Новости Волгограда
В музее Машкова открылась выставка щедрого дарителя Светