Posted 3 февраля 2020,, 11:29

Published 3 февраля 2020,, 11:29

Modified 17 октября 2022,, 10:44

Updated 17 октября 2022,, 10:44

Новый премьер с замашками налоговика: за что хвалят и ругают Мишустина

3 февраля 2020, 11:29
Десять лет в должности главы Федеральной налоговой службы (ФНС) не могли не наложить отпечаток на работу премьер-министра Михаила Мишустина.

Об этом уже говорят первые его задания в должности премьер-министра. Например, изыскать дополнительно 2 трлн рублей, которые пойдут не только на реализацию нацпроектов, но и на стопроцентную надбавку росгвардейцам за работу на митингах в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, пишут «Новые Известия».

Причем сам Михаил Мишустин хорошо знает, как ФНС может повысить показатель работы, которая заключается в увеличении сборов в консолидированный бюджет РФ и в различные фонды. Если в 2010 году было собрано 7,663 трлн рублей, то уже в 2018 году – 21,328 трлн рублей.

В первую очередь, этому способствовали цифровизация и автоматизация сбора налогов дистанционно через личные кабинеты плательщиков. Использование онлайн-касс, которые значительно сократили бывшие ранее постоянными проверки бизнеса. За что Мишустина и называют «техническим» премьером, и что, конечно же, можно отнести к положительным моментам.

Правда, тут тоже не обошлось без шероховатостей, которые то и дело возникают в нашей стране при работе с цифровыми сервисами и документами.

«Стало меньше откровенно заказных проверок и нелепых придирок к уплате налогов. Электронные сервисы – удобные и простые. Но они сегодня все же не до конца исключают человеческий фактор и возникновение ошибок. И эти ошибки зачастую приводят к блокировкам счетов и прочим проблемам», – утверждает Анна Вовк, генеральный директор ООО «Национальная Дистрибьюция», председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса.

Цифровизацию сбора налоговой нельзя считать действительно заслугой ФНС и его бывшего главы, считают эксперты. Просто в свое время маркетологи банков подсуетились и продвинули различные мобильные приложения, без которым мало кто сегодня обходится. А кредитные учреждения обязали передавать полученные сведения.

«Успехи налоговой обеспечены не внутренней реорганизацией ФНС (в среднестатистическом отделении налоговой все по-прежнему: сотрудники сидят за 25 – 30 тыс. рублей, обложенные бумагами так, что не пошевелиться). Реорганизация произошла благодаря предпринимательскому сообществу. И эти преобразования началась как раз 10 лет назад», – заметил Дмитрий Потапенко, управляющий партнер «Management Development Group».

В идеале рост сбора налога зависит от увлечения прибыли компаний. Но в стране после кризиса больше прибыльных предприятий не стало. Улучшились лишь показатели лидеров в нефтегазовом секторе, экспортоориентированной металлургии и химической промышленности.

«Им очень помог сначала резкий спад курса рубля, а в последствии – рост цен на нефть. Нельзя также забывать, что стабильная прибыль крупнейших предприятий во многом обеспечена бюджетной поддержкой госкомпаний и выделением средств на реализацию нацпроектов», – говорит независимый аналитик Иван Антропов.

Рост собираемости налогов с малого бизнеса опережает другие показатели. В 2018 году сборы составили 112%. Малый бизнес может пользоваться дешевыми патентами, упрощенной бухгалтерией, вычетами 6% от выручки. Но развиваться такие предприятия не хотят. Переход в средние (СП) чревато лишением перечисленных преференций. Поэтому их сравнительно мало в стране. Предприятия дробятся на малые, что негативно влияет на развитие экономики, да и на объем собираемых налогов.

А еще на предприятиях всячески стараются уходить от официального трудоустройства сотрудников, так как непосильные социальные отчисления тоже становятся ударом по бизнесу.

Предприниматели надо заплатить как минимум 30% от зарплаты до уплаты НДФЛ в социальные фонды. А уже вместе с НДФЛ неналоговые отчисления составляют 49% от получаемой на руки зарплаты, которую, разумеется, на предприятиях стараются не поднимать, чтобы избежать финансовых неприятностей.

«Недавно я встречалась с производителями продуктов питания. Проблемы схожи: сложившаяся фискальная политика в области налогообложения и социальных сборов вынуждает заниматься оптимизацией, отвлекает от ведения основного бизнеса, и не дает эффективно заниматься привлечением инвестиций. Другими словами, все, что зарабатывается – уходит на оплату налогов и сборов. Прибыли, которую можно было инвестировать в развитие компании, просто не остается. У малых компаний все еще сложнее: они либо тихо живут в тени, либо не выживают», – рассказывает Анна Вовк, генеральный директор ООО «Национальная Дистрибьюция», председатель Комитета МТПП по развитию инвестсреды для бизнеса.

Таким образом, пока совершенствовался и ужесточался процесс сбора налогов, для более комфортной работы предпринимателей условия не создавались. Согласно опросу, проведенному в 2019 году Фондом «Общественное мнение», 43% респондентов назвали неблагоприятными условия для ведения бизнеса в России.

«Сказать, что сейчас платить налоги проще – большое преувеличение. Причина проста: налоговая служба исполняет роль палача. Они сами признаются, что есть такая-то законодательная норма, и они ей пользуются. Это означает, что нормы запутаны, и возникает много конфликтов у предпринимателей с ФНС на почве, например, возврата НДС. Налоговая всегда принимала участие в «заказниках». «Оптимизация» НДС всегда проводится с привлечением сотрудников налоговой», – обратил внимание Дмитрий Потапенко, управляющий партнер «Management Development Group».

Десять лет дают свой отпечаток. Есть вероятность, что Михаил Мишустин не сможет отделить свои профессиональные подходы к сбору налогов от реализации задач премьера. Ведь улучшение благосостояния населения, вхождение экономики России в пятерку крупнейших в мире и повышение инвестиционной привлекательности – для бывшего главы ФНС непривычные задачи.

По мнению экспертов, если Михаил Мишустин продолжит делать все только для повышения сборов любой ценой, то тогда выжмут всех до последней капли.