Posted 15 марта 2019, 13:06
Published 15 марта 2019, 13:06
Modified 17 октября 2022, 08:41
Updated 17 октября 2022, 08:41
Как уже писало «НовостиВолгограда.ру», пару недель назад широкий общественный резонанс вызвала гневная тирада, с которой начальник федерального ГИБДД Михаил Черников обрушился на главного волгоградского гаишника Николая Яньшина. Глава Госавтоинспекции не только отчитал своего подчинённого за попытку подать в отчёте неточные данные, но и как следует «прошёлся» по экономической ситуации в регионе. Он отметил, что в регионе хватает отрицательных тенденций, поэтому рассказы о крупных достижениях и эпохальных успехах местных властей сложно воспринимать всерьёз. «В Волгоградской области экономика пошла вверх, что ли?», — удивился Михаил Черников.
Тот же самый вопрос могли бы задать и жители Волгограда, которые видят в своих кошельках всё меньше денег, зато постоянно слышат отовсюду о «движении вперёд». Как ни странно, официальная статистика конкретного ответа не даёт: территориальное подразделение Росстата хоть и рапортует о наличии определённых проблем, но в целом считает экономическую ситуацию в регионе вполне приемлемой. Почему на бумаге в Волгоградской области всё хорошо, а в реальности — не очень, решила выяснить редакция «НовостиВолгограда.ру».
Экономический рост, как правило, подразумевает, что у жителей региона должны расти реальные доходы. Это главный показатель, по которому простые горожане оценивают положение дел в области: когда людям нечем платить за услуги ЖКХ и приходится экономить на еде, им не слишком интересно, сколько продукции местные заводы в прошлом году продали за рубеж.
Те показатели, которые публикует Волгоградстат, не позволяют сделать вывод о повышении уровня жизни в регионе. Реальные денежные доходы населения за год выросли всего на 17,6 млрд рублей (по огрублённым подсчётам, всего на 7 тысяч рублей на душу населения), даже несмотря на декларируемое повышение зарплат. Порядка 18% волгоградцев можно отнести к малоимущим, более 7% получают государственные субсидии на оплату коммунальных услуг. И тем не менее региональные власти по-прежнему говорят о «позитивных тенденциях», ссылаясь в том числе на данные Волгоградстата.
Велико искушение заподозрить территориальное подразделение Росстата во лжи или, по меньшей мере, в лукавстве. Однако на самом деле проблема несколько глубже. Статистики озвучивают корректную информацию — весь вопрос в том, как она добывается и как трактуется. А часть данных и вовсе не озвучивается широкой публике.
— Обвинять Волгоградстат во лжи было бы некорректно, но есть различные методики расчётов. Мы недавно увидели, как Росстат поменял свои методики оценки, и российская экономика сразу неожиданно начала расти. К тому же не вся статистика открыта, чтобы её можно было посмотреть. Поэтому без конкретных подтверждений тяжело говорить о том, что Волгоградстат где-то лукавит, — пояснил корреспонденту «НовостиВолгограда.ру» волгоградский политолог, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО Александр Сайгин.
Помимо этого, нужно помнить о том, что некоторые положительные показатели сами по себе не означают реального экономического роста. Например, «кредитный бум», который отмечается в Волгоградской области, отнюдь не говорит о том, что у жителей региона стало больше денег — напротив, у экспертов есть опасения, что многие заёмщики не смогут полностью расплатиться с долгами. Увеличение количества ипотечных кредитов не обязательно связано с удешевлением жилья. Даже рост промышленного производства, который власти Волгоградской области очень любят приводить в пример как своё достижение, сам по себе не является значимым показателем.
— Есть такой показатель, как индекс промышленного производства. Если посмотреть его динамику за последние восемь лет, то окажется, что промпроизводство у нас то росло, то падало на 1-2%. Весь вопрос в том, что сам по себе рост промышленного производства на 2% не означает роста экономики, — объясняет Александр Сайгин. — У этого показателя есть привязка к курсу валют и к инфляции. Если смотреть в этом разрезе, то количество рублёвой выручки действительно может увеличиваться, но это происходит из-за того, что продукция выпускается на экспорт, и за неё платят долларами, а внутренние расчёты всё равно идут в рублях. Поэтому вроде как экономика выросла, но на самом деле всё как было, так и осталось.
Экономическая ситуация в любом отдельно взятом регионе всегда тесно связана с демографической. Туда, где много трудоспособного населения, охотнее «переезжают» предприятия, готовые принимать местных жителей на работу, и наоборот — в регионы, где проще построить успешную карьеру, чаще стремятся мигранты. В этом плане Волгоградская область не может похвалиться позитивной динамикой. И численность населения, и количество юридических лиц в регионе по-прежнему падают.
По данным всё того же Волгоградстата, каждая третья коммерческая организация региона сегодня работает себе в убыток, и частные фирмы закрываются сотнями. Число ИП, которым проще справиться с налоговым гнётом, при этом очень медленно растёт. В итоге получается, что предприятий (особенно малых и средних), которые могли бы обеспечить волгоградцам новые рабочие места, с каждым месяцем становится меньше, а крупные налогоплательщики постоянно раздумывают об уходе в офшоры или другие регионы, где власти готовы предоставить им более выгодные налоговые условия.
— Утверждать о росте экономики в Волгоградской области сейчас не приходится. Что такое рост экономики? Это в том числе рост количества субъектов предпринимательства, которые работают в регионе, которые платят зарплату. Налоговая инспекция рапортует о постоянном увеличении сборов, но если посмотреть на статистику, то мы поймём, что количество тех, кто может платить налоги, снижается, — указывает Александр Сайгин. — Сразу возникает резонный вопрос: откуда эти деньги взялись? Чаще всего эти деньги берутся на штрафах, причём зачастую очень больших. За последние четыре года очень многие субъекты среднего и крупного бизнеса в регионе от этого пострадали. Весьма многие крупные фирмы постарались перерегистрироваться, увести свой бизнес из региона (некоторые это сделали даже физически). Получается, что денег собрали больше, но нет гарантий того, что эта тенденция продолжится.
Закрытие небольших коммерческих организаций, казалось бы, имеет небольшую значимость для экономики региона в целом: ведь крупные предприятия никуда не пропадают и продолжают платить налоги в бюджет (впрочем, и у промышленных гигантов хватает своих трудностей, как показывает ситуация вокруг «Красного Октября»). Однако на самом деле за каждой ликвидированной фирмой стоит не только разорившийся бизнесмен, но и как минимум несколько сотрудников, которым он платил зарплату. Чем меньше в регионе юрлиц, готовых создавать новые рабочие места, тем выше безработица — а она и без того в девять раз превышает заявленные показатели. Нельзя забывать и о том, что «серая», теневая экономика всегда растёт в ущерб «белой».
В Волгоградской области продолжает сокращаться население, и причиной тому — не только его объективное старение и естественная убыль, но и трудовая миграция. Слишком многие волгоградцы не видят в родном городе и регионе перспектив для построения карьеры или для создания собственного бизнеса. Местные крупные предприятия открыто признают, что испытывают кадровый голод: им требуется более 12 тысяч сотрудников, но желающих занять эти вакансии далеко не так много. Если раньше волгоградские работодатели позволяли себе «разбрасываться» кадрами, то теперь им приходится крепче держаться за работников и не увольнять их без веских причин. Судя по имеющимся данным, в ближайшие годы отток населения из региона и сокращение числа экономически активных волгоградцев только усугубятся.
В Волгоградской области есть тенденция к постоянному снижению числа занятых лиц. Когда в экономике мало людей, которые зарабатывают деньги, они платят меньше налогов, меньше способствуют созданию прибавочной стоимости. Таким образом, получается, что все байки о росте экономики в Волгоградской области так и остаются байками.Александр Сайгин, политолог, заместитель директора Фонда прикладного анализа Института региональных исследований ЮФО
Остаётся констатировать, что на вопрос г-на Черникова можно дать только отрицательный ответ. Нет, в Волгоградской области экономика не растёт. Чем скорее местные власти это признают и начнут предпринимать реальные действия для решения реальных проблем, тем будет лучше для всех жителей региона. Но, к сожалению, пока что чиновники региональной администрации предпочитают успокаивать себя чтением тщательно подтасованных отчётов, в которых неудобные цифры просто не фигурируют.