, на мой взгляд, не были учтены мнения экологов и общественных организаций, а также интересы природного парка. И сейчас наша основная задача — внести изменения в проект и минимизировать ущерб. Чтобы там, где есть возможность не вырубать дубы, их не вырубать. представитель Общественной палаты Волгоградской области Вячеслав Черепахин

Свежий воздух в лысой и голой пригородной пойме

Один из аргументов сторонников такого подхода — массивные компенсационные посадки. Так согласно проектной документации при строительстве Третьего пускового комплекса предусмотрена высадка следующих зеленых насаждений общим количеством почти 400 тысяч новых деревьев.

- Всего планируется высадка 394 749 деревьев. Это сеянцы дуба черешчатого — 48 886 шт., лесные растения — 100 461 шт., кустарник (слива колючая) — 7 750 шт., саженцы вяза гладкого — 71 295 шт. и т. д. Стоимость работ с учетом ухода за саженцами в течении полутора лет составляет 418 млн. рублей. Кроме того в целях сохранения экологической обстановки в Волго-Ахтубинской пойме предусмотрены установки акустических экранов на протяженности 9,32 км. (стоимость работ — 347 млн рублей) и 15 локальных очистных сооружений, на что выделено 379 млн рублей. комитет транспорта и дорожных коммуникаций администрации Волгоградской области

Цифры выглядят солидно и очень оптимистично, если не обращать внимание на одну деталь. Указанные посадки проведут не в пригородной части поймы, где необходимость в «зеленых» легких важна как нигде, а рассредоточат по всей территории Волго-Ахтубинской поймы и за ее пределами. Однако это не мешает чиновникам давать благоприятные с экологической точки зрения прогнозы.

— В результате перенаправления транзитного транспорта, который в настоящее время передвигается по автомобильной дороге «Волгоград-Краснослободск- Средняя Ахтуба», будет снижены вредные выбросы в атмосферу и водные объекты, уменьшится шумовое воздействие на жителей, а также краснокнижных животных, уменьшится количество дорожно-транспортных происшествий, — рассказали в администрации Волгоградской области.

«Нам шум и загрязнения не нужны…»

Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» побывали на месте событий и пообщались с жителями поселка Госпиитомник, у которых прямо под боком вместо дубового леса скоро может вырасти широкополосная трасса. Кстати, не исключен вариант, при котором дорога пройдет прямо по границам поселка.

О соседстве с дубравой в населенном пункте говорят даже названия улиц. Например, географически крайняя точка поселка — переулок Лесной. Житель дома № 9 Сергей Черной о перспективе большой стройки слышал, но не предполагал, что она может начаться уже вот-вот, да еще и в нескольких десятках метрах от его дома.

— Конечно, это не самые хорошие новости. Лучше бы дорога шла краем леса, чтобы сделать потери дубов, как можно меньше. Они же очень долго восстанавливаются. Да и лишний шум и загрязнение воздуха не нужны.

Житель еще одного дома, расположенного по соседству, также от идеи строительства дороги именно в этом месте не в восторге.

— Я если надо и петицию подпишу, но ничего у вас ребята не выйдет.

Узнав, что мы журналисты и собираем мнения, а не подписи, мужчина уточнил.

— Если власть решила, нас не спросят. Так было уже много раз. Все дискуссии так для отвода глаз.

А вот местный житель Дмитрий Пелихов о грядущей реализации масштабного проекта узнал от нас.

— Никто нас не информировал, мнения не спрашивал. Я сейчас сказал жене (это был уже второй разговор с мужчиной), она тоже удивлена. Хотелось бы поподробнее узнать, что это за дорога, и может ли наше мнение на что-то повлиять.

Впрочем нашлись в поселке Госпитомник и пассивные в своей абсолютной лояльности к властям жители. Так 70-летняя пенсионерка заявила, что в последнее время пенсию ей платят вовремя, ее размер позволяет делать ремонт, ухаживать за домовладением, а значит, власти в ее глазах вполне заслужили, чтобы строить, где хотят и что хотят. Пусть даже и вплотную к ее дому, лишь бы не очень шумели.

Еще одна жительница Юлия Лустина, чей дом расположен в соседнем поселке, высказала взвешенное мнение, что действующая трасса, безусловно, нуждается в разгрузке, но не любой ценой.

— Транспорт нужно куда-то девать, здесь иногда дорогу невозможно перейти. Но и деревья жалко. Нужен какой-то компромиссный подход.

Отметим, что с таким уровнем информирования местных жителей власти при начале стройки могут получить второй Гумрак в смысле недовольства жителей, у которых прямо под окнами тяжелая техника начнет реализацию согласованного со всеми кроме самих местных жителей проекта.

Пока население высказывают свое мнение, основанное на догадках, общественники вместе с заинтересованными сторонами решили, что проблему лучше один раз увидеть.

— На будущей неделе планируется провести выездное совещание с участие представителей профильных региональных комитетов, членов экологического совета и общественной палаты региона, — рассказал корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» Вячеслав Черепахин.

Остается надеяться, что результаты экологической экспертизы, а также аргументы общественников и экологов убедят власти в более компромиссном и огибающим дубовую рощу подходе. Потому что времена «дуболомного» подхода уже прошли, и настала эпоха технологических и экологичных решений.

"