Posted 4 июля 2019,, 09:03

Published 4 июля 2019,, 09:03

Modified 17 октября 2022,, 09:23

Updated 17 октября 2022,, 09:23

Милости просим, у вас 228: истории волгоградцев, попавших под «ГОСТ» правоохранителей

4 июля 2019, 09:03
228-я — знаменитая статья в УК РФ, в которой говорится о незаконном обороте наркотических и психотропных веществ. Издание «НовостиВолгограда.ру» попробовало разобраться, как часто данная статья фигурирует в постановлениях о задержании, затем в материалах уголовных дел и, наконец, в обвинительных приговорах.

После скандального дела Голунова статью 228 УК РФ «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ…» не знает только ленивый, но еще более важно, что по ней в России сидит ровно четверть всех заключенных! Такую статистику, в которой не приходится сомневаться, озвучил Владимир Путин во время недавней прямой линии.

На настоящий момент уже закрытое уголовное дело журналиста Ивана Голунова, которому, как теперь уже никто не сомневается, подкинули наркотики, поставило целый ряд вопросов, которые до этого буквально рвались в общественное поле дискуссий, но не хватало спускового крючка, громкой истории положительного персонажа, оклеветанного и несправедливо гонимого. И вот она случилась.

Богатые урожаи по удобной статье

То, что правоохранители ежегодно, ежемесячно и даже ежесуточно благодаря статье 228 УК РФ собирают богатый урожай, в том числе и в угоду «палочной» системе, было известно давно, но о наглядных цифрах и их анализе говорили в основном правозащитники, теперь же о проблеме услышали практически все.

Например, согласно отчётам Верховного суда в 2017 году по 228-й статье были осуждены без малого 100 тысяч человек (99 765). В 2018 по всем наркотическим статьям — 90 тысяч. Правда, с учетом огромных сроков –до 20 лет — общая цифра осужденных по ст. 228, которые в 2018 году, по данным ФСИН, находились в исправительных колониях по всей стране, не такая шокирующая — 129 419 заключенных. Однако, если взглянуть на динамику, то за 10 лет эта цифра выросла на треть. Чтобы читатель хоть как-то уложил в голове сухие цифры, скажем, что сегодня на каждые 10 000 жителей России в среднем приходится 6 ежегодно осуждаемых по делам, связанным с НОН.

Но самое страшное, что при анализе цифр в 22 крупных городах выяснилось, что более чем в трети из них — в Самаре, Ульяновске, Оренбурге, Кемерово, Омске, Нижнем Новгороде, Тюмени и Уфе — оказалось одинаковое число судимых за НОН в пересчете на 10 000 жителей, а именно по 5 осуждённых! Такие разные города по климату, социальному положению, национальному составу и экономическому положению, но с одной и той же статистикой, словно это «правоохранительный ГОСТ» по ст. 228 УК РФ!

Такая «неслучайная случайность», на наш взгляд, еще раз говорит в пользу «палочной» системы, разнарядках сверху и подгоне правоохранителями статистики под удобную общероссийскую, а если удастся, как в деле с Голуновым, свести счеты с неугодными людьми, озвучивающими неудобную информацию, то будет совсем хорошо.

По данным ГУ МВД по Волгоградской области, за последние 24 месяца, в 2017 и 2018 годах, в Волгоградской области ежегодно выявляется в среднем около 1700 преступлений, связанных с НОН. На областной центр приходится почти половина всех преступлений. 751 деяний в 2017-м году (430 дошли до суда) и 718 в 2018-м (390 ушло в суд).

То, что до логического завершения доходят не все дела, видно и в масштабах области. Так, например, в 2018 г. количество осужденных, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с наркотиками, составило 1 151 (при выявленных 1700 преступлениях). Это на 5,2% меньше, чем в 2017-м, когда были осуждены 1 214 человек.

