Волгоградские эксперты одобрили отмену административных барьеров для бизнеса

Аналитика
Волгоградские эксперты одобрили отмену административных барьеров для бизнеса
21 февраля 2019, 13:49Никита ДробныФото: pxhere.com
В своём вчерашнем послании Федеральному Собранию президент России Владимир Путин поручил провести масштабную ревизию подзаконных нормативных актов, которые регулируют проверки в отношении бизнеса. С 1 января 2021 года все нормы, связанные с контрольно-надзорной деятельностью, будут пересмотрены.

Для волгоградских предпринимателей решение президента имеет особую значимость: местные коммерсанты неоднократно жаловались на административные барьеры и огромное количество противоречивых юридических норм, изрядно осложняющих им жизнь. Корреспондент «НовостиВолгограда.ру» пообщался с экспертами и представителями бизнес-сообщества и узнал от них, как реализация президентского поручения повлияет на «самочувствие» волгоградского бизнеса.

«Гильотина» не повредит

Разговоры о том, что развитию предпринимательства в России, — особенно малого и среднего, — могла бы придать стимул так называемая «административная гильотина», ведутся уже несколько лет. Можно сказать, что идея полного пересмотра правовых норм, которые касаются регулирования бизнеса, в каком-то смысле витала в воздухе.

Президент в своём послании к Федеральному Собранию уделил большое внимание поддержке бизнеса и высказал то, о чём сами предприниматели сигнализировали уже очень давно: «фолиант», состоящий из множества подзаконных актов, которым обязаны подчиняться бизнесмены, нуждается в пересмотре. Владимир Путин дал поручение с 1 января 2021 года отменить все действующие нормативные акты, которые регулируют контроль и надзор, и за два года подготовить новые. В их разработке примут участие не только органы власти, но и предпринимательское сообщество.

Показательно, что среди первых, кто положительно высказался о предложении президента, оказался президент ТПП РФ Сергей Катырин. В Волгоградской ТПП также считают, что назрела необходимость «гильотинировать» непомерно расплодившиеся правовые нормы. Эксперты, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью и знают, чем живёт деловое сообщество, единодушны в своих оценках: контрольно-надзорную сферу в России пора реформировать.

Эта идея — очень здравая, нужная и своевременная, потому что на сегодняшний день именно из-за неразберихи в нормативных актах (старых законах, подзаконных актах, различных письмах, приказах и так далее) существует большое количество нестыковок, несоответствий и противоречий, которые очень серьёзно мешают бизнесу. Мы такую акцию поддерживаем и готовы поработать над её реализацией вместе с органами власти, — подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НовостиВолгограда.ру» Вадим Ткаченко, президент Волгоградской торгово-промышленной палаты и сопредседатель регионального штаба ОНФ.

Хоть что-то да нарушишь

Федеральные законы, касающиеся предпринимательства, отменять не планируется. Однако они и не вызывают у представителей бизнес-сообщества такого возмущения, как те акты, что были приняты к ним «в довесок». Основные претензии коммерсантов касаются именно вспомогательных документов — правил, постановлений, предписаний, которые создаются местными органами власти или контролирующими структурами.

Во многих случаях надзорные ведомства принимают дополнительные подзаконные акты, чтобы как-то конкретизировать положения того или иного закона. Иногда такие «примечания» к федеральным нормам просто подробнее раскрывают суть конкретной статьи, но часто они вводят дополнительные требования и поправки. Эти подзаконные акты постепенно накапливаются и начинают противоречить друг другу, а то и исходному закону. Количество различных документов, которые регулируют деятельность предпринимателей на уровне государства, региона, города и даже района, по самым сдержанным оценкам, может доходить до миллиона. Только для хранения всех этих бумаг в распечатанном виде потребовалось бы с полдюжины многоэтажных архивов. Предприниматели разводят руками: при таком обилии взаимоисключающих требований и предписаний работать, не нарушая ни одно из них, попросту невозможно.

В настоящее время действует большое количество подзаконных актов различного уровня, которые где-то идут вразрез с действующим законодательством, где-то в его дополнение, но не с точки зрения развития, а в интересах чиновников. И это очень сильно тормозит развитие бизнеса, потому что реализация многих законов прямого действия блокируется на низовом уровне этими подзаконными актами. Возникают так называемые административные барьеры, то есть определённого рода сложности и препятствия процедурного характера. Поэтому инициатива президента очень значима. Она позволит не просто произвольно что-то отменить, а провести очень серьёзную ревизию. Эта задача, поставленная лично президентом, простимулирует государственных и муниципальных служащих, а также все структуры, которые занимаются контрольно-надзорной и лицензирующей деятельностью, провести анализ на предмет соответствия своей нормативной базы действующему законодательству. Это, безусловно, очень сильно поможет развитию бизнеса, потому что снимет целый ряд искусственно созданных препятствий и ограничений. Инициатива очень правильная, хорошая и мудрая, и очень выстраданная бизнесом, — считает Антон Лукаш, эксперт Агентства стратегических инициатив и член Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса при прокуратуре Волгоградской области.

Дом, который проще снести

У самих бизнесменов к высказанному президентом поручению только одна претензия: им хотелось бы, чтобы ревизия подзаконных актов стартовала быстрее. Предприниматели опасаются, что здравая и актуальная идея пострадает из-за неадекватной реализации «на местах»: чиновники, которые сами же и принимали проблемные правовые акты, могут саботировать их пересмотр.

Инициатива президента однозначно, объективно и обоснованно снизит административное давление на бизнес. Единственная проблема, если смотреть с позиции самого бизнеса, в том, что до 2021 года ещё очень много времени. Предприниматели, конечно, хотели бы увидеть какие-то изменения раньше. Есть подозрения, что органы власти с реализацией этой идеи будут тянуть до последнего, поэтому нам нужно просто дотерпеть до 2021-го, — говорит Ольга Устинова, уполномоченный по правам предпринимателей в Волгоградской области. — У многих надзорных ведомств есть требования, которые принципиально не влияют на качество продукции или услуг и используются лишь как повод привлечь представителей бизнеса к ответственности. Есть смысл эти позиции пересмотреть и исключить излишние требования в отношении бизнеса. В качестве примера можно привести Казахстан, где все нормативы уложили в один-единственный кодекс. Мы поддерживаем разработку чёткого, понятного и конкретного перечня требований к бизнесу, и хотелось бы, чтобы такой перечень был создан как можно раньше. Что касается действующих нормативных актов, то это тот случай, когда дом проще снести и построить заново, чем пытаться отремонтировать.

Остаётся надеяться, что давно назревшая ревизия нормативной базы, действующей в отношении бизнеса, не сведётся к простой замене одних неработающих и бесполезных документов другими. Если на уровне региона проследить за качественной реализацией президентского поручения будет относительно просто, то проверить, каким образом местные чиновники «проредят» собственноручно написанные муниципальные акты, окажется сложнее. «Административная гильотина» призвана решить множество наболевших проблем, но следить за её корректной работой теперь придётся всем заинтересованным сторонам — то есть органам власти, контролирующим организациям и самим субъектам предпринимательства.

Сюжеты:
Эксклюзив
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter