Корреспонденты издания «НовостиВолгограда.ру» попытались разобраться в ситуации и объяснить засилье громоздких рекламных щитов и билбордов, которые словно занозы заполонили обочины сразу двух Продольных магистралей. Да, так плотно, что о них спотыкается даже замыленный глаз волгоградцев, не говоря уже о туристах. При этом мы попытаемся понять, почему в городе-миллионнике напрочь отсутствует реклама сити-формата, которая по примеру европейских и некоторых российских городов была бы органично вписана в городское пространство.
В качестве одного из экспертов наша редакция привлекла человека, который в силу занятия, как бизнесом, так и общественной деятельностью знает региональный рекламный рынок изнутри, видит в его в полном объеме, а главное представляет перспективу.
На вопросы о современности формата наружной рекламы в Волгограде и о наличии или отсутствии единого стиля в «наружке» изданию «НовостиВолгограда.ру» ответил президент медиагруппы «Премия» Вячеслав Черепахин.
— На мой взгляд, концепции в городе никакой нет. Я считаю структура «наружки» в Волгограде устаревшая. Понятно, с чем она была связана — все эти билборды, длинные магистрали и так далее. Но сейчас в городе отсутствует современные форматы городской наружной рекламы, рассчитанные на пешеходный трафик. Здесь сегодня у нас совсем ничего нет, — сказал медиаменеджер, с недавнего времени возглавивший отделение союза журналистов Волгоградской области.
В качестве основной причины такого положения дел Вячеслав Черепахин видит экономическую составляющую. Сегодня рекламный рынок проседает, а для обновления рекламного формата нужны серьезные инвестиции в новые рекламные проекты. Поэтому современные городские рекламные конструкции, рассчитанные на пешеходов, начнут появляться сразу же, как только ситуация изменится в лучшую сторону, уверен Черепахин. В качестве образца он приводит сити-форматы в Праге, Париже, Лондоне, где наружная реклама привязана к архитектурным объектам, как своими размерами, так дизайном и стилем.
К сожалению, в Волгограде таких примеров пока нет совсем, размышляет Черепахин. Впрочем, и конструкций, явно раздражающих глаз, тоже немного, если конечно, не раздражаться на устаревший формат и отсутствие современного подхода. Уныние нагоняют и невеселые вывески «сдающихся» — это огромные плакаты с надписью аренда, где между строк читаются истории о прогоревшем бизнесе.
Но в общем и целом облик города портит не только и не столько наружная реклама, уверен Черепахин. Куда более серьезное негативное влияние оказывают большое количество запущенных территорий, незаконченных строек, отсутствие газонов и зеленых насаждений.
— Как Вы думаете, если взять концепцию линейного развития, то насколько сегодня Волгоград отстает от той же Европы в годах?
— Я не знаю, насколько мы отстали. Но вопрос даже не в сроках, хуже то, что мы находимся скорее на разных планетах по многим составляющим. Хотя я и говорю, что проблема рынка в деньгах, но понятно, что вопрос наружной рекламы, это еще и вопрос архитектурный. Чтобы нам приблизится по облику городского пространства к тем же европейским городам, нужно решить и архитектурные вопросы, — особо отметил Вячеслав Черепахин.
Если от западноевропейских городов в плане внедрения сити-форматов Волгоград отстает на целую эпоху, то во многих российских регионах ситуация примерно схожая.
Причем популярность билбордов, светодиодных экранов вдоль магистралей объясняется просто — относительный минимум вложений, штурмовой эффект на сознание водителей, пассажиров и пешеходов. Не нужно ломать голову над концепцией, архитектурным стилем и т.д., а просто ставь щит и торгуй рекламными местами.
При этом последнее слово бизнеса на огромных видеоэкранах — это продажа рекламного времени путем аукциона. На специально созданном ресурсе рекламодатели обозначают сумму, которую готовы заплатить, а затем система автоматически вычисляет, сколько времени получит тот или иной рекламодатель в зависимости от их количества и потраченных каждой фирмой средств. Сам экран управляется дистанционно, и заставки мелькают пропорционально оплаченным суммам.
Согласно нормативам во всех российских городах поставить билборд сегодня можно едва ли не вплотную к проезжей части, что наводит на мысль о рекламном лобби.
А чем еще объяснить, что вот уже три года ширина коридора безопасности, определяемая от края проезжей части до ближайшего к нему края рекламного щита, составляет в границах населенного пункта 0,6 метра, что почти в 10(!) раз меньше, чем было до поправок в 2016 году, когда все щиты не подпускались ближе, чем на 5 метров к проезжей части.
ГОСТ о рекламе 2016 года вступает в явную конфронтацию и со стандартами безопасности дорожного движения.
— У нас и так очень много водителей, которые вместо того, чтобы смотреть на дорожные знаки, глазеют по сторонам. Поэтому такие отвлекающие моменты, как рекламные конструкции примерно в том же месте, где стоят и знаки — это прямая дорога к увеличению статистики аварийности. Здесь на лицо лоббирование рекламщиками своих интересов ради повышения доходов, как всегда в ущерб простым гражданам. Мое мнение, что в пределах расстояния не менее нескольких метров должны стоять только дорожные знаки, чтобы автовладелец не путал их с чем-то еще.Армен Оганесян, председатель областного отделения «Движения автомобилистов России»
Достаточно посмотреть на фотографии, сделанные нами на Первой Продольной магистрали, как становится ясно - даже разграничение в 60 см в Волгограде нарушается повсеместно. Рекламные билборды, установленные на разделительной зеленой зоне, буквально нависают над проезжей частью. Все это при попустительстве чиновников волгоградской мэрии и различных контролирующих органов сходит владельцам рекламных конструкций с рук. При этом одно подобное сооружение (2 свисающих щита, 4 поверхности) приносит хозяину до 80 тысяч рублей в месяц. А затраты по установке самих конструкций рекламные фирмы понесли много лет назад, и они уже давно окупились.
Отметим, что такое сужение «коридора безопасности» нередко приводит к авариям, однако из-за стресса редкий водитель способен восстановить в памяти эпизод ДТП, проанализировать, что его отвлекло, и формализовать вышеописанное. Но даже при такой идеальной модели самоанализа доказать что-то в суде вряд ли удастся. Ведь даже при очевидных ляпах городских властей в виде колдобин и целых котлованов на проезжей части, оставляющих автомобили без колес, или забытых дорожниками блоков прямо на полосе движения выиграть в суде дела о компенсации материального ущерба автомобилистам очень сложно.
Впрочем, рекламные щиты иногда становятся не косвенной и трудно доказуемой причиной ДТП, но и вполне буквально обрушиваются на крыши автомобилей и рядом с идущими по тротуару пешеходами. К счастью, трагических случаев зафиксировано не было, но сами факты инцидентов показательны.
Не всегда соблюдаются нормативы и в плане заявленного размера щитов. В начале июня этого года управление ФАС по Волгоградской области выдало предупреждение администрации Волгограда за систематические нарушения законодательства о рекламе. Так в результате проверки антимонопольщики выяснили, что установленные в областном центре рекламные конструкции сплошь и рядом не соответствуют параметрам, которые указывались в договорах при их установке. Оказалось, что с 2013 по 2017 год мэрия заключила контракты с компаниями «Дрим Медиа Сервис» и «Мейн Медиа», где были чётко прописаны размеры скроллеров и баннеров. Но рекламщики не стали соблюдать предъявленные им требования, а мэрия почему-то решила их за это не наказывать.
Антимонопольщики выявили в четырёх районах города не менее двадцати семи рекламных конструкций, установленных с нарушениями требований. Например, в одном из случаев договор предусматривал установку скроллера с параметрами «длина-ширина-высота» 2,7×3,7×1 метр. Однако вместо такого объекта рекламная компания почему-то решила разместить в том же месте призматрон куда более солидных масштабов: 3×6×4 метра. Когда представители УФАС обратились в городскую администрацию, чтобы привлечь внимание властей к сложившейся ситуации, чиновники равнодушно ответили, что им о проблеме известно, но денег на демонтаж неформатной рекламы в городском бюджете просто нет. Поэтому, с точки зрения мэрии, делать ничего не нужно, и баннеры размера «плюс-сайз» могут сколь угодно долго уродовать внешний облик города-героя.
Как это делает, например, светодиодный экран в обновленном сквере Пушкина. Напомним, в конце июня горожане и эксперты были шокированы появлением огромной рекламной конструкции у реконструированного общественного пространства, которая абсолютно не вписывается в облик сквера, более того, — полностью его перечёркивает.
По запросу нашей редакции в мэрии удалось выяснить, что место было предоставлено ООО «Сити-Экспресс» по договору, заключенному аж в 2013 году. Срок его действия — 10 лет. При этом Договор не предусматривает возможность одностороннего расторжения в случае соблюдения сторонами условий данного договора и требований законодательства.
Так что горожанам придется мириться с уродливой конструкцией еще 4 года, говорят чиновники. Мол, закон есть закон. Хотя, если проследить по сервису Яндекс.Панорама, становится очевидно, что конструкция (значительно менее массивная, заметим) первоначально стояла не на нынешнем месте, а там, где сейчас сделан проезд к гостинице. Да и в 2018-м, перед демонтажом, размещалась несколько ближе к пр. Ленина.
То есть при желании строго соблюдать букву закона, рекламу можно было убрать с ее места. Но найти другое, более подходящее для такой махины, ни власти, ни предприниматели, получается, просто не захотели.
Владелец спорного экрана у сквера Пушкина ООО «Сити-Экспресс». Это крупнейший игрок волгоградского рекламного рынка после федеральных сетевых агентств. Зарегистрированную в 2013 году компанию с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и численностью работников 18 человек возглавляет бывший депутат Волгоградской облдумы Георгий Козицкий (созыв 2003–2009 г.г.). Он также владеет долей в 40% в уставном капитале компании. Согласно открытым источникам, выручка предприятия за 2017 год составила 40 млн рублей, прибыль — 7 млн.