Реальный крупный улов

Но говорить об удобстве статьи 228 УК РФ для оперативников и ее исключительно регулирующей функции для «палочной» системы было бы несправедливо. Время от времени волгоградским оперативникам удается задерживать участников, без преувеличения, крупных наркокартелей. Так, в 2018 году сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Волгоградской области задержаны участники организованной преступной группы, входящей в состав преступного сообщества, ведущего свою деятельность на территории десятков регионов страны. Участники банды осуществляли бесконтактный сбыт наркотических средств синтетического происхождения через интернет-магазин, а также его филиалы, а маскировалось все это под интернет-форум. У семерых участников группы оперативниками было изъято более 22 кг синтетических наркотических средств — это десятки тысяч разовых доз.

Полицейские задержали не только низшее звено — закладчиков, но установили организатора преступного сообщества — уроженца Новосибирска, а также двух его подельников. Один выполнял функцию администратора интернет-ресурса, второй курировал группу закладчиков. В результате ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области возбуждены уголовные дела по фактам создания преступного сообщества и распространения наркотиков. Было установлено, что преступники не просто зарабатывали деньги на здоровье россиян, но и разработали схему легализации денежных средств, полученных в результате наркоторговли. За пару лет за счет реализации наркотических средств на территории 47-ми субъектов Российской Федерации, в том числе и в Волгоградской области, они обогатились на 56 млн рублей. Хотя банду изобличили, ее организатору удалось скрыться, и он находится в международном розыске.

Каналы поставок

Судя по цифрам, представленным в ответ на наш официальный запрос ГУ МВД региона, больше всего дешевых синтетических наркотиков поступают в Волгоград из Китая и Украины. За 5 месяцев 2019 года в нашей области изъято свыше 7,5 кг «синтетики», что в пересчете на потребителей составляет свыше 15,2 тыс. доз. Еще один наркотик — героин, как правило, поступает из Афганистана и Ирана. За 5 месяцев нынешнего года изъято свыше 675 граммов, что в пересчете на потребителей составляет свыше 2 тысячи доз.

Что же касается самых неблагополучных в контексте НОН районов города-героя, то первенство здесь у Краснооктябрьского, где зарегистрировано 77 фактов незаконного оборота, затем идут Дзержинский — 61 выявленный случай, Тракторозаводский — 57, Красноармейский — 46, Ворошиловский — 44. В остальных районах Волгограда зарегистрировано менее 20 указанных фактов.

Шанс на помилование

Отметим также, что Волгоградский областной суд в последнее время проявляет завидную принципиальность, речь явно не идет о «штамповке» приговоров, а оправдательные вердикты — это не что-то из разряда фантастики. Так, в феврале этого года апелляционная инстанция Волгоградского областного суда, вникнув в материалы дела, фактически избавила человека от несправедливого наказания, которого в колонию отправил районный суд.

40-летний Александр Евстафьев обвинялся в сбыте марихуаны общей массой 4,55 грамма. Сделал он это якобы в феврале прошлого года. В основу обвинения легли показания двух свидетелей. Мужчины рассказали стражам порядка, что именно Евстафьев продал им наркотик, однако никаких оперативных мероприятий не проводилось, за руку подозреваемого никто не ловил. А ошарашенный селянин узнал, что к нему есть претензии у правоохранителей, лишь когда они постучались к нему домой.

Несмотря на отсутствие улик, кроме слов самих свидетелей, Руднянский районный суд вынес Евстафьеву обвинительный приговор по ч.1 ст. 228.1 УК РФ (незаконный сбыт наркотических средств) и назначил селянину наказание в виде 5 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. И только вмешательство облсуда позволило мужчине получить апелляционный оправдательный приговор с признанием права на реабилитацию.

Еще одна история чудесного спасения от большей части наказания за наркотическую статью произошла с волгоградской школьницей в мае этого года, когда президент РФ Владимир Путин подписал указ о помиловании и освобождении из колонии волгоградки Жанны Саламатиной.

В начале мая 2017 года девушка попалась на закладке наркотиков вместе со своим 18-летним другом. На «дело» они вышли в первый раз. На момент совершения преступления Жанне еще не исполнилось 17 лет. Она только решила поступить в колледж. И тут в сети Интернет подвернулось объявление о подработке. Подростки клюнули на него и поплатились за это свободой. Суд приговорил Жанну Саламатину к 4 годам воспитательной колонии (так как девушка была еще несовершеннолетней).

В исправительном учреждении девушка показал себя трудолюбивой, освоив за год три специальности — оператор ЭВМ, швея и кухонный работник. Плюсом стало и примерное поведение. Девушку попросил помиловать губернатор Белгородской области — именно в том регионе находится колония. Указ о помиловании уже вступил в силу и сейчас 19-летняя девушка на свободе.

В масштабах страны цифры по уголовным делам по ст. 228 УК РФ, касающиеся Волгоградской области и самого города-героя, говорят еще о самых скромных амбициях правоохранителей. В Волгограде, наряду с Ярославлем, Казанью и Хабаровском, по «наркотическим» статьям проходят в среднем лишь по 2 человека на 10 000 жителей. А вот в Тольятти, Иркутске, Барнауле, Владивостоке и Тагиле этот показатель в 5 раз (!) выше, то есть по 10 осуждённых на 10 000 жителей. Ну, а Ростов-на-Дону в этом печальном рейтинге — настоящий «папа»: 20 осуждённых на 10 000 жителей!

Однако, если взять каждую человеческую историю в отдельности, то становится не по себе. Корреспондент издания «НовостиВолгограда.ру» пообщался с человеком, 5 лет отсидевшем по 228-й статье, и освободившимся 2 года назад. Хотя задерживал его ныне реформированный ФСКН, сейчас мало что изменилось, считает Алексей В.

Статья для таксистов и студентов

Мужчина не стал распространяться о своей судьбе и жаловаться на жизнь, коротко сказав, что в общем-то получил по заслугам, искупил вину и сейчас пересмотрел свою жизненную позицию. Однако за время 5-летней отсидки рядом с ним часто оказывались те, кто попал на нары не просто случайно, а в угоду «палочной» системе и доблестным служебным показателям.

— Система в ФСКН была построена таким образом, что любое задержание — это не просто «плюсик» в работе, но часто квартальная премия, а по итогам года — еще и звание. В итоге оказались поломаны десятки судеб, это только то, что было перед моими глазами, — рассказывает Алексей.

Далее от первого лица (авторства Алексея В.) мы излагаем три короткие истории, основанные на реальных событиях.

История первая

В камере встречаю крепкого такого дедушку.

— Отец, тебе сколько годков-то?

— Я 39-го года.

— А за что попал сюда?

Из рассказа пенсионера стало понятно, что в органах работают какие-то нелюди, словно у них самих отцов нет. Вкратце дело было так. У нашего дедушки на огороде в Дзержинском районе взошла конопля-дичка. Пошел слух по улице. Приходят молодые парни, просят собрать «урожай». Дедушка добрый, отказывать не стал. Пришли один раз, второй. Потом говорят, давай мы тебе на сигареты 1000 рублей дадим? Пенсионер на свою голову взял и стал крупным сбытчиком. Слава Богу, суд с учетом возраста дал всего 3 года. Кажется, потом пенсионер вышел даже по УДО.

История вторая

Таксист из Волжского возил 2 дня подряд наркомана. Просто по городу. Возил не в первый раз, поэтому когда тот попросил поездить в кредит, согласился. В результате звонит клиент через пару дней и говорит, что подвезет деньги. Таксист подъехал, куда было сказано. Только взял в руки купюры, как появляются наркополицейские и «ластают» его по всем правилам. На суде слово наркомана против слова обвиняемого. Из доказательств — только меченые деньги, но этого достаточно, чтобы мужчина «заехал» на 8 лет.

История третья

Студент ВолГАСУ получил 5 лет за коробок марихуаны. Этот и не отрицает, что курил и угощал друзей. Но это же легкий наркотик, а нормы закона таковы, что несколько разовых доз — уже крупный размер. Зачем из-за нескольких сигарет с травкой ломать парню судьбу? Ну, трудовые работы или хотя бы колония-поселение, но нет же — строгий режим. И кому от такой меры хорошо? Если только доблестным операм, состряпавшим это дело.

Остается надеяться, что нашумевшее дело Голунова станет отправной точкой для изменений, прежде всего, в сознании людей. Ведь дело не в самой статье 228 УК РФ, а часто в циничной мотивации правоохранителей, борющихся за показатели, и районных судов, ставших частью обвинительной вертикали.

"