«НовостиВолгограда.ру» рассказывает, как районные и городские власти заслужили осуждение и ненависть более чем 12 тысяч волгоградцев, покусившись на благородных животных и на детей, занимающихся конным спортом.
О том, как и почему власти Волгограда ополчились на «Сосновый бор», мы уже подробно рассказывали. Поэтому просто отметим, что для атаки на конюшню чиновники выбрали очень удобный момент: Владимир Зубков, главный совладелец ООО «Сосновый бор» (которому принадлежит в том числе конноспортивный клуб «Золотая подкова»), сейчас находится в московском СИЗО в качестве подозреваемого по громкому уголовному делу и не может полноценно защищать своё имущество.
Ранее власти Дзержинского района уже подали иск о сносе десятка нежилых строений на территории усадьбы, что вызвало противоречивую реакцию. Но когда в январе 2020 года стало известно, что районная администрация собирается снести конюшни конноспортивного клуба «Золотая подкова», общественное осуждение переросло в настоящую ярость. Под онлайн-петицией против демонтажа конюшен — уже более 12,6 тысячи подписей. «Была там с дочерью. Катались на лошадях. Красивое место, шикарные кони. Нашим дуракам всё бы сломать. А коней куда?», — возмущаются пользователи соцсетей. «Лошадей-то за что?», — недоумевают волгоградцы, поражённые настойчивым желанием чиновников уничтожить «Золотую подкову». «В вымирающем и депрессивном Волгограде должно остаться хоть что-то для людей. Заниматься уничтожением конюшни зимой — кощунство!», — негодуют горожане, поддерживающие петицию.
Особое возмущение у противников сноса вызывает тот факт, что демонтировать конюшни власти решили посреди зимы. Уничтожить «самовольные постройки» они поначалу собирались ещё 27 января — и уничтожили бы, если бы суд не принял обеспечительные меры. Но и это решение администрация Дзержинского района сейчас пытается оспорить, чтобы как можно скорее снести «Золотую подкову». Под угрозой находятся главная конюшня клуба, где живёт большая часть лошадей (включая частных), малая конюшня и хранилище, где находится корм для животных.
Когда районная администрация безуспешно пыталась начать снос конюшен, в защиту клуба выступили около ста человек — родители детей, которые занимаются верховой ездой, общественники и зоозащитники. Правда, помочь «Золотой подкове» добровольцы могут лишь символически: купить еду для животных простые волгоградцы в состоянии, а вот найти приют для лошадей — вряд ли. Поэтому риск потерять помещения — самая большая проблема для сотрудников конноспортивного клуба.
«Золотая подкова» — пожалуй, самый крупный и известный конноспортивный клуб Волгограда и один из немногих, расположенных в черте города. Почти все остальные такие учреждения находятся за пределами областного центра, и добраться до них сложнее. Поэтому клуб пользуется особой популярностью как среди детей, обучающихся верховой езде, так и среди взрослых, для которых предусмотрены платные конные прогулки. И хотя мэрия утверждает, что в Волгограде около десятка организаций, «занимающихся развитием конных видов спорта», по сравнению с «Золотой подковой» другие клубы либо менее популярны, либо закрыты для свободного посещения, либо просто неудобно расположены. Например, муниципальный казачий конноспортивный клуб находится в заканальной части Красноармейского района.
— Двенадцать лет существует эта конюшня, я здесь работаю десять лет. Ни разу за всё это время к нам не было никаких претензий. Мы, конечно, надеемся на самый лучший исход — на то, что администрация всё-таки одумается и сохранит «Золотую подкову». Это единственный конноспортивный клуб такого масштаба в Волгограде и Волгоградской области, — говорит Ксения, тренер конноспортивного клуба «Золотая подкова». — На данный момент все лошади живы, крыша над головой у них есть. Их как было сорок две, так и остаётся — просто несколько частных лошадей уехали на соревнования. Помимо коней, у нас есть коровы, ослики и другие животные. Их очень непросто куда-то пристроить: коровы все стельные, на сносях, есть и лошадь жерёбая, которая вот-вот должна принести жеребёнка. Мы из-за этого очень переживаем — не в чистое поле же нам с ней пойти.
