Posted 12 июля 2021,, 12:53

Published 12 июля 2021,, 12:53

Modified 17 октября 2022,, 11:17

Updated 17 октября 2022,, 11:17

Бросая вызов «Кока-Коле»: как устроен рынок безалкогольных напитков в России

12 июля 2021, 12:53
Метеорологи предупреждают россиян об аномальной жаре. Россияне спасаются от палящего зноя, как могут: немудрено, что в летние месяцы спрос на квас, соки и газировку резко возрастает. Производителям прохладительных напитков грех жаловаться на выручку – но способен ли русский квас или сок конкурировать с «Кока-Колой»?

Как сообщает «НовостиВолгограда.ру» со ссылкой на программу «Бизнес-вектор» канала РБК, общий объём российского рынка безалкогольных напитков – 140 млрд рублей. В прошлом году по всей стране было продано около 3,4 млрд литров газировки, 2,5 млрд литров соков и морсов, 1 млрд литров кваса и примерно 500 млн литров холодного чая. Доля импорта на российском рынке невелика, хотя почти две трети продаж приходятся на дочерние компании «Кока-Колы» и «Пепсико». Эти организации зарегистрированы в России и здесь же имеют центры производства – эксперты говорят, что местные потребители предпочитают отечественные напитки.

Есть большое доверие, которое сформировалось за последние годы, российского потребителя именно к отечественной безалкогольной продукции. Сейчас фактически более 90% российских потребителей выбирают безалкогольную продукцию российского производства, – отмечает Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России.

Производителей безалкогольных напитков – соков, кваса, газировки – немало и в Волгоградской области. Среди них есть как признанные лидеры рынка, так и совсем небольшие компании, пока ещё только ищущие свою нишу. В региональном комитете промышленности отметили, что по итогам прошлого года областные предприятия стали производить несколько меньше безалкогольных напитков с добавлением сахара, увеличив долю выпуска «классической» минеральной воды.

Объём производства прочих безалкогольных напитков, помимо минеральной питьевой воды, в 2020 году составил 1 млн 375,2 тысячи полулитров. Для сравнения, в 2019 году – 3 млн 104,7 тысячи полулитров. Снижение вызвано тем, что ООО «Волгоградский завод безалкогольных напитков» и ООО «Воды Придонья» в 2020 году, изменив структуру производства, увеличили производство питьевой воды и снизили объём производства безалкогольных напитков, – пояснили в Облпромторге. – Всего по виду деятельности «Производство воды и безалкогольных напитков» в 2020 году в консолидированный бюджет уплачено 80,9 млн рублей налогов.

В целом по стране, помимо «Кока-Колы» и «Пепсико», на рынке представлены около трёх тысяч компаний. Производители безалкогольных напитков признаются, что некоторые виды продукции сложнее выпускать и продавать, чем другие: например, совладелец компании «Домашние рецепты» Константин Балакшин жалуется, что квас пользуется спросом только летом, и чтобы сохранить выручку, ему пришлось вывести на рынок другие напитки. Зато, например, фруктовые соки круглый год в фаворе у потребителей.

Основа технологии промышленного производства сока – концентрат: это основа будущего напитка. На заводе его разбавляют водой в купажном цехе, а затем пастеризуют, нагревая до 90 градусов. Параллельно производят тару – пластиковые бутылки. В специальной машине для розлива сок наливают в бутылку, которую после этого охлаждают. Для охлаждения используют особый агрегат с двумя камерами для пошагового снижения температуры: иначе возникнет риск повредить бутылку. Затем продукцию отправляют на склад, откуда она попадает в торговые сети. Розлив сока в тетрапаки выглядит немного иначе, но технология в целом похожая.

В последние два года затраты у производителей безалкогольных напитков резко выросли: сказалось подорожание сахара, который только в 2020 году подскочил в цене на 64%. Растёт и стоимость фруктовых концентратов для производства соков. Раньше на пюре и концентраты тех плодов, которые не произрастают в России, действовала нулевая таможенная пошлина, но в прошлом году нормы изменились. Торгово-промышленная палата сейчас активно ищет пути решения проблемы.

Мы обратились в ЕЭК по вопросу сохранения нулевой таможенной пошлины на пюре из экзотических фруктов, которые мало произрастают на территории России. Нам это нужно для производства детского питания и тех же самых соков – чтобы их цена не изменялась, не повышалась, – поясняет вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев.

Волгоградская область на рынке соков представлена настоящим гигантом – ОАО «Сады Придонья». Сегодня возникшее на базе скромного совхоза предприятие выросло в настоящую бизнес-империю, у которой более 1,3 тысячи сотрудников, годовая выручка в 13 млрд рублей и чистая прибыль в 1,2 млрд рублей. Руководитель группы компаний Андрей Самохин – один из богатейших предпринимателей региона, настоящий «self-made man»: в конце 1990-х он запустил собственное производство соков, потому что яблоки из садов совхоза было некому продавать, а сейчас основанная им группа компаний остаётся одним из немногих крупных игроков на рынке, не зависящих от «Кока-Колы» и «Пепсико».

