В Сети «Открытое письмо учителей» появилось во вторник вечером. Поддержавшие его школьные педагоги отмечают, что не могут прививать ученикам чувство справедливости, когда в стране «принят целый ряд неправосудных приговоров, попирающих Конституцию», пишут «Новые Известия».
Таким образом они отреагировали на задержание участников акций протеста, организованных в столице несостоявшимися кандидатами в депутаты Мосгордумы 14 июля, 27 июля и 3 августа. После того, как Следственный комитет возбудил уголовные дела о массовых беспорядках и нападениях на представителей власти, некоторые фигуранты «протестных» дел получили реальные сроки.
По одному из дел в начале текущей недели за насилие над омоновцем во время несанкционированной акции 3 августа был приговорен к 3,5 годам лишения свободы 24-летний актер Павел Устинов. Тверской суд Москвы даже не стал принимать во внимание видеоролики, на которых молодой человек стоял возле метро и ни на кого не нападал. На несправедливость решения суда сегодня обратил внимание секретарь генерального совета «Единой России» Андрей Турчак, который лично просмотрел ролики в Сети. Ранее в поддержку актера выступили общественники и творческая интеллигенция.
В обращении же педагогов затрагивается ситуация по всем осужденным участникам протестных акций в Москве. В открытом письме говорится:
«Мы, школьные учителя, с тревогой и возмущением следим за «московским делом», по которому принят целый ряд неправосудных приговоров, попирающих Конституцию Российской Федерации.
Люди, арестованные за свое гарантированное Конституцией право свободно высказывать свое мнение и свободно собираться для его выражения, были арестованы без причины, избиты, осуждены и приговорены к лишению свободы или крупным денежным штрафам без доказанной вины, с грубыми нарушениями судебного права на состязательность сторон.
Большинство из них – молодые люди, по возрасту – наши вчерашние ученики. Мы нередко узнаем об участии в общественно-политических акциях наших нынешних учеников и не можем не тревожиться об их судьбе: наши школьники растут неравнодушными к судьбе страны, и мы не считаем, что образцово-показательное запугивание – это приемлемый метод взаимодействия власти с молодежью. Более того, история страны, которую некоторые из нас преподают, показывает, что это верный способ дальнейшего роста недовольства и радикализации протеста».
Учителя отмечают, что сейчас они «не могут не разговаривать со своими учениками о сочувствии, сопереживании, о человечности, которая выше закона». А на уроках литературы и русского языка ставить в пример русских классиков, которые ценили «свободу публично высказывать личное мнение и выступать против несправедливости».
«Невозможно одновременно разговаривать со школьниками честно и откровенно о декабристах, о каторге, о ГУЛАГе, о «Двенадцати» Блока, «Реквиеме» Ахматовой, «Одном дне Ивана Денисовича» Солженицына и множестве других классических произведений русской литературы, учить их рассуждать о свободе выбора, морали, ответственности человека за общество, в котором он живет, — все это им из года в год приходится делать во время подготовки к итоговому сочинению – и при этом делать вид, что ничего не происходит вне классной комнаты, что в стране, где мы все живем, не творится на наших глазах вопиющее беззаконие. Это лицемерие, а мы не хотим учить детей лицемерию», – отмечается в открытом письме.
При этом педагоги упоминают не только литературу и русский язык, но и уроки по обществоведению, на которых они «учат детей, что они живут в правовом государстве и основной закон его – Конституция».
«Но когда дети вырастают и заканчивают школу, они обнаруживают, что за плакат, где процитирована статья из Конституции, могут задержать, арестовать и судить, что российский флаг сотрудник правоохранительных органов может сломать и бросить в грязь – и это будет называться защитой конституционного строя.
Мы не обольщаемся: те, кто бьет, арестовывает, судит неправосудно, – это тоже наши выпускники. Именно поэтому мы глубоко обеспокоены тем, что невозможность пользоваться своими конституционными правами для одних и возможность грубо нарушать эти права для других – это две стороны одной медали, два направления внутренней политики, которая одновременно маргинализует мирный протест и ужесточает его подавление. Постоянно работая с историческими документами и отечественной литературой, мы хорошо знаем, что курс на раскол общества исторически обречен», - заявляют школьные преподаватели.
Они напоминают, что единство и сплочение общества возможны лишь на основании равенства всех перед законом и строгом соблюдения прав человека и Конституции страны.
«Мы надеемся, что общество и его власть в состоянии усвоить уроки истории, обществознания и литературы. Мы требуем освободить несправедливо осужденных, прекратить сфабрикованные дела и дать справедливую с точки зрения закона оценку действий тех, кто избивал людей на улицах, арестовывал без вины, давал ложные показания, писал под копирку лживые протоколы, выносил заведомо несправедливые приговоры. Иначе наша страна обречена снова и снова оставаться на второй год, ничего не усвоив из школьной программы», – такими словами заканчивается открытое письмо, под которым свои подписи поставили учителя не только из Москвы, но и других регионов страны.