Четверть всех заключённых в российских тюрьмах сидят по статьям, связанным с наркотиками. Об этом в июне в ходе прямой линии заявил президент РФ Владимир Путин.
Последний случай, прогремевший на всю страну, — дело журналиста Ивана Голунова. Сейчас уже никто не сомневается, что наркотики ему подбросили. Этот инцидент показал, что статья 228 УК РФ стала настоящим национальным бедствием. А после дела Голунова и чисток в московской полиции проблема приобрела статус, который нельзя игнорировать, считают авторы видеоблога «Вскрытие покажет».
По данным Верховного суда, в 2017 году по 228-й статье были осуждены более 99,7 тысячи россиян. Журналисты «Новых Известий» проанализировали статистику по 22 крупным городам России и обнаружили подозрительное совпадение: из года в год во многих областных центрах число осуждённых по этой статье остаётся примерно одинаковым. В каждом третьем городе, по которым доступна статистика, показатели почти идентичны: на 10 тысяч жителей приходится практически одинаковое количество людей, получивших приговоры за незаконное хранение или распространение наркотиков. Такая ситуация вызывает неудобные вопросы, поскольку во всех этих городах различаются и социальный климат, и экономическое положение.
«Складывается впечатление, будто страну поделили на условные куски и спустили туда планы по привлечённым к ответственности по наркостатьям», — отмечают авторы блога «Вскрытие покажет».
Волгоград, равно как Хабаровск, Ярославль и Воронеж, оказался в группе городов, где у правоохранительных органов низкие гипотетические «планы» — здесь на 10 тысяч жителей осуждают за наркотики всего двух человек. В Красноярске и Томске этот показатель выше вдвое; в Иркутске, Барнауле, Нижнем Тагиле, Тольятти и Владивостоке — впятеро (10 осуждённых на 10 тысяч жителей, то есть 0,1% от всего населения). Выше всего «планка», предположительно, поднята в Ростове-на-Дону (20 осуждённых на 10 тысяч человек). По мнению авторов видеоблога, речь может идти даже не о прямых указаниях «сверху», а о так называемой «палочной системе», когда оперативники на местах сами пытаются поднять себе уровень раскрываемости.
Более того, Институт проблем правоприменения выяснил, что у необычно высокого количества задержанных по «наркотической» статье находят ровно столько запрещённых веществ, сколько требуется для обвинения по конкретным нормам УК РФ. Опытные адвокаты из разных городов России в один голос утверждают, что полиция сплошь и рядом «выбивает» признательные показания у предполагаемых наркосбытчиков, а порой и подбрасывает наркотики при обысках.
У меня в практике неоднократно были случаи, когда полицейские, найдя у человека наркотики, добрасывали ему ещё, чтобы получилось количество, предполагающее уголовную ответственность.Дмитрий Зацаринский, адвокат
В Ростовской области, где по 228-й статье сажают особенно часто, девять из десяти граждан, получивших обвинительные приговоры, осуждены не за распространение, а за нелегальное приобретение или хранение запрещённых веществ. Оправдательных приговоров по таким делам практически не бывает.
При этом даже лидер движения по борьбе с наркотиками «Антидилер» Дмитрий Носов, весьма сурово отзывающийся о попытках наркосбытчиков избежать ответственности, признаёт, что около 5% осуждённых по ст.228 УК РФ попали за решётку по ошибке. А это значит, что только в 2017 году почти 5 тысяч россиян получили длительные сроки заключения исключительно из-за полицейского произвола и наличия «планов по посадкам».
Источники, близкие к правоохранительным органам, признают, что полиция иногда даже идёт на сознательные провокации, подсылая к социально неблагополучным людям своих агентов, которые уговаривают их заняться сбытом запрещённых веществ. Это грубое нарушение закона, однако судебная система на местах часто смотрит сквозь пальцы на подобные ситуации.
Статья 228 всё чаще становится методом показательной расправы с людьми, неугодными властям или влиятельным бизнесменам — и дело Ивана Голунова в этом плане далеко не единственное. Например, в Ставрополе ещё в 2017 году осудили за хранение наркотиков активиста партии «Яблоко» Кирилла Бобро, который устраивал в городе акции протеста, а в Ростове совсем недавно разразился скандал, связанный с задержанием зоозащитницы Валерии Студеникиной. Родители девушки рассказывают, что полицейские сначала подбросили ей запрещённые вещества, а потом вымогали у отца активистки 10 млн рублей в обмен на закрытие дела.
Есть у авторов видеоблога и другие неудобные вопросы к правоохранительным органам. Например, почему практически у всех задержанных по 228-й статье находят одни и те же виды наркотиков? И куда эти вещества деваются потом? Ответа полиция почему-то не даёт.
«Общество должно требовать ликвидации так называемой «палочной системы» отчётности в МВД», — делают закономерный вывод авторы блога «Вскрытие покажет».
Напомним, наше издание недавно подробно рассказывало о том, как работает ст.228 УК РФ в Волгоградской области, какие наркотики действительно распространяются в регионе и как люди, совершенно не собиравшиеся заниматься сбытом запрещённых веществ, попадают в тюрьму по обвинению в наркоторговле.