«Лишь бы не мешали»: волгоградские бизнесмены не ждут помощи от властей

«Лишь бы не мешали»: волгоградские бизнесмены не ждут помощи от властей
Аналитика

25 сентября 2018, 10:20
Никита Дробны
Photo: rahebitcoin.com
Несколько лет назад власти Волгоградской области начали говорить о необходимости поддержки и развития малого бизнеса. За последнее время появилось несколько институтов, оказывающих волгоградским предпринимателям комплексную помощь – это и областной Фонд развития промышленности, и гарантийный фонд, и центр инжиниринга.

Но готов ли сам малый бизнес к сотрудничеству с властями? Насколько эффективна система господдержки предпринимателей в Волгоградской области? Какие проблемы нужно решить в этой сфере и как повысить доверие делового сообщества к госорганам? Редакция ИА «НовостиВолгограда.ру» попыталась найти ответы на эти вопросы.

Поддержка на любой вкус

На сегодняшний день в Волгоградской области зарегистрированы около 83 тысяч субъектов МСП (малого и среднего предпринимательства). Они обеспечивают четверть всего валового регионального продукта и предоставляют рабочие места 250 тысячам сотрудников. Это солидные цифры, и хотя по своему совокупному вкладу в региональную экономику малые предприятия, естественно, уступают промышленным гигантам вроде Волгоградского НПЗ, «Волгограднефтемаша» или Волжского трубного завода, в их значимости местные власти больше не сомневаются.

Последние два-три года, пожалуй, стали для волгоградских бизнесменов самым удачным периодом для получения господдержки. Хотя областной бизнес-инкубатор существует с 2009 года, работать в полную силу он начал лишь относительно недавно, – благодаря чему количество предпринимателей, обратившихся за грантами, субсидиями, льготными кредитами и прочими видами госпомощи стало расти. С 2016 года количество компаний-резидентов бизнес-инкубатора увеличилось более чем на пятьдесят единиц: организация предоставляет частным фирмам помещения в аренду по сниженной стоимости, а также даёт бесплатный доступ к конференц-залам, семинарам и лекциям.

По данным администрации Волгоградской области, с 2016 по 2018 год информационно-консультационными услугами центра поддержки предпринимательства воспользовались свыше 14,5 тысячи региональных компаний, помощью центра инжиниринга – 1,3 тысячи, в Центр поддержки экспорта обратились порядка 600 представителей МСП. Все эти институты помогают малым предприятиям не деньгами, а советом: предоставляют бесплатные консультации, содействуют в разработке бизнес-стратегии, организуют встречи с зарубежными инвесторами и так далее.

Спектр оказываемых субъектам МСП услуг очень велик – он включает и составление бизнес-планов, и предоставление кредитов и субсидий, и помощь в выходе на новые рынки, и оказание поддержки в поиске партнёров. Поэтому сказать, что какая-то часть предпринимательской деятельности никак не охвачена господдержкой, нельзя, – пояснил Вадим Ткаченко, президент Торгово-промышленной палаты Волгоградской области. – Если говорить о том, куда в этом плане может развиваться Волгоградская область, то я бы выделил поддержку в части субконтрактации. Этот вид помощи малым предприятиям направлен на то, чтобы они встраивались в производственную цепочку более крупных организаций, активнее с ними сотрудничали. В других регионах такой вид господдержки присутствует, поэтому его можно было бы внедрить и у нас. Но в целом масштабы поддержки очень серьёзные.

Таким образом, жаловаться на недостаток возможностей, предоставляемых в рамках господдержки, волгоградским бизнесменам не приходится. Но если получить консультацию в МФЦ или снять офис по сниженной арендной ставке предприниматели могут без особых затруднений, для предоставления реальной финансовой помощи им потребуется значительно больше усилий.

Чем ты меньше – тем тебе труднее

Финансовую поддержку субъектам МСП в Волгоградской области оказывают такие институты, как региональный гарантийный фонд, фонд микрофинансирования предпринимательства, областной и федеральный Фонды развития промышленности и так далее. Для того, чтобы претендовать на получение денег от государства, представителям малого бизнеса нередко приходится проходить конкурсный отбор и оформлять пакеты документов; эти процедуры сами по себе отпугивают некоторых предпринимателей.

