Мы рассказываем о том, как «государственно-частное партнёрство» повлияло на Волгоград, что изменилось в жизни простых горожан и кто извлекает выгоду из концессионных сделок на миллиарды рублей.
В первой публикации мы напомнили, как концессионеры пришли в Волгоград и как ради их благополучия местные депутаты добились повышения тарифов ЖКХ. Во второй части цикла мы рассмотрим реальные итоги деятельности «Концессий водоснабжения» и «Концессий теплоснабжения», достигнутые к концу 2019 года, и узнаем, почему волгоградцы с каждым годом всё сильнее недовольны работой коммунальных операторов. Третья часть, которая выйдет на следующей неделе, будет посвящена экономической стороне вопроса: мы расскажем, кто стоит за двумя головами волгоградского концессионного монстра, какова вероятность передачи в частные руки скоростного трамвая и как получилось, что концессионеры в каком-то смысле стали влиятельнее, чем мэрия Волгограда.
В предыдущей публикации мы уже выяснили, что стоимость услуг ЖКХ в Волгограде резко повысилась именно после прихода концессионеров. На что же тратятся те суммы, которые «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения» получают от населения? И можно ли считать эти компании инвесторами в полном смысле этого слова?
Чтобы узнать, какой объём работы «Концессии водоснабжения» и «Концессии теплоснабжения» проделали в 2019 году, мы обратились в общую пресс-службу компаний, где нам предоставили приблизительные данные об их успехах с января по декабрь. Поскольку коммунальные операторы будут подводить официальные итоги года позднее, в начале 2020-го, считать эти показатели окончательными нельзя. Тем не менее они дают примерное представление о том, каковы масштабы деятельности концессий на сегодняшний день.
По данным пресс-службы, к концу 2019 года «Концессии водоснабжения» инвестировали в модернизацию волгоградского водоканала порядка 6,4 млрд рублей — это примерно девятая часть той суммы, которую компания обещала потратить на реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры. «Концессии теплоснабжения» за аналогичный период направили на соответствующие цели около 4 млрд рублей (приблизительно одна восьмая часть общей суммы запланированных инвестиций). На какие же цели были израсходованы столь солидные деньги?
Общая протяжённость коммунальных сетей, переданных в пользование «Концессиям водоснабжения» и «Концессиям теплоснабжения», составляет 5313 километров (из них 2209 км — водопровод, 1156 км — канализация, 1603 км — теплосети и 345 км — сети горячего водоснабжения). Из них обеими компаниями обновлено свыше 200 километров — то есть приблизительно 4% от общей протяжённости коммуникаций. Объёмы работ по реконструкции и замене сетей в 2019 году исчисляются десятками километров — что по меркам коммунальных операторов, ворочающих миллионными прибылями, весьма и весьма скромно.
Те цифры, которые нам предоставили в общей пресс-службе обеих компаний, не позволяют говорить о том, что «инвесторы» в уходящем году добились какого-либо значимого прорыва. А вот порывов на трубах было многовато — впрочем, об этом немного позже.
— В 2019 году ООО «Концессии теплоснабжения» провело гидроиспытания 1,95 тыс. км теплосетей, по их результатам компания отремонтировала во всех районах города 18,5 км теплотрасс и восстановила теплоизоляцию на 14 км труб. В рамках инвестиционной программы за 2019 год компания проложила порядка 20 км трубопроводов обратной циркуляции, а также обеспечила реконструкцию восьми центральных тепловых пунктов и восьми котельных, в том числе крупных районных котельных: котельная квартала 317 Краснооктябрьского района, котельная квартала 849 Тракторозаводского района, — отчиталась о работе тепловиков объединённая пресс-служба коммунальных операторов.
Итак, «Концессиями теплоснабжения» в 2019 году построено 20 километров новых трубопроводов и отремонтировано ещё 32,5 километра. В сумме это примерно 2,7% от общей протяжённости тех коммуникаций, которые находятся в ведении оператора. Если компания будет работать такими темпами ежегодно, то она с высокой вероятностью не сможет полностью обновить доверенную ей инфраструктуру за положенные 30 лет — тем более что к концу этого срока трубопроводы, которые прокладываются сейчас, как раз настанет время ремонтировать.
