Хотя эта процедура оказалась сугубо формальной, она вызвала волну необоснованных слухов об «эмиграции» крупного бизнеса из Волгограда. На практике оказалось, что «Каустик» переходит «под крыло» другой УФНС не в одиночку, а вместе с семнадцатью другими компаниями, и делается это в рамках оптимизации налоговой модели. Что более любопытно, у волгоградского химического гиганта нашлись корни за рубежом — а точнее, на Кипре. Головная компания «Каустика» ООО «Группа Никос» зарегистрирована в Великобритании, а ею, в свою очередь, совместно владеют три кипрские фирмы. Так что переживать по поводу того, в какой налоговой инспекции регистрируется волгоградский завод, не стоит: хорошо, что он вообще платит налоги в России.
Редакция «НовостиВолгограда.ру» решила выяснить, какие ещё волгоградские компании связаны с офшорами, и узнала много интересного. Выяснилось, что за рубежом прямо или косвенно зарегистрированы несколько крупных заводов (в том числе ключевые для региона налогоплательщики), владельцы главных торговых центров Волгограда, известные в городе ювелирные салоны, фитнес-центры и частные медицинские клиники. Наше издание представляет топ-10 самых примечательных «волгоградских офшоров».
Прежде чем начать рассказ о компаниях, чьи владельцы выбрали для регистрации бизнеса солнечный Кипр, сделаем важную оговорку: само по себе такое решение не нарушает закон. Многие крупные предприятия и корпорации уходят в офшоры, чтобы воспользоваться более щадящим режимом налогообложения. Нередко случается и так, что конкретная фирма, действующая в России, входит в международный холдинг, а тот, в свою очередь, находится на Кипре или Виргинских островах. Тем не менее иногда случается, что с помощью регистрации в офшорах недобросовестные коммерсанты уклоняются от уплаты налогов или даже выводят капитал за границу (о таком поведении могут свидетельствовать большие убытки компании при наличии положительной выручки).
— На самом деле нахождение в офшорах конечных бенефициаров — это один из способов защиты бизнеса от возможных превышений полномочий со стороны контрольных органов, от попыток рейдерских захватов. Практика перехода в офшоры началась ещё в 1990-е и до сих пор сохраняется. Многие владельцы бизнеса предпочитают регистрироваться, например, на Кипре, где действует британское право, и защита бизнеса носит международный характер, — пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» Эдгар Петросян, активист регионального штаба ОНФ и координатор проекта «За честные закупки» в Волгоградской области. — В то же время для каждого предприятия надо смотреть, как оно получает прибыль и как оно платит налоги на прибыль. Не всегда средства сами по себе уходят за границу, иногда офшор — это просто юрисдикция. Но бывает, что прибыль сначала уходит за рубеж, а потом эти деньги вкладываются обратно под видом иностранных инвестиций.
При составлении списка использовались данные о выручке и чистой прибыли компаний за 2017 год.
10. ЗАО «НПО Ахтуба»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 219,1 млн рублей. Чистая прибыль (2017): нет, убыток — 39,3 млн рублей.
ЗАО «Научно-производственное объединение “Ахтуба”» зарегистрировано в рабочем посёлке Средняя Ахтуба в 2005 году. Штатная численность сотрудников предприятия — 121 человек, уставный капитал — 25 млн рублей. На данный момент единственный владелец компании — корпорация «Stenoler Co. Ltd» (Кипр, Никосия).
НПО «Ахтуба» занимается разработкой и выпуском продукции для нефтяной промышленности — змеевиков, коллекторов, радиационных комплектов и так далее, а также литых металлических труб, печного оборудования и жаропрочной оснастки. В 2016 году предприятие получило 76,5 млн рублей из федерального Фонда развития промышленности на реализацию импортозамещающих проектов.
Компания за последнее время выступала в качестве поставщика по трём госзаказам на общую сумму в 2,7 млн рублей. При этом, согласно данным из открытых источников, в июле 2018 года предприятие было внесено в реестр недобросовестных поставщиков из-за уклонения от фактического заключения контракта после выигранных торгов.
9. АО «ИКФ-Сервис»
Офшор: Британские Виргинские острова. Выручка (2017): 329,5 млн рублей. Чистая прибыль (2017): нет, убыток — 7,6 млн рублей.
