Posted 4 июля 2018, 13:45
Published 4 июля 2018, 13:45
Modified 17 октября 2022, 10:10
Updated 17 октября 2022, 10:10
Реновация, которая началась в Москве год назад, вызывает у профессионала недоумение. Ведь перед этим не было ни широкого общественного обсуждения, ни технического обследования старого пятиэтажного жилого фонда, пишут «Новые Известия».
Алексей Кротов заявляет, что даже в мировой практике еще не было такого, чтобы огромный город перекраивала кучка чиновников в соответствии со своими коммерческими интересами и понятиями в градостроительстве.
«Сносить неаварийный жилой фонд безнравственно, это варварство. В Москве много аварийного жилья, справиться с которым власти не могут, а возможно и не хотят. А этим надо заниматься в первую очередь. Кроме того, в нашей стране пятиэтажный жилой фонд не самый проблемный. Во многих регионах люди живут с удобствами во дворе, в бараках, в ужасающих условиях. Вот чем надо заниматься в первую очередь. Москва – сложившийся город, его территории уже застроены, а строительный комплекс, созданный когда-то для строительства в чистом поле, остался без изменений. Все тот же конвейер, все те же типовые панельные как две капли друг на друга похожие дома. От панельного домостроения во всем мире давно отказались, а мы продолжаем строить заведомо устаревшее жилье. А для кого строить? Для приезжих? Естественного прироста в Москве нет уже много десятилетий. Городу новое жилье в таких количествах не нужно. Городу нужно содержать и улучшать стареющий жилой фонд. Московский строительный комплекс делать это не умеет и не хочет», – считает архитектор.
Он уверен, что процесс реновации пролоббирован строительным комплексом. А ведь на самом деле старый жилой фонд просто беречь надо, вовремя ремонтировать, модернизировать и реконструировать, не допуская его перехода в аварийное состояние. Архитектор приводит пример реконструкции дома №4 на Химкинском бульваре в 2003 году.
«Пятиэтажный панельный 1-515 серии пятисекционный 100-квартирный первого этапа индустриального домостроения жилой дом был отселён. На монолитном ростверке по буронабивным сваям были отлиты ж/б пилоны с шагом 4 метра по периметру на всю высоту здания, между ними лоджии. Через всё здание с пилона на пилон переброшены балки-стенки, отлиты новые монолитные перекрытия. Пятиэтажка выросла ещё на 4 этажа, не опираясь на старую часть дома. Перепланирована вся старая часть жилого дома. Квартиры стали удовлетворять современным требованиям. Нет проходных комнат, нет маленьких кухонь, нет совмещенных санузлов в двушках. Изменилась квартирография, в доме появились 4-х и 5-комнатные квартиры, даже в двух уровнях. Смонтированы лифты, мусоропроводы и входные группы с вестибюлем и колясочной. Обновились инженерные системы. Внешне дом выгодно отличается от своих предшественников из-за активной пластики фасадов и цветового решения», – рассказывает Алексей Кротов.
При этом, как отмечает эксперт, стоимость реконструкции оказалась на 40% меньше строительства нового дома на этом месте. Срок службы жилого здания гарантирован еще на 100 лет. старый жилой фонд всего лишь переводится в новое современное качество. И, кстати, не требуется утилизация строительного мусора.
«Но у нас для достижения своих целей, привыкли действовать не разумом, а топором, даже в такой деликатной сфере, как жилищный вопрос. Что мы имеем в результате? Реновация разделила людей из разных слоёв общества, столкнула их между собой, заставила терпеливых людей выйти на площади. Власти города замечать этого не хотят, фактически провоцируя и напрашиваясь на гражданское неповиновение. Оно уже идет. Многоквартирные жилые дома заселены в основном собственниками. Среди них есть и те, кто купил квартиру или нежилое помещение специально в этом доме, руководствуясь его местоположением. У этих людей недвижимость в идеальном состоянии. Они никуда не уедут и с места не сдвинутся. Их словами не убедишь в аварийности дома. Эти люди будут защищать свою собственность, и с ними придется считаться», – уверен эксперт.
Он утверждает, что департамент градостроительной политики наносит непоправимый урон городу, разрешая направо-налево точечную застройку. В то же время чиновники всеми способами препятствует выдаче исходно-разрешительной документации горожанам, собственникам жилья, для модернизации и реконструкции своих домов.
«Не устаю повторять: не чиновники должны владеть городом, они временщики на службе у горожан. Владельцы города – горожане. Только они могут решать, что для них хорошо, а что плохо. Если модернизация и реконструкция существующего жилого фонда пойдет по инициативе горожан, не придется привлекать бюджетные средства, отвлекая их от прямого назначения (зарплата бюджетников, завтраки школьников, медобслуживание горожан, дороги...). Городская среда будет улучшаться в интересах жителей и станет гораздо эффективней. Вот тогда мы не увидим пластиковые сакуры за бешеные деньги на наших улицах, а в наших парках будут цвести деревья, а не болото с тундрой, как в Зарядье. Кстати, отказаться от «реновации» еще не поздно. Благо, что за год пока многого не сломали», - подытоживает архитектор Алексей Кротов.
Еще когда была объявлена реновация в Москве, регионы стали примеривать ситуацию на себя. Но волгоградские эксперты солидарны с московским архитектором в том плане, что без строгого экономического расчета и уверенности, что это не испортит облик города, реконструкцией заниматься не стоит.
-Прежде чем начинать любую реконструкцию, надо определить ее цели и задачи. Нельзя проводить ее без изменений в генеральном плане города – это раз. Для стратегии развитии территории с внесением новых элементов, связанных со строительством жилья, нужен тщательный экономический расчет, который покажет, каким образом мы собираемся все это построить. Дело в том, что на старых территориях просторно, там есть зеленые зоны, социальные объекты, но там довольно изношенные сети, плюс мы должны сохранить традиционную архитектуру. Еще важный момент – если там сейчас проживает тысяча человек, а после реновации будет жить десять тысяч, надо решать вопросы парковок, социального комплекса, инфраструктуры. Ну, и самое главное – надо разговаривать с людьми, понимать их мнения и аргументы, – пояснил ИА «НовостиВолгограда.ру» Вячеслав Шумячер, заведующий кафедрой строительства, технологических процессов и машин Волжского политехнического института – филиала ВолГТУ.
Специалист по ремонту жилья Александр Каравайнов, имеющий 30-летний опыт в этом бизнесе, считает, что убирать пятиэтажки в Волгограде и Волжском нет смысла:
- Я часто занимаюсь ремонтами таких домов и квартир и вижу, что их вполне можно привести в божеский вид еще как минимум на 50 лет. Да, надо утеплять стены, менять внутренние коммуникации и сети, использовать современные строительные и отделочные материалы – это изменит внешний облик дома. Это недешево, но все же дешевле, чем снести еще крепкий дом и построить новый. К нашим старым домам можно и нужно пристраивать внешние лифты, лоджии, мансардные этажи – если, конечно, позволяет состояние конструкций и безопасность будет соблюдена. Для этого нужен полный аудит панельных домов-хрущевок, который покажет их внутренние дефекты.
К слову, в Волгограде внешние приставные лифты сделаны на доме на улице Даугавской в Советском районе. Два мансардных этажа надстроены на реконструированной двухэтажке по улице Полоненко. Причем выглядят дома стильно и современно.