По данным администрации Волгоградской области, региональный фонд микрофинансирования предпринимательства с момента своего образования в ноябре 2017 года предоставил малому бизнесу более 66,1 млн рублей; областной микрофинансовый центр за последние два года выдал кредиты по сниженным ставкам 298 компаниям на сумму в 343,2 млн рублей. Сумма поручительств Гарантийного фонда Волгоградской области за 2016-2018 годы составила порядка 17 млн рублей, поддержкой воспользовались более 140 предпринимателей. Кроме того, субсидии в размере 30 млн рублей были дополнительно предоставлены субъектам МСП, работающим в моногородах – Михайловке и Фролово. Все эти цифры, учитывая общее количество малых предприятий в регионе, выглядят довольно скромно.

Наибольшие шансы на получение финансовой помощи от государства в Волгоградской области имеют те малые предприятия, чья деятельность связана с промышленностью. Малые индустриальные организации, особенно ориентированные на инновации или реализующие перспективные инвестпроекты, – главные получатели грантов и субсидий на областном уровне. Их представителей вполне устраивает, как устроена система господдержки в регионе.

Например, гендиректор ООО «Газнефтесервис» Андрей Горбатиков оценивает качество господдержки в Волгоградской области как высокое. Его предприятие формально относится к малым, но масштабы инвестпроекта, который оно реализует в Жирновском районе региона, впечатляют. Создание нового производства пропан-бутана обошлось компании в 400 млн рублей – часть этого проекта предприятию удалось профинансировать за счёт федеральной субсидии, на местном уровне власти также предоставили финансовую помощь.

— На мой взгляд, в Волгоградской области администрация достаточно активно и успешно работает с точки зрения поддержки бизнеса. У меня есть возможность сравнивать ситуацию с тем, как организована господдержка в других регионах Поволжья, и могу сказать, что в Волгоградской области информирование бизнеса о возможностях получить помощь от государства вполне хорошо налажено, – считает Андрей Горбатиков. – Мы сами пользуемся тремя программами. Во-первых, наше предприятие прошло тендерный отбор Минпромторга и получило письмо поддержки от губернатора, и благодаря этому министерство предоставило нам субсидию на компенсацию части процентов по кредиту. Во-вторых, недавно по инициативе областного комитета промышленности нам была предоставлена региональная налоговая льгота по налогу на прибыль в рамках инвестиционного соглашения. Кроме того, у нас заключено соглашение о сотрудничестве с администрацией региона – мы оказываем поддержку социальным программам властей, администрация со своей стороны помогает нам в реализации наших проектов. В других регионах у нас такого масштабного взаимодействия с местными властями нет.

Но если «малые» промышленники видят в господдержке исключительно пользу, коммерсанты, работающие в других отраслях, относятся к ней более скептически. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством, торговлей, оказанием образовательных и других услуг в ответ на вопросы о получении поддержки от государства чаще всего удивлённо поднимают брови: «Помощь? Да нам лишь бы не мешали, вот и вся помощь». Чем меньше бизнес, тем труднее получить финансирование в государственных институтах: если для малого инвестиционного предприятия со штатом в 50-100 человек участие в длящемся полгода грантовом конкурсе вполне целесообразно, то для ИП подобные формы поддержки выглядят пустой тратой времени на оформление гор документов с непредсказуемым результатом.

Представители бизнеса должны осознавать, что, получая финансовую поддержку от государства, они берут на себя всю ответственность за их расходование и дальнейшую отчётность.Ольга Устинова, уполномоченная по защите прав предпринимателей в Волгоградской области

По словам бизнес-омбудсмена Волгоградской области Ольги Устиновой, многие процедуры, связанные с предоставлением финансовой поддержки малому бизнесу, излишне усложнены. Это настораживает предпринимателей и снижает общую эффективность работы в данном направлении.