АО «ИКФ-Сервис» было зарегистрировано в Волгограде ещё в 1992 году и, по имеющейся информации, является филиалом компании «M-I Holdings». Специализируется на продаже химических средств и оборудования для буровых работ. Уставный капитал — немногим более 1 млн рублей, на предприятии работают 73 человека.
Согласно последним данным, собственниками «ИКФ-Сервиса» являются сразу две зарубежные организации. Корпорация «M-I Holdings (BVI) Ltd», чьим филиалом формально числится волгоградская фирма, при этом владеет лишь крошечной долей уставного капитала, но поскольку она зарегистрирована на Виргинских островах, это даёт основания включить «ИКФ-Сервис» в наш список «волгоградских офшоров». Второй совладелец — «M-I Drilling Fluids UK Ltd» — находится в шотландском Абердине.
В госзакупках АО «ИКФ-Сервис» не участвует, в настоящее время числится ответчиком по арбитражному иску на сумму в 1,5 млн рублей. Финансовые показатели компании с 2012 года стабильно ухудшаются, так что она, вероятно, переживает не лучшие времена.
8. ООО «ВЗТМ» (Волжский завод текстильных материалов)
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 391,4 млн рублей. Чистая прибыль (2017): 26,9 млн рублей.
ООО «ВЗТМ» зарегистрировано в Волжском в 2007 году и тесно связано с другим фигурантом нашего списка — компанией «Вати-Авто» (о ней речь впереди). На заводе трудится 81 штатный сотрудник, уставный капитал организации составляет 100 тысяч рублей.
Волжский завод текстильных материалов занимается производством технических тканей: геосеток, упрочнённого геотекстиля, базальтовых сеток и так далее. Предприятие неоднократно представляло свою продукцию на различных выставках, в том числе международных, и активно участвует в госзакупках. Оно выступало поставщиком по одиннадцати контрактам от бюджетных учреждений на общую сумму свыше 7,1 млн рублей.
С 2017 года 99% уставного капитала ООО «ВЗТМ» принадлежат корпорации «Temach Ltd» (Кипр, Никосия). Оставшийся 1% находится в собственности у ОАО «Уралати» (Свердловская область, Асбест). В прошлом заводом владело ООО «Вати-Инвест», связанное с группой бизнесменов из Волжского.
7. ООО «Манхэттен Девелопмент»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 460,1 млн рублей. Чистая прибыль (2017): нет, убыток — 168,5 млн рублей.
ООО «Манхэттен Девелопмент», несмотря на своё громкое название, зарегистрировано отнюдь не в деловом квартале Нью-Йорка, а в волгоградском торгово-развлекательном центре «Парк Хаус». Собственно, им эта учреждённая в 2004 году компания и управляет. Фирма относится к малым предприятиям и располагает уставным капиталом в 435 млн рублей.
Весь уставный капитал «Манхэттен Девелопмент» принадлежит компании «MD Russia Holding Ltd» (Кипр, Лимасол). Организация, которая управляет «Парк Хаусом», сдаёт помещения торгового центра в аренду под магазины. Учитывая, что «Акварель» и «Мармелад» (бывший «Комсомолл») также прямо или косвенно связаны с зарубежным капиталом, можно сказать, что почти все крупнейшие торговые центры Волгограда — немного «иностранцы».
Фирма не слишком активно участвует в госзакупках (за последнее время она получила всего два контракта на сумму в 314 тысяч рублей). С 2015 года в её отношении было проведено одиннадцать проверок, в результате которых надзорные ведомства выявили пять нарушений.
6. ООО «Волгоград-Имущество»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 512,1 млн рублей. Чистая прибыль (2017): 116,1 млн рублей.
Компания «Волгоград-Имущество», учреждённая в областном центре в 2007 году, находится под управлением ООО «Омсктехуглерод» — одного из крупнейших промышленных предприятий России, чей филиал действует и в Волгограде. У организации в штате всего трое сотрудников, зато уставный капитал впечатляет — он превышает 1 млрд рублей.
Всей этой суммой с 2013 года владеет одна компания — «Омск Карбон Групп» (Кипр, Пафос). Этот холдинг входит в первую десятку мировых лидеров по выпуску технического углерода. Его заводы в Омске и Волгограде — самые крупные в России производители этого химического соединения, которое широко применяется в шинной, лакокрасочной промышленности, в полиграфии и при производстве полимеров.
ООО «Волгоград-Имущество», впрочем, к славному имени «Омсктехуглерода» имеет не самое прямое отношение: оно отвечает только за аренду и лизинг машин и оборудования.
5. Компании группы «Диалайн»
ООО «ММЦ Диалайн»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 617,5 млн рублей. Чистая прибыль (2017): около 14,2 млн рублей.
ООО «КДЛ Диалайн»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 209,8 млн рублей. Чистая прибыль (2017): 18,9 млн рублей.
Далее в нашем списке идут сразу две компании, простым волгоградцам больше известные под общим названием «Диалайн». Это одна из крупнейших частных клиник региона с филиалами в Волгограде, Волжском и Михайловке, — и у неё, оказывается, тоже есть зарубежные корни.
Оба юрлица «Диалайна» зарегистрированы в Волгограде в 2013 году. Непосредственно в медицинском центре (во всех клиниках сети) работают более 430 сотрудников, ещё более ста человек трудятся в специализированной диагностической лаборатории. Обе фирмы полностью принадлежат одному и тому же собственнику — кипрской корпорации «Jigoliba Ltd».
В отличие от некоторых других компаний, «Диалайн» не скрывает своего офшорного происхождения. Это не мешает клинике регулярно получать выгодные контракты, в том числе от государственных медучреждений: за последние несколько лет ММЦ «Диалайн» получило госзаказы на сумму свыше 17,3 млн рублей, а КДЛ «Диалайн» выиграло в общей сложности 83 тендера на 56,5 млн рублей.
4. ООО «Вати-Авто»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 651,5 млн рублей. Чистая прибыль (2017): 119 млн рублей.
Компания «Вати-Авто», образованная в Волжском в 2003 году, принадлежит тем же структурам, которые владеют вышеупомянутым Волжским заводом текстильных материалов. Предприятие занимается производством асбестовых смесей и волокон, располагает уставным капиталом в 47,8 млн рублей и обеспечивает работой более двухсот человек.
Как и в случае с ООО «ВЗТМ», 99% фирмы принадлежат корпорации «Temach Ltd» (Кипр, Никосия), а 1% — ОАО «Уралати» (Свердловская область, Асбест). Компания не слишком активна в качестве подрядчика, но если получает госконтракты, то у солидных заказчиков: например, ей случалось выполнять работы для ПАО АНК «Башнефть». В портфеле у предприятия с кипрскими корнями — четыре выигранных государственных тендера почти на 2,3 млн рублей.
3. ООО «Газнефтесервис»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 1,7 млрд рублей. Чистая прибыль (2017): 88,5 млн рублей.
«Тройку лидеров» среди волгоградских компаний с офшорной родословной открывает ООО «Газнефтесервис» — перспективное промышленное предприятие, которое считается одним из важных для региона налогоплательщиков и активно пользуется господдержкой. Всем уставным капиталом этой компании (а он составляет 774,4 млн рублей) владеет холдинг «Woodhurst Holdings Ltd» (Кипр, Никосия).
Наше издание неоднократно писало о «Газнефтесервисе» и о той поддержке, которую региональные власти оказывают этому предприятию. В 2017 году компании, зарегистрированной в Жирновском районе, компенсировали затраты на уплату процентов по инвестиционным займам; годом спустя она прошла тендерный отбор Минпромторга, получив государственную субсидию, и заслужила региональную налоговую льготу по налогу на прибыль.
Формально «Газнефтесервис» относится к малым предприятиям, но масштабы его деятельности в Волгоградской области вполне солидны. В рамках реализации инвестпроекта стоимостью 400 млн рублей компания открыла в Жирновском районе новое производство пропан-бутана — благодаря этому количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятии выросло до 150, а после выхода на проектную мощность компания начнёт перечислять в региональный бюджет по 130 млн рублей ежегодно. Стоит отметить, что даже несмотря на свои заграничные корни, «Газнефтесервис» при закупке оборудования отдавал предпочтение российской технике: всё-таки наличие зарубежного собственника не отменяет ни уплаты налогов в региональный бюджет, ни участия в проектах по импортозамещению.
2. ОАО «ВАЗ» (Волжский абразивный завод)
Офшор: Кипр. Выручка (2017): 4,8 млрд рублей. Чистая прибыль (2017): около 733 млн рублей.
Волжский абразивный завод, основанный в 1961 году, вызывает у жителей города-спутника неоднозначные эмоции. С одной стороны, это предприятие относится к важнейшим для региона налогоплательщикам, и его закрытие нанесло бы тяжкий удар местной экономике. С другой стороны, это главный источник загрязнения окружающей среды в окрестностях Волжского, который регулярно травит горожан своими вредными выбросами.
С 1991 года завод находится в ведении ОАО «ВАЗ». Его уставный капитал на сегодняшний день составляет 3,6 млн рублей, и 93% этой суммы, по имеющимся данным, принадлежат зарубежному собственнику. Волжским абразивным заводом владеет корпорация «GUMI International Ltd» (Кипр, Лимасол). Непосредственное управление компанией осуществляет другая зарубежная организация — индийский концерн «Муругаппа Групп».
За последние несколько лет предприятие выступало поставщиком по 21 госконтракту суммарной стоимостью свыше 26,8 млн рублей. Но волжанам «абразивка» известна, пожалуй, не своими промышленными успехами, а своим крайне негативным влиянием на экологию. В прошлом году Волгоградская межрайонная природоохранная прокуратура назвала завод главным загрязнителем региона и обязала завод срочно установить новые системы газоочистки. За выбросы сероводорода в атмосферу Волжский абразивный завод получил штраф на смешную сумму в 80 тысяч рублей, а городской суд разрешил предприятию отложить монтаж очистного оборудования до конца 2019 года. Так что, видимо, уставшим от химических ароматов жителям Волжского лучше жаловаться на деятельность завода напрямую его кипро-индийским хозяевам — может, хоть после этого изменения всё-таки произойдут...
1. АО «Волжский Оргсинтез»
Офшор: Кипр. Выручка (2017): около 11,4 млрд рублей. Чистая прибыль (2017): 1,7 млрд рублей.
Ну а венчает наш список «король волгоградских офшоров» — предприятие «Волжский Оргсинтез». Этим заводом сейчас владеют сразу пять кипрских компаний: «Millsaport Enterprises Ltd», «Kinseywood Consultants Ltd», «Stawellson Management Ltd», «Textonfield Consultants Ltd» и «Corrienson Management Ltd».
«Волжский Оргсинтез» — один из промышленных «столпов» Волгоградской области и главных химических предприятий региона. Он производит кормовой метианин, присадки для автомобильных бензинов, сероуглерод и прочие соединения. Партнёры завода — более тридцати индустриальных организаций по всему миру. За последнее время предприятию достались госконтракты на 15,2 млн рублей.
Впрочем, и с «Волжским Оргсинтезом» не всё гладко: с 2015 года надзорные ведомства выявили в деятельности завода 261 нарушение различных правовых норм. К этому предприятию также есть претензии у местных экологов, которые обвиняли его в сливе отходов в подземные водные горизонты.
* * *
В приведённом выше списке перечислены далеко не все компании Волгограда и Волжского, которыми частично или полностью владеют собственники, зарегистрированные на Кипре, Виргинских островах или в каком-нибудь экзотическом Белизе. Среди других компаний, у которых при ближайшем рассмотрении обнаружились иностранные корни, — Волжский трубный завод (через головное предприятие ПАО «ТМК»), бывший и нынешний владельцы торгового центра «Мармелад» (в прошлом «Комсомолл»), физкультурно-оздоровительный комплекс «Волга-Фитнес» и десятки прочих организаций. В ближайшее время, по словам экспертов, таких компаний меньше не станет.
— У нас практически все крупные компании так или иначе уходят в офшоры, в том числе промышленные гиганты. Даже у самых топовых компаний всё равно есть иностранный капитал. От этого мы никуда не уйдём, пока у нас законодательно не запретят офшоры или хотя бы не сделают обязательным раскрытие владельцев офшоров, — говорит Эдгар Петросян. — Это могло бы стать первым этапом деофшоризации. К тому же у нас в Калининградской области создаётся своя офшорная зона, и я надеюсь, что все компании, которые сегодня находятся в иностранных офшорах, начнут переводить свой бизнес в российский офшор.
Удастся ли переманить «Волжский Оргсинтез», «Газнефтесервис» и прочих местных «ударников промпроизводства» с тёплого Кипра в российский офшор — покажет время. Однако до тех пор, пока владельцы крупного бизнеса не начнут по-настоящему верить в возможность честно и безопасно вести дела на родине, волгоградские налогоплательщики так и продолжат «уходить» за рубеж.