Posted 24 июля 2019, 12:07

Published 24 июля 2019, 12:07

Modified 17 октября 2022, 10:23

Updated 17 октября 2022, 10:23

Таблетка не помогла: импортозамещение не спасло российскую лёгкую промышленность

24 июля 2019, 12:07
В последние годы российские власти приняли решение об активном развитии импортозамещения практически во всех отраслях. Замену импортной продукции её отечественными аналогами считали той «таблеткой», которая спасёт экономику от стагнации, поддержит промышленность и позволит без проблем справиться с санкциями.

Наши федеральные коллеги из «Новых Известий» провели исследование, чтобы выяснить, каким образом импортозамещение влияет на российскую лёгкую промышленность. «НовостиВолгограда.ру» публикует краткий пересказ этого материала.

Недавно Росстат опубликовал шокирующую информацию о том, что 35,4% российских семей не могут позволить себе купить обувь по сезону, а 42,8% приобретают только еду и одежду. При этом российские власти продолжают утверждать, что в стране всё хорошо с лёгкой промышленностью. На весеннем заседании комиссии по импортозамещению в этой сфере премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что в России «появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды, специальной обуви». Однако на практике ситуация несколько сложнее.

Лёгкая промышленность подразумевает производство не только одежды и обуви, но и других товаров, которые применяются в строительстве, автомобилестроении, химической индустрии, сельском хозяйстве и так далее. Проблем в этой отрасли хватает, и сложились они далеко не вчера. Главные «болевые точки» российской лёгкой промышленности — низкий спрос, высокая доля импорта (в том числе сырья), значительная зависимость от госзаказа и дефицит качественного отечественного оборудования. Из-за падения реальных доходов населения розничный рынок одежды за последние четыре года сжался на 38%, хотя в стране насчитывается около 14 тысяч предприятий такой специфики. Российских производителей обеспечивают работой в основном силовые ведомства и госкорпорации, которым постоянно требуется униформа или рабочая одежда для сотрудников.

По словам экспертов, в отрасли сохраняются те же проблемы, которые отмечались уже давно: низкое качество импортозамещающей продукции при её высокой цене и зависимость от зарубежного сырья. «Примерно 95% материалов мы закупаем за рубежом. И это сильно влияет на цены: нестабильный курс рубля, дорогостоящая логистика, поэтому и стоимость изделий получается высокой», — цитируют «Новые Известия» Светлану Беляеву, президента Российского союза производителей одежды.

Другая трудность — высокая стоимость самого производства. Российские предприятия вынуждены соперничать с компаниями из Китая, Вьетнама и Индии, где в отрасли лёгкой индустрии суммарно заняты в 600 раз больше сотрудников. Кроме того, производить конкурентноспособную продукцию на том оборудовании, которое российские заводы используют сейчас, очень сложно. Из десяти станков девять — импортные, причём в 39% случаев это сильно изношенные машины старше двадцати лет. Детали для их ремонта, если они вообще до сих пор выпускаются, найти непросто. Не хватает и сырья — на рынке лидирующие позиции занимает синтетика, однако волокно для её производства в России почти не производят. В 2018 году в стране изготовили в 425 раз меньше синтетического волокна, чем требует рынок — остальное сырьё пришлось приобрести за рубежом. Минпромторг надеялся создать современный текстильный кластер в Ивановской области, чтобы решить эту проблему раз и навсегда, но эта попытка с треском провалилась.

Господдержкой предприятия лёгкой промышленности тоже не избалованы. Минпромторг предоставляет им ограниченный набор преференций в рамках госзаказа и частично субсидирует оплату процентов по кредитам, но и только. При этом далеко не все участники рынка в принципе имеют полноценный доступ к госконтрактам. Перспективы отрасли скептически оценивают даже авторы стратегии её развития — к 2025 году планируется всего лишь сократить долю импорта на 3% и удержать экспорт на нынешнем уровне, то есть о развитии и движении вперёд даже речи не идёт.

Сохранение имеющихся объёмов производства — это максимум, на что способна лёгкая промышленность. Иначе и быть не может в условиях, когда правительственная стратегия не предусматривает комплексного плана развития.Иван Антропов, независимый эксперт-экономистhttps://newizv.ru/article/tilda/24-07-2019/issledovanie-ni-tyazhelaya-dolya-legkoy-promyshlennosti#rec117763480

Российским предприятиям и так не хватает сил выдерживать конкуренцию с производителями из Китая и Вьетнама, но к тому же они сталкиваются ещё с одним вызовом — обилием контрафакта. Теневой импорт продукции лёгкой промышленности оценивается в 700 млрд рублей. Одежда и обувь, нелегально ввезённая из-за рубежа, стоит гораздо дешевле и поэтому пользуется высоким спросом у россиян, но российским производителям это грозит разорением.

Чтобы отрасль хоть как-то удерживалась на плаву, эксперты предлагают расширить перечень мер господдержки для предприятий лёгкой промышленности, перенимать самые эффективные мировые практики по стимулированию производства и, в идеале, совершить «качественный технологический скачок». Например, власти могли бы ввести для отечественных производителей льготный режим налогообложения (как в Китае), субсидировать расходы по модернизации (как в Индии) или вкладываться в науку, чтобы внедрять прорывные инновационные разработки (как в США). Но пойдёт ли Минпромторг на такие нововведения, чтобы спасти российскую лёгкую промышленность от полного краха, остаётся тревожным и непостижимым вопросом даже для специалистов.

Подпишитесь