После известия об угрозе демонтажа сотрудникам «Золотой подковы» удалось разместить нескольких лошадей в других конноспортивных клубах, но у этих учреждений гораздо меньшая площадь, поэтому перевести в другие конюшни всех животных не получится. В пресс-службе мэрии Волгограда уверяют, что в случае сноса «Золотой подковы» лошади без крыши над головой не останутся — якобы ещё до наступления срока демонтажных работ муниципалитет договорился о переводе животных в ведомственные конюшни. Работникам конноспортивного клуба, однако, об этих договорённостях ничего не известно.
— Только у нас из всех конноспортивных клубов Волгограда есть такой большой манеж. Это помещение ангарного типа, где дети занимаются в любую погоду. Поэтому наш клуб не останавливает работу с лошадьми никогда — занятия проводятся в любое время года, потому что у нас есть крыша, — рассказывает Ксения. — Дети сейчас очень сильно переживают, но приходят: занимаются с лошадками, чистят их, приносят морковку.
В «Золотой подкове» тренируются около ста детей, которые на регулярной основе занимаются верховой ездой. Многие из них участвуют в соревнованиях по выездке и конкуру, где представляют Волгоградскую область и занимают призовые места. Если конноспортивный клуб прекратит существование, начинающим наездникам придётся либо переезжать в другие города, либо просто забыть о спортивном будущем.
— Мы начинаем знакомить детей с лошадьми с четырёх-пяти лет, а сажать в седло — лет с семи, когда возраст уже более осознанный. Один из наездников тренируется у нас с четырёх лет. Сейчас он спортсмен-разрядник, который выступает на соревнованиях по конкуру, занимает призовые места и защищает честь не только нашего клуба, но и всей Волгоградской области, — говорит Ксения. — Конный спорт — благородный, это спорт двоих. Договориться с огромным животным, которое весит 400 килограммов, чтобы оно выполняло команды всадника — дорогого стоит. В Волгограде конный спорт практически не развит и держится чисто на энтузиастах, и его почему-то пытаются задавить окончательно. Для чего это делается, я не понимаю. Некоторые наши воспитанники — представители сборной Волгоградской области, дети с разрядами. Если клуба больше не будет, скорее всего, им придётся завершать спортивную карьеру, потому что условий для занятий больше почти нигде нет.
Сложно объяснить, почему волгоградские чиновники так люто ненавидят лошадей, но ещё сложнее — понять, почему администрация Дзержинского района в своих нападках на конюшню допускает вольную трактовку нормативно-правовых актов. Во-первых, долгие годы к «Золотой подкове» не было никаких юридических претензий; во-вторых, конюшню, где есть прочный фундамент, электричество и вода, районная комиссия почему-то приняла за нестационарный объект типа торгового павильона.
В 2010 году ООО «Сосновый бор» арендовало участок земли, где сейчас расположены спорные постройки, сроком на одиннадцать месяцев. Этот факт подтверждается договором между компанией и городской администрацией. Срок аренды истёк в 2012 году, но мэрия согласилась пролонгировать договор с арендатором на неопределённый срок. До недавнего времени власти Волгограда и ООО «Сосновый бор» жили душа в душу, и в 2015 году на все объекты, которые власти сейчас требуют снести, было без проблем оформлено право собственности. Лишь после событий, связанных с задержанием Владимира Зубкова, администрация Волгограда внезапно обнаружила, что больше не хочет иметь с его компанией никаких дел.
— 14 октября 2019 года было получено письмо от администрации Дзержинского района о том, что договор об аренде расторгается в одностороннем порядке. ООО «Сосновый бор» было предложено в течение месяца освободить данный земельный участок, однако это не представлялось возможным: там находятся животные, и найти для них место постоянного размещения достаточно сложно, тем более в зимнее время. Мало того, как минимум одна лошадь и все коровы готовятся дать потомство, — указывает юрист Игорь Акимов, представляющий интересы ООО «Сосновый бор». — Некоторые из лошадей не принадлежат ООО «Сосновый бор», но их владельцам очень нравятся условия содержания, и они хотели бы оставить своих животных здесь.
Во всех районах Волгограда есть специальные комиссии, которые должны выявлять самовольные постройки. По утверждению пресс-службы мэрии, визит такой комиссии в «Золотую подкову» состоялся 10 января. Но представители «Соснового бора» уверяют, что чиновники не уведомили о проверке руководство компании и, более того, на основании беглого осмотра признали конюшни нестационарными постройками, что очевидным образом не соответствует действительности.