Если говорить объективно, ряд магистралей «Концессии водоснабжения» и «Концесии теплоснабжения» действительно заменили. Но, учитывая нужные объёмы реконструкции, это крохи. Я не могу сказать, что это серьёзный объём работ. Какого-то заметного прорыва не случилось, по крайней мере пока.Эдгар Петросян, активист регионального штаба ОНФ, куратор проекта «За честные закупки» в Волгоградской области
Впрочем, мэрия Волгограда возвышает свой голос в защиту концессионеров (что понятно, учитывая, на чьи плечи в конечном счёте ложится ответственность за передачу систем жизнеобеспечения граждан в частные руки). В пресс-службе городской администрации нас заверили, что благодаря приходу «Концессий теплоснабжения» в областном центре «были устранены самые болевые точки теплового комплекса города»: с 2016 года, по данным администрации, заменены 58,5 км теплотрасс (причём «в планах на предстоящий межотопительный сезон значительное увеличение этого показателя»), построены пять новых блочно-модульных котельных, реконструированы 25 тепловых пунктов и 19 стационарных котельных. «Строительство современных источников теплоснабжения позволило уйти от покупного тепла и обеспечить бесперебойную поставку ресурса потребителям, переключить жителей с ведомственных источников теплоснабжения на муниципальные котельные для гарантированного обеспечения теплоснабжением (АО МЗКО „Красный Октябрь“, АО „Волгоградская ГРЭС“, ВГУП „Заря“), а также закрыть устаревшие мазутные (р.п. Южный) и угольные (р.п. Гумрак) котельные, которые помимо снижения с годами качества теплоснабжения неблагоприятно влияли на экологическую обстановку», — говорится в ответе, который пресс-служба мэрии дала на запрос «НовостиВолгограда.ру».
С котельными в этом году, надо признать, действительно не было существенных проблем, однако количество аварий на трубопроводах остаётся катастрофически высоким. Достаточно перечислить аварии на теплосетях, произошедшие с начала нынешнего отопительного сезона. Один из первых крупных порывов произошёл в первый же день подачи тепла, 19 октября: в самом центре Волгограда, где «Концессии теплоснабжения» полностью меняли трубы в 2018 году, дорогу окутали клубы пара, а поликлиника №3 осталась без горячей воды. На следующий день волгоградцы начали массово жаловаться на срыв отопительного сезона, а затем аварии посыпались, как из рога изобилия. Некоторые из них были серьёзнее прочих. В ноябре без тепла остались несколько домов в Дзержинском районе, в декабре, когда уже начались морозы, — часть микрорайона Спартановка в Тракторозаводском.
Чаша терпения волгоградцев окончательно переполнилась, когда из-за крупной аварии на улице Козловской в Ворошиловском районе отопления лишились порядка 300 домов, из которых только 180 оперативно перевели на альтернативные источники теплоснабжения. Жильцы 140 многоэтажек были вынуждены ночевать в неотапливаемых квартирах, и более того, при попытке восстановить отопление на инженерных сетях начались новые порывы. Слово «ярость» слабо выражает эмоции горожан, столкнувшихся с этой ситуацией: в соцсетях начали распространяться призывы к властям изгнать «Концессии теплоснабжения» из Волгограда и отказаться от услуг компании.
В большинстве случаев аварии на теплосетях происходят на тех участках трубопроводов, до которых у «Концессий теплоснабжения» за три года почему-то так и не дошли руки — в итоге компания, которая утверждает, что занимается модернизацией коммунальной инфраструктуры, вынуждена в срочном порядке производить аварийный ремонт. Учитывая степень износа коммуникаций, у концессионера просто не остаётся времени на заявленную «модернизацию» и ввод в эксплуатацию новых сетей — все силы приходится бросать на латание дыр в трубах, давно отметивших полувековой юбилей.
Уровень работы «инвестора» отлично демонстрирует недавняя ситуация на многострадальной улице Козловской, где концессионер при самоотверженной информационной поддержке мэрии Волгограда якобы проводил «плановый ремонт ветхого участка тепломагистрали». На деле «плановые» работы свелись к латанию дыр: «ветхий участок» оказался отрезком трубы не более чем в полметра длиной, да и рабочие «Концессий теплоснабжения» не скрывали, что выполняли именно аварийный ремонт. В мэрии обещают, что «ветхий участок будет полностью заменён в межсезонный период в 2020 году». Так или иначе, очевидно, что большую часть времени инвестор вынужден заниматься только устранением аварийных ситуаций, а не строительством новых трубопроводов и обновлением оборудования. В итоге качество коммунальных услуг для большинства горожан остаётся на одном и том же уровне, хотя концессионное соглашение формально предусматривает его повышение.
