Интересна судьба катера – его гибель описал немецкий артиллерист Виганд Вюстер, который командовал батареей гаубиц, из которых и был подбит катер. Батарея располагалась в районе современного перекрестка ул. Пархоменко и Двинской.
Впрочем, в истории гибели БК-31 до сих пор не мало загадок. Например, в одном донесении о безвозвратных потерях фигурируют сразу 2 командира БК-31: Павел Никитин (погиб 09.10.42), и Александр Щербаков (ранен 25.09.42). Получается, что погибший лейтенант Никитин командовал катером всего 2 недели.
Еще момент – немец пишет в своей книге «В аду Сталинграда», что у лодки было 2 башни, в то время, как у БК-31, построенного по проекту С-40 – только одна башня от Т-34. Возможно на этом месте на дне Волги покоится еще один катер?
И, наконец, самое главное, официально принятая версия (это же описывает и Вюстер) – катер был подбит и в скором времени затонул. Однако нам удалось найти оперативные сводки Волжской военной флотилии за октябрь 1942 года. Там ясно говорится – 9 октября БК-31 подбит и сел на мель (это сводка от 09.10.42 на 18 часов). Уже утренняя оперсводка сообщает – попытки снять катер с мели ни к чему не привели. И далее сообщается, что готовится большая операция по спасению БК-31 в ночь на 11 октября. А далее – полная тишина в сводках, как будто катера и вовсе не существовало.
Возможно замалчивание его дальнейшей судьбы связано с тем, что три члена экипажа были признаны дезертирами и 12 октября расстреляны перед строем. В документах военной прокуратуры, рассекреченных совсем недавно, сообщается, что такой суровый приговор (эти краснофлотцы – единственные, кто из состава Волжской военной флотилии был расстрелян за все годы войны, остальных нарушителей дисциплины отправляли в штрафбаты) был вынесен за то, что они «во время обстрела противником бежали и увлекли за собой остальной личный состав команды, оставив на катере раненых бойцов, эвакуированных женщин и детей...»
Восстановить всю цепочку событий и настоящую историю бронекатера БК-31 должны военные историки. При этом вполне реально допустить и какую-то ошибку в самих донесениях, так и в причинах, побудивших военную прокуратуру вынести такой приговор. Например, есть версия, что краснофлотцев могло отбросить за борт взрывной волной.
Потому по прошествии многих лет нельзя давать какую-либо оценку этим действиям и поступкам. А вот помнить о героическом прошлом города, страны мы обязаны… 9 октября 1942 года – всего лишь один из 200 дней героической обороны Сталинграда.