В настоящее время нельзя сказать, что государственная поддержка малого бизнеса работает с максимальным эффектом. Предприниматели на бизнес-площадках заявляют о том, что процедура получения финансовой государственной поддержки крайне заформализована и в должном объёме не предоставляется, – указала Ольга Устинова. – Что касается информационной и имущественной – тут ситуация несколько лучше. Есть куда стремиться и добиваться более эффективных результатов в поддержке предпринимательского сообщества.

«Правила игры меняются слишком быстро»

Уровень доверия малого бизнеса к поддержке со стороны государства в Волгоградской области остаётся сравнительно невысоким. Предприниматели, чья деятельность не связана напрямую с промышленностью или инновациями, не видят ни возможностей, ни особой необходимости в получении финансовой помощи. Среди многочисленных форм господдержки, которые доступны в регионе, лишь единицы пользуются стабильным интересом со стороны субъектов МСП.

К сожалению, и в нашей стране в целом, и в Волгоградской области в частности господдержка малого бизнеса и реальное развитие предпринимательства – это две взаимно не пересекающиеся плоскости. В регионе создано много институтов развития МСП: экспортный центр, центр инжиниринга, бизнес-инкубатор и так далее, но их эффективность оставляет желать лучшего, – говорит известный волгоградский предприниматель Кирилл Кусмарцев. – Областной бизнес-инкубатор неэффективен, он даже не обеспечивает собственную заполняемость. Семинары по выходу на внешние рынки, которые проводит в Волгограде РЭЦ, большинству представителей малого бизнеса просто не интересны, потому что они ещё не доросли до экспорта. В итоге предприниматели со своими проблемами существуют отдельно, а институты господдержки – отдельно. Эти институты мало востребованы: тот же РЭЦ за год обучает в Волгограде сто человек из нескольких тысяч предпринимателей и оценивает это как успех.

Не способствуют повышению доверия к господдержке и многочисленные случаи, когда у получивших гранты и субсидии организаций впоследствии требовали возврата денег. Даже те предприятия, которые постоянно участвуют в грантовых конкурсах и имеют хорошую репутацию у местных властей, не застрахованы от подобных ситуаций.

Уполномоченная по защите прав предпринимателей Ольга Устинова отметила, что в регионе предоставленные малым предприятиям денежные средства впоследствии неоднократно отзывались по формальным основаниям. В результате компании, уже получившие финансовое стимулирование и даже успевшие потратить часть средств, сталкивались с необходимостью возвращать деньги. Все подобные случаи завершились благополучно: каждую ситуацию удалось решить в пользу предпринимателей. Тем не менее то, насколько часто возникают такие инциденты, вызывает беспокойство у бизнес-сообщества.

Не радует коммерсантов и необходимость отчитываться буквально за каждую копейку, полученную от государства. Когда любая ошибка в документации может быть чревата юридическими проблемами, малые компании предпочитают перестраховаться и не обращаться за денежной помощью без крайней нужды: лучше полагаться лишь на себя, зато не попадать под подозрения в нецелевом расходовании субсидий.

— Перед обращением за предоставлением финансовой государственной поддержки предприниматель должен ознакомиться с перечнем требований, которым необходимо соответствовать. Также он должен понимать, что полученные средства он имеет права направить исключительно на те цели, которые были указаны в заявке. Это очень важный аспект. В случае, если предприниматель распорядился госсредствами иначе, могут наступить довольно негативные последствия, вплоть до возбуждения уголовного дела, – напомнила бизнес-омбудсмен Ольга Устинова.

Практически все представители делового сообщества, с которыми нам удалось пообщаться, указали на слишком высокую неопределённость, связанную с получением господдержки в Волгоградской области. Предпринимателям хотелось бы иметь большую уверенность в том, что органы власти ведут с ними честную игру, и больше возможностей для обратной связи. Бюрократические сложности особенно сильно препятствуют выстраиванию конструктивных взаимоотношений между субъектами МСП и институтами господдержки.