— Ситуация в сфере ЖКХ в Волгограде с приходом концессий как минимум не улучшилась, а в моём понимании даже ухудшилась. И я думаю, что положение дел продолжит ухудшаться, поскольку никаких реальных работ по замене трубопроводов, которые давно себя изжили, не проводится. Ведутся только аварийные работы, и рано или поздно эта ситуация зайдёт в тупик, — мрачно прогнозирует депутат городской Думы Дмитрий Крылов, известный своей последовательной критикой «государственно-частного партнёрства». — Вся деятельность концессионеров сводится к тому, чтобы раскопать траншею, забить чопики, как в старые времена, и опять закопать. Хотя на самом деле, естественно, они должны не просто дыры заткнуть, а заменить повреждённый участок трубы, и не просто закопать, а восстановить асфальтное покрытие.
Ради справедливости, закупки на восстановление асфальта поверх свежезарытых траншей «Концессии теплоснабжения» всё-таки периодически объявляют — в этом году они обещают подрядчику, который возьмётся за эту работу, около 3 млн рублей. Правда, класть дорожное покрытие поставщику услуг придётся в авральном режиме и при неоптимальных погодных условиях, что закономерным образом скажется на качестве ремонта — но это уже не забота концессионера, а проблема, с которой столкнутся волгоградские автомобилисты.
Остаётся надеяться, что те ямы и канавы, которые образовались в этом году после череды аварий на теплосетях, «Концессии теплоснабжения» ликвидируют быстрее, чем во время предыдущего масштабного ремонта коммуникаций. Наши постоянные читатели наверняка помнят рубрику «Жизнь замечательных траншей», которую мы вели с осени 2018 и до весны 2019 года. Она была посвящена нескольким «коммунальным окопам», устранение которых заняло у концессионеров больше 9 месяцев. Всё это время траншеи оставались разрытыми: где-то жильцам многоэтажек приходилось сооружать шаткие мостики, чтобы переправляться через эти провалы в земле, где-то канавы затапливались водой, где-то мешали автомобилистам… В пресс-службе коммунального оператора признавались, что «вынужденное продление работ было обусловлено задержкой в поставке необходимых материалов, а также решением эксплуатационных и проектных вопросов». Проще говоря, у концессионера не нашлось необходимого инвентаря — подвели подрядчики.
По словам депутата Дмитрия Крылова, случаи, когда концессионные операторы не могут оперативно выполнить ремонт коммуникаций из-за отсутствия требуемых материалов или нехватки персонала, возникают регулярно. Это достаточно странно, учитывая объём средств, которые компании получают от населения и из других источников (о том, что это за источники, мы поговорим в следующий раз).
— Любой, кто следит за публикациями в СМИ, видит, сколько порывов происходит каждый день, — и это несмотря на то, что стоимость коммунальных услуг для населения увеличилась, и у коммунальных операторов, по идее, не должно быть дефицита финансовых средств или рабочей силы. Но я как депутат каждый раз сталкиваюсь с тем, что концессии постоянно ссылаются то на нехватку материалов, то на нехватку людей. Большинство тех, кто работает в концессиях — люди предпенсионного возраста, молодые кадры туда идти не хотят. Значит, условия труда их не прельщают, — говорит Дмитрий Крылов. — Зачастую мне самому приходится оказывать людям непосредственное содействие в устранении различных аварий и течей. Решая такую проблему на Нижней Судоверфи, я столкнулся с тем, что у концессионера не нашлось даже двух метров трубы для ремонта! Возня длилась две недели, потом в концессиях доложили, что течь устранили. Но я приезжаю проверить — а там вода бьёт через грунт!
Наличие существенных проблем в коммунальной отрасли и периодический срыв сроков по ликвидации аварий признают и сами представители «Концессий теплоснабжения». Нужно отдать пресс-службе компании должное — она действует в сложившихся условиях крайне профессионально и даже призывает волгоградцев активнее сообщать о подобных ситуациях.
— К сожалению, прецеденты с несвоевременным завершением работ по благоустройству ещё периодически возникают. Компания прикладывает все усилия к тому, чтобы их становилось меньше, и всегда признательна неравнодушным горожанам за информирование о таких инцидентах, — сообщили «НовостиВолгограда.ру» в объединённой пресс-службе коммунальных операторов.
К «Концессиям водоснабжения» у простых волгоградцев и местных общественников в целом меньше претензий бытового характера — то ли потому, что временные перебои с холодной водой ощущаются менее сильно, то ли потому, что компания работает в городе немного дольше и уже «вошла в ритм». Тем не менее этот коммунальный оператор также время от времени сталкивается с авариями, которые не может устранить в течение долгого времени.