«Сады Придонья» свой секрет успеха не скрывают и даже вынесли в название: это собственные фруктовые сады (в основном яблоневые и вишнёвые), позволяющие получать первоклассное натуральное сырьё для производства соков. Группе компаний принадлежат 7,5 тысячи гектаров садов, в том числе 4,5 тысячи гектаров – в Волгоградской области. Концентраты на предприятии тоже используются – в тех случаях, когда речь идёт об экзотических фруктах, которые проблематично вырастить в засушливом волгоградском климате. В основном они идут на производство миксов. Таким образом, компания в меньшей степени зависит от роста цен на концентраты. Натуральность продукции – главный козырь «Садов Придонья», но не единственный: предприятие считается одним из важных налогоплательщиков и пользуется поддержкой властей. Благодаря настойчивости руководителя и хорошо налаженной бизнес-модели «Сады Придонья» даже в сложный для бизнеса «коронакризисный» период чувствовали себя превосходно.

Запустить собственное производство напитков в России несложно, но чтобы оно стало прибыльным, потребуются немалые финансовые вливания. Например, уже упомянутый Константин Балакшин открыл вместе с другом компанию «Домашние рецепты», ещё будучи студентом, вложив всего 100 тысяч рублей. Но за восемь лет ему пришлось инвестировать в развитие бизнеса в тысячу раз больше – 100 млн рублей, в том числе за счёт займов и кредитов. Оборудование для производства кваса очень дорогое, и приобрести его без внешнего финансирования крайне сложно. К тому же квас хоть и популярен, но заработать на нём трудно – маржинальность редко превышает 10%.

В Волгоградской области одним из флагманов в плане производства кваса и лимонадов долгое время оставался завод «ПивоварЪ» – помимо пива, предприятие выпускало сбитни и газировку. Однако последние годы стали для «Пивовара» сплошной чёрной полосой – экономическое положение завода оставляло желать лучшего, а в прошлом году директор предприятия стал фигурантом уголовного дела о сокрытии средств от налогообложения. К тому моменту у «Пивовара» накопились многомиллионные долги по налогам и оплате ресурсов. Финальным ударом для завода стало отключение воды за неуплату примерно 6 млн рублей задолженности. 30 июня стало известно, что «Пивоваръ» приостановил работу, его сотрудники начали массово увольняться.

Очень вероятно, что предприятие не переживёт затянувшегося кризиса. Сложный период переживает и торговый дом «Русский квас», зарегистрированный в Волгограде: его чистый убыток в 2020 году составил 782 тысячи рублей. Но в регионе есть и другие компании, готовые подхватить упавшее знамя: например, «Волгоградский завод безалкогольных напитков» активно продвигает в торговые сети собственный квас и газировку с необычными вкусами – например, манго или алоэ. Чистая прибыль предприятия за прошлый год оценивается в 309 тысяч рублей.

Помимо соков и кваса, спросом пользуются и более экзотические напитки: например, в Москве и Петербурге недавно вошла в моду комбуча. За этим экзотическим словом скрывается тот самый чайный гриб, который многие россияне самостоятельно выращивали на подоконниках в 90-е годы. Сейчас комбучу производят уже в промышленных масштабах, в напиток добавляют натуральные ароматизаторы – сушёные травы и цветы, лимон, женьшень. Но и в этом случае маржинальность далеко не заоблачная. В себестоимости напитка порядка 37% составляет зарплата персонала, 35% – расходные материалы, 10% – аренда цехов. Прибыль производителя – не более 10%. Но предприниматели, которые пытаются приобщить россиян к экзотическому чайному грибу, стремятся не только получать доход: они видят свою миссию в том, чтобы популяризовать полезную для здоровья продукцию с низким содержанием сахара. В этом им помогает Торгово-промышленная палата.

Мы работали вместе с Союзом производителей безалкогольных напитков. Договорились о снижении уровня сахара во всех напитках постепенно к 2024 году на 10%. Это связано со здоровым образом жизни: мы хотим, чтобы россияне в меньшей степени потребляли неживой сахар из напитков.Максим Фатеев, вице-президент Торгово-промышленной палаты России

Спрос на безалкогольные напитки в России растёт. Сейчас каждый россиянин выпивает за год в среднем 50 литров соков, морсов, кваса и газировки – это вдвое меньше, чем в Западной Европе, и втрое меньше, чем в Аргентине и США. Но показатели потребления прохладительных напитков повышаются год от года, и всё больше предпринимателей пытаются осваивать потенциально прибыльный рынок. Тех, кто решается запустить собственное производство соков, газировки или кваса, ждёт серьёзная конкуренция, но пример волгоградских «Садов Придонья» и других компаний показывает, что при наличии ресурсов и стремлении к развитию такой бизнес может приносить огромную прибыль.

"