Малому бизнесу от федеральных властей хотелось бы неизменных правил игры. Доверие бизнеса к власти – это одна из основ эффективной господдержки, а сейчас, к сожалению, правила игры в данной сфере меняются очень часто. Резко возрастает количество документов, правовых актов, появляются излишние требования для получения господдержки, возникает излишний документооборот, вырастают целые бумажные горы, – констатирует президент Волгоградской ТПП Вадим Ткаченко. – В итоге бизнес в растерянности: правила игры меняются слишком быстро. Предприниматель в прошлом году получал поддержку, он соответствовал всем требованиям, в этом году в его деятельности ничего не изменилось – но он им уже почему-то не соответствует. Поэтому, безусловно, есть значительный запрос со стороны малого бизнеса на большую предсказуемость и больший уровень доверия.

«Нужно рассчитывать только на себя»

В большинстве случаев оптимальная стратегия для волгоградских предпринимателей – надеяться только на собственные силы и не ждать поблажек со стороны государства. С какой-то точки зрения это логично: решение открыть собственное дело подразумевает самостоятельность и готовность брать на себя ответственность.

Малый бизнес в большей степени и должен рассчитывать только на себя. Это самый правильный подход. Человек, открывший своё дело, должен быть предприимчивым, ответственным, готовым к рискам, – говорит Ольга Устинова. – Более актуальной считаю помощь имущественного и финансового характера. Не менее важна и информационная поддержка, которая должна нести определённую конкретику. Обучающие семинары, организованные для представителей малого бизнеса, должны быть наполнены конкретными примерами из практики.

Впрочем, если уж волгоградские предприниматели чему-то и научились за последние полтора десятилетия, так это полагаться лишь на собственные силы. Настало время совершенствовать систему господдержки, чтобы малый бизнес перестал бояться власти, – и в этом Волгоградской области может оказаться полезным позитивный опыт других регионов.

Я активно езжу по другим регионам России и вижу, что даже в некоторых менее развитых городах, таких как Томск или Иркутск, с господдержкой дела обстоят проще. Там много технопарков, куда любой предприниматель может без проблем приехать и, допустим, изготовить там образец какой-нибудь детали, чтобы потом наладить её промышленный выпуск. У нас же приходится участвовать в конкурсе, который длится полгода, и проходить отбор, чтобы получить какие-нибудь 20 тысяч рублей. В других регионах это делается быстрее, эффективнее и, что немаловажно, молча.Кирилл Кусмарцев, предприниматель

Все эксперты и представители делового сообщества, с которыми мы общались при подготовке этого материала, подчеркнули, что далёкая от идеала система господдержки – это проблема федерального характера. На уровне Волгоградской области полностью решить её невозможно. Однако местные власти вполне способны облегчить жизнь предпринимателям, предприняв определённые шаги навстречу бизнесу. Для этого достаточно обеспечить непрерывный конструктивный диалог между административными органами и субъектами МСП.

Стоит признать, что этот процесс уже начался. Помимо государственных институтов поддержки бизнеса и деловых общественных организаций, активную работу по развитию отношений между предпринимателями и властью в Волгоградской области ведёт прокуратура. Между правоохранительным ведомством и аппаратом бизнес-омбудсмена заключено соглашение о совместной деятельности по защите интересов малого бизнеса. При прокуратуре региона сформирован Общественный совет по защите прав предпринимателей: с прошлого года он провёл семь заседаний, посвящённых соблюдению действующего законодательства, развитию конкуренции, особенностям применения онлайн-касс и так далее. В сентябре ведомство организовало специальную горячую линию для субъектов МСП, чтобы оценить эффективность работы областного бизнес-инкубатора, микрофинансового центра, гарантийного фонда и других институтов поддержки; её итоги будут подведены в ближайшее время.

Сегодня в Волгоградской области существует множество различных форм господдержки, доступных для предпринимателей, и местные власти постепенно продолжают избавляться от административных барьеров, представлявших собой значительную проблему ещё несколько лет назад. Регион имеет хороший потенциал для того, чтобы стать новой «землёй обетованной» для малого бизнеса. Но чтобы добиться успеха в этом начинании, чиновникам, надзорным органам и бизнесменам придётся наконец начать прислушиваться друг к другу и стать более открытыми – иначе нынешние робкие попытки преодолеть недоверие к государству, копившееся у волгоградских коммерсантов годами, так и останутся безрезультатными.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter