Мостовой переход Волжской ГЭС — сложнейшее инженерное сооружение, которое, пожалуй, отчасти можно сравнить с айсбергом — в том смысле, что невидимая, скрытая часть намного значительнее той, что на поверхности. И работы, которые сейчас ведутся в подмостовой части, хоть и не видны широкой публике, по сути, создают основу дальнейшей долгой и безопасной эксплуатации этого важнейшего транспортного объекта. Снизу, под дорогой, сейчас идёт торкретирование бетона. Для непрофессионалов название этого технологического этапа звучит необычно, еще необычнее вид рабочих, напоминающих дезинфекторов из какого-нибудь фильма-катастрофы. На самом деле все проще, говорят специалисты.
— Сначала мы освобождаем поверхность плиты снизу от старой штукатурки, — рассказывает начальник участка ООО «Рисна» Геннадий Плетнёв. — Потом зачищаем обнажившуюся арматуру, покрываем ее специальным составом — антикоррозийным и адгезионным, чтобы штукатурка прилипала. Этим же составом обрабатываем раковины и сколы на поверхности бетона, заравниваем. Потом поверхность смачивается в течение двух часов, пока влагу уже не будет держать, и только потом и приступаем к нанесению защитного состава.
Полностью торкретирование проведено уже на двух пролётах моста (всего их 13 на 340-метровом ремонтируемом участке), на одном оно завершается, а всего, по словам подрядчиков, эти работы займут около месяца.
Параллельно с укреплением несущей плиты снизу сверху уже началось ее бетонирование. Для этого вида работ, кстати, нужны особые погодные условия — без сильной жары и солнца, тогда бетон «схватывается», как нужно. В первый день подрядчикам с погодой как раз повезло, а в дальнейшем, как рассказали кореспонденту «НовостиВолгограда.ру», бетонировать будут вечером.
Уложенный и провибрированный 15-сантиметровый слой бетона заботливо укрывают — чтобы влага из него не испарялась раньше времени и он набирал, говоря словами строителей, мощность положенный по ГОСТу срок.
— Та марка бетона, которую мы используем, выдерживает 300 полных циклов заморозки и оттаивания, — поясняет Геннадий Плетнёв. — С нашими погодными условиями, чередованиями оттепелей и морозов за зиму циклов 10 таких бывает, иногда больше. То есть 30 лет бетон должен как минимум прослужить.
Всего на ремонтируемом участке будет уложено 200 кубометров бетона. Следующим этапом работ станет устройство деформационных швов — металлоконструкций, соединяющих несущие плиты. Сейчас подрядчики ожидают их поставку от производителя.
Параллельно продолжаются работы по демонтажу железобетонных барьеров, армированию консольных частей пролетного строения, устройству специальных подмостей - они предотвращают падение в Волгу кусков бетона и строительного мусора. Именно с них можно со стороны взглянуть на мост и оценить масштаб этого грандиозного сооружения.
В течение двух месяцев, как рассказал заместитель директора ООО «Рисна» Пётр Шевцов, рабочие должны вывести ремонтируемый участок «под асфальт» - то есть полностью подготовить к укладке дорожного полотна.
- По сравнению с первоначальным графиком у нас произошла задержка, так как после разборки верхней части ездового полотна выявились непредусмотренные проектом дефекты, - объясняет Пётр Шевцов. - По проекту, консольная часть плиты должна была просто штукатурится, но когда мы все разобрали, увидели, что коррозия во многих местах просто разрушила арматуру, ее нужно заменять. Поэтому пришлось принимать новые технические решения, что и удлинило сроки работ.
Так, по сравнению с первоначальным проектом изменения коснулись барьерного и перильного ограждений, тротуаров - они будут более технологичными и облегченными, чтобы уменьшить статическую нагрузку на мост и тем самым увеличить срок его службы. Например, перила будут оцинкованные - такие не только легче, но еще их не надо красить, достаточно просто мыть. Изменится и система освещения - светильники будут монтироваться только с одной стороны, прилегающей к зданию машинного зала ГЭС.
Напомним, что мостовой переход Волжской ГЭС ни разу капитально не обновлялся с момента его пуска в эксплуатацию в 1961-м году. В прошлом году по инициативе губернатора Андрея Бочарова этот транспортный объект был включен в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В течение трёх лет на его полную реконструкциию будет направлено 600 млн рублей. В этом году ремонтируется участок в 340 метров, состоящий из двух отрезков. Работы обойдутся в 125 млн рублей и должны завершиться до конца сентября.
Материал подготовлен в рамках реализации проекта «Дороги, которые мы выбираем»