Компания в прошлом году стала одним из инициаторов введения временных льгот по оплате за размещение объектов наружной рекламы: в преддверии ЧМ-2018 власти города убрали их с клиентских маршрутов, и две рекламные компании потребовали возместить им выпадающие доходы. Что городская дума и сделала, предоставив рекламщикам преференции в виде льготного стабилизирующего коэффициента в размере 0,75 от ранее установленной ставки.
Примечательно, что ранее единственным владельцем «Сити-экспресс» был экс-депутат Волгоградской гордумы Алексей Зверев — находящийся ныне под следствием по громкому уголовному делу об автоподставах, фигурантами которого являются также его бывшие коллеги по Думе Евгений Щур и Федор Литвиненко. Именно Зверев владел этой рекламной кампанией на момент заключения договора на установку рекламной конструкции на улице Краснознаменской в 2013 году.
Впрочем, местные фирмы на региональном рынке отнюдь не доминируют, а только делят нишу. По словам медиаменеджера Вячеслава Черепахина, хорошо знакомого с рекламным бизнесом, крупные игроки на волгоградском рынке рекламы — это главным образом сетевые московские структуры. В городе — герое местные фирмы могут похвастать в лучшем случае несколькими десятками конструкций, тогда как у сетевых столичных фирм их сотни. То есть более 60 процентов рынка контролируют московские сетевые агентства.
В мэрии Волгограда нам не смогли оперативно ответить на вопрос - сколько всего рекламных поверхностей формата 3х6 метров установлено на территории города. Возможно чиновники департамента градостроительства и архитектуры были заняты в проведении большого паркового форума.
Мы всё-таки намерены добиться от чиновников точного количества рекламных щитов, а также сумм, которые рекламные агентства перечисляют в бюджет Волгограда. Посмотрим - соизмерима ли эта плата с эстетическим ущербом.
Пока же мы решили оценить плотность рекламы на участке Первой Продольной магистрали от улицы Штеменко до площади Возрождения. Мы насчитали здесь около 70 двусторонних билбордов (140 поверхностей). При минимальной арендной плате за одну поверхность в месяц - 15 000 рублей, получаем годовые сборы в 25 млн рублей. И такой годовой оборот обеспечивает рекламщикам всего лишь небольшой участок дороги длиной всего лишь в 2,5 км.
Для того, чтобы шокировать горожан рекламой, билборду или щиту не обязательно обрушиваться на голову буквально. Порой содержание рекламного послания, а точнее эпатажный стиль информирования приводит к похожему эффекту.
В структуре мэрии разрешениями на установку рекламных конструкций ведает департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, однако как следует из ответа на наш запрос дальше определенных функций чиновники выйти не могут.
- Полномочия по согласованию информации, предполагаемой к размещению на рекламном носителе, у департамента отсутствуют. Контроль, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, является одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы, - прокомментировали изданию «НовостиВолгограда» в пресс-службе мэрии.
Только за последние три года УФАС региона около 10 раз вмешивалось и пресекала провокационные попытки привлечь внимание к тому или иному рекламируемому продукту, «кричащему» с элемента «наружки». Как правило, происходило это после жалоб волгоградцев, оскорбленных агрессивными перлами креативных рекламщиков.
Приведем лишь несколько слоганов и описаний картинок из рекламы, признанной ненадлежащей из-за своего провокационного характера.
В середине февраля 2017 года, аккурат перед Великим постом, на улицах Волгограда появилось несколько баннеров популярного ресторана с поваром, который заботливо держит на руках упакованный в одеяло и перевязанный красным бантом кусок сырого мяса. Надпись гласила: «Мясо сухого вызревания» и «Мы сами выращиваем стейки».
Спустя несколько месяцев весной 2017-го волгоградцев стали искушать плакатами, на которых была изображена обнажённая по пояс девушка, держащая на уровне груди импланты. «Ассоль» — пластика груди. Грудь вашей мечты у нас!», — гласила надпись на баннере.
Зимой 2017- года волжскому салону красоты не позволили отпилить от клиентов лишнее после того, как УФАС признала ненадлежащей рекламу салона красоты «Лайм». Баннер, где изображались женские ягодицы с приложенной к ним пилой со слоганом «Отпилим лишнее: аппаратная коррекция целлюлита и жировых отложений».
Во всех случаях после разбирательств, инициированных УФАС, рекламу признали ненадлежащей, баннеры сняли, а заказчика оштрафовали.
В заключении хотелось бы напомнить, что золотое и действующее безотказно правило любого благоустройства – это баланс между красотой и удобством, где в данном контексте красота- это архитектурная составляющая городского пространства, а удобство – комфорт горожан. Возьмем на себя смелость утверждать, что любому волгоградцу хотелось бы, чтобы наружная реклама стала полезным элементом такого сознательного благоустройства, но для этого у городских властей должен появиться выверенный план развития городской территории, а не просто план налоговых сборов с рекламных компаний.