— По технической части не могу ничего сказать, поскольку не являюсь специалистом в этой области. С водой ситуация в целом нормальная — и чинят вовремя, и на вызовы реагируют, так что в этом плане несомненный плюс есть. Но общеизвестно, что по всей стране, не только в Волгограде, существует проблема колоссального износа коммуникаций. И никто не понимает, что с этим делать. Все об этой проблеме говорят, но ничего придумать не могут, — говорит волгоградский политолог и блогер Александр Сайгин, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО, оценивая работу «Концессий водоснабжения» с 2015 года по настоящее время.
Одна из последних аварийных ситуаций на сетях водоснабжения показала, что коммунальный оператор до сих пор не в состоянии эффективно и быстро справляться с по-настоящему серьёзными испытаниями. В начале ноября из-за крупного порыва на сетях водоканала во дворе дома №30 по улице Кузнецкой образовалась огромная яма с водой. Из-за ремонтных и земляных работ, затянувшихся на три недели, оказался затоплен подвал жилой девятиэтажки, был обесточен лифт и пропало освещение в подъезде. Жильцы дома опасались, что фундамент здания начнёт разрушаться из-за подтопления, в то время как работники концессионных компаний с невозмутимым видом продолжали искать «небольшую течь». Только в конце месяца выяснилось, что искали они не там, где было нужно. Злополучную яму в конце концов успешно ликвидировали, но вся эта ситуация наглядно продемонстрировала непрофессионализм коммунальных операторов. Несколько сотрудников, по чьей вине устранение аварии затянулось, были привлечены к ответственности.
— На улице Кузнецкой произошло сложное повреждение на проходящих рядом сетях водопровода и теплосети, дополнительно осложнённое забитым участком ливневой канализации. Утечка воды от повреждения не смогла уйти через ливнёвку, в результате чего сформировался повышенный уровень грунтовых вод, подтапливающий место раскопа. Закрывать котлован с подтоплением нельзя. Ушло дополнительное время на установление истинной причины подтопления — забитую ливневую канализацию. Несмотря на то, что система ливневой канализации не входит в зону обслуживания концессий, данный участок был прочищен за счёт компании, — пояснили в пресс-службе коммунального оператора. — Однако в результате устранения повреждения сроки действительно были чрезмерно затянуты. Проведена внутренняя проверка, виновники проволочек установлены и уже понесли административное наказание.
В мэрии Волгограда тем не менее считают, что одна крупная авария, которую концессионер не мог устранить почти месяц, не может считаться поводом для обвинений в халатности. По данным администрации, количество порывов на сетях водоснабжения в областном центре сократилось за последние четыре года, хотя и не кардинально.
— За четыре года реализации инвестиционной программы в сфере водоснабжения и водоотведения за счёт реконструкции 87 водопроводных и канализационных насосных станций и обновления 200 км сетей удалось снизить аварийность на водопроводных сетях и канализации на 26,5%. Обновление сетей и уменьшение аварийности привели к снижению потерь воды в сетях в два раза. Ранее потери воды росли: в 2013 году они составили 31% всей поднятой из Волги и уже очищенной воды, в 2014 году — 38,7%. В первый год работы «Концессий водоснабжения» в 2015 году потери составляли 34,9%, в 2016 году — 28,8%, в 2017 году — 25%, в 2018 году — уже 18,6%. Таким образом, за четыре года объёмы потери воды в трубах снизились на 46,7%, — указали в пресс-службе администрации Волгограда.
Основная претензия, которую предъявляют к «водному» концессионеру волгоградские общественники, аналогична обвинению в адрес тепловиков: многих не устраивает, что компания основную часть работы ведёт в Центральном районе, в то время как до окраин модернизация водоканала толком не добирается.
Если вспомнить времена Романа Гребенникова или Ирины Гусевой, то ещё тогда муниципальные издания рассказывали, как в центре Волгограда впервые в истории заменили сколько-то метров труб. Как и тогда, сейчас эта работа идёт в основном на страницах средств массовой информации, подконтрольных органам власти.Дмитрий Крылов, депутат Волгоградской городской Думы
Но взаимоотношения концессионных компаний с органами власти, в результате которых коммунальные операторы стали в каком-то смысле влиятельнее волгоградской мэрии, — это уже тема для следующей публикации. В продолжении этого материала мы расскажем о том, кто стоит за «Концессиями водоснабжения» и «Концессиями теплоснабжения», как эти две организации связаны с ООО «Управление отходами — Волгоград» и далеко идущими планами по передаче в частные руки волгоградского метротрама, а также узнаем, как концессии доводят до банкротства местные управляющие компании и какова вероятность, что однажды город наконец стряхнёт с себя ярмо «государственно-частного партнёрства».