Беспрецедентное расследование разворачивается на фоне избирательной кампании и выдвижения губернатора Бочарова на второй срок, что неизбежно придаёт ему весьма специфическую окраску.
Последствия столь громкого задержания для общественно-политической жизни региона могут быть огромны. Тем не менее волгоградские политологи, с которыми пообщался корреспондент «НовостиВолгограда.ру», призывают рассматривать его исключительно с юридической точки зрения, — хотя и допускают, что за ним последуют другие резонансные аресты.
— Говорить о политике в уголовном деле, мягко говоря, неправильно. Я не следователь, с материалами дела не знаком, поэтому степень вины Музраева определить не могу. Раз этапировали [в Москву] — значит, с ним нужно поговорить именно там, а не тут, — пояснил Александр Сайгин, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО. — Сама фигура очень большая: это первый в истории России случай, когда под уголовное преследование подпадает генерал-лейтенант Следственного Комитета. Ситуация экстраординарная. Я думаю, правоохранительные органы в ней разберутся, тем более что речь идёт о фигуре такого масштаба с солидным профессиональным опытом. Мне кажется, что это не последний громкий арест — как зачастую бывает, рано или поздно те, кто сажал, отправляются на место тех, кого сажали.
В отсутствие столь колоритного персонажа, как Михаил Музраев, среди волгоградских элит неизбежно образуется пустота, которая потребует заполнения: те, кто полагался на поддержку влиятельного силовика, будут вынуждены в срочном порядке переориентироваться на другие «центры силы», которых в регионе остаётся всё меньше. В итоге задержание Музраева неизбежно укрепит позиции губернатора Андрея Бочарова.
— Я не очень интересовался этой историей с покушением. С моей точки зрения, о мотивах задержания лучше спрашивать у правоохранительных органов. Что касается политических моментов, то здесь неизбежно будут серьёзные изменения, — говорит Дмитрий Фетисов, директор консалтингового агентства «NPR Group». — Считается, что Музраев контролировал очень значительную часть волгоградских элит; соответственно, сейчас они оказываются без этого покровителя и будут вынуждены либо искать себе какого-то другого, либо даже покинуть регион. На данный момент подавляющее большинство представителей волгоградских элит демонстрирует лояльность губернатору — в этом плане Бочаров, можно сказать, очень неплохо контролирует элитарное поле. По этому показателю он сильный губернатор. Несмотря на все претензии к нему по тем или иным вопросам, в плане контроля над элитами Андрей Бочаров успешно справляется со своими обязанностями. Пока в любом случае можно ждать серьёзных изменений, но как они будут выглядеть, — вопрос преждевременный.
По словам политолога, задержание Музраева может послужить сигналом для его прежних протеже и сторонников. Предугадать их дальнейшие действия сейчас сложно, однако очевидно, что в ближайшие месяцы наблюдать за ними будет весьма интересно.
— Тот же [бывший мэр Волгограда] Роман Гребенников всегда считался человеком Музраева и в последнее время активно критиковал Бочарова, но у него нет значимых медийных ресурсов, и сам он из политика превратился в блогера. Его критика никакого ущерба Бочарову не наносила, какое бы то ни было влияние в федеральном центре Гребенников давно потерял. Как он себя сейчас поведёт, чем будет заниматься — вопрос открытый, — отметил Дмитрий Фетисов.
В любом случае, главную победу — по меньшей мере репутационную — в этой ситуации одержал действующий глава региона. Хотя нет никаких оснований полагать, что у губернатора есть какие-либо личные интересы в данном расследовании, устранение Музраева из активной политической жизни пойдёт Андрею Бочарову на пользу и укрепит его имидж борца за поддержание законности в Волгограде.
— Задержание Музраева — это сенсация федерального уровня. Долгие годы он казался непотопляемым, однако в случае с Бочаровым коса нашла на камень. Борьба с криминалом, которую пять лет назад начал новый губернатор, достаточно быстро привела к противостоянию с той частью чиновничьего и правоохранительного аппарата, которая срослась с криминалом, — считает известный политолог Аббас Галлямов. — Покушение — апофеоз этого конфликта. Нынешние аресты — окончательное свидетельство того, что Бочаров одержал победу. Безусловно, это скажется на результатах предстоящих выборов. Победа сама по себе легитимизирует, а уж в ситуации, когда враг настолько несимпатичен — тем более.
Не окажется ли эта победа пирровой и не сплотятся ли «авторитетные» местные предприниматели под знаменем другого покровителя, пока остаётся лишь предполагать, но очевидно одно: задержание «непотопляемого» Михаила Мурзаева в рамках громкого уголовного дела знаменует собой конец целой эпохи. Общественно-политическая жизнь Волгограда больше никогда не будет прежней.