— Администрация Дзержинского района в своём распоряжении о сносе ссылается на постановление администрации Волгограда №764. В этом постановлении говорится, что комиссия должна определить, является ли объект, во-первых, самовольной постройкой и, во-вторых, нестационарной. К нестационарным объектам относятся бахчевые лавки, киоски и так далее. По моему мнению, администрация нарушила законодательство, сославшись не на тот правовой акт, — указывает юрист Игорь Акимов. — Имеется постановление от 15 июня 2016 года №894. Оно регламентирует порядок действий в том случае, если комиссия выявляет самовольную постройку стационарного типа — то есть такую, у которой есть связь с землёй, есть фундамент, подключены коммуникации: газ, вода, свет. Это другой правовой акт, там нужны совсем другие решения. Один из самых главных моментов — в том, что решение комиссии должно быть обязательно утверждено судом. Второй момент — в том, что нужно провести экспертизу. На данный момент ни одна из сторон никакой экспертизы не заказывала. Лишь после этого можно будет решить вопрос о необходимости сноса или возможности оставления.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Волгоградской области Ольга Устинова сообщила, что ей не поступало обращение от представителей ООО «Сосновый бор» в связи с делом о сносе конюшен. Бизнес-омбудсмену остаётся лишь следить за процессом со стороны.
— Если предприниматель не обратился к уполномоченному, это его осознанная позиция. Поэтому я глубоко в эту ситуацию не погружаюсь, — пояснила бизнес-омбудсмен Ольга Устинова. — Надо смотреть, что скажет суд: есть практика, когда суд отказывал в иске, поскольку требование о демонтаже нестационарных объектов пытались применить к объектам капитальным. Будет ли она применена в этом случае — не готова сказать, аргументам сторон будет давать оценку суд. Могу лишь по-человечески посочувствовать лошадям.
По словам представителей «Соснового бора», владельцы конюшни готовы на мировое соглашение с мэрией и даже на передачу «Золотой подковы» в пользование другим организациям — лишь бы конноспортивный клуб продолжал работать. Руководство компании согласно пойти на компромисс: например, отдать конюшню какому-нибудь общественному объединению, православной церкви или даже полиции. Однако власти города игнорируют попытки «Соснового бора» договориться. Региональный комитет спорта также, насколько известно, не изъявил желания принять «Золотую подкову» под эгиду.
Администрация Волгограда в своём комментарии ни о каких мировых соглашениях не упоминает. «После освобождения от самовольно установленных объектов данная территория будет благоустроена и использована для дальнейшего развития городской инфраструктуры», — сухо и неопределённо заявляет пресс-служба мэрии. По-видимому, чиновникам поставлена задача любыми правдами и неправдами добиться уничтожения «Золотой подковы». Учитывая, каковы успехи администрации Волгограда в благоустройстве и стимулировании малого бизнеса, под «развитием инфраструктуры» вполне может подразумеваться, что на месте конюшни появится автозаправка или шашлычная, принадлежащая «рукопожатному» предпринимателю или депутату.
— В Волгограде есть организации, которые могли бы использовать конноспортивный клуб для реализации социальных программ, для обучения детей-сирот верховой езде, для иппотерапии. Можно было бы на базе клуба реформировать конный дивизион полиции, который, насколько мне известно, сейчас собираются возрождать. Такие предложения были, но, как я могу судить, пока что консенсус не найден, — разводит руками юрист Игорь Акимов. — Если есть возможность заключить мировое соглашение, зачем что-то ломать? Почему бы не отдать, например, православной церкви, которая может с конюшней какой-то социальный, благотворительный проект сделать? Это был бы большой плюс для города, да и Дзержинскому району придало бы изюминку. Территория, где расположена конюшня, уже благоустроена, хотя вокруг пустырь, и она может становиться лучше и лучше. Все мы прекрасно понимаем, что люди, которые организуют конные прогулки, не допустят, чтобы здесь были свалки или пожары наподобие тех, что были в окрестностях в сентябре. Тогда сорок гектаров горело, и наши сотрудники помогали тушить огонь, хотя очаг возгорания был далеко за пределами территории «Соснового бора».
Чем завершится война районной и городской администрации с лошадьми (односторонняя, поскольку дать отпор бессловесные животные не могут), пока остаётся неизвестным. Но уже ясно, что битву за симпатии горожан чиновники проиграли: общественное мнение — на стороне «Золотой подковы». Вопрос в том, остановит ли это администрацию Дзержинского района — или мнение более чем 12 тысяч волгоградцев ничего не значит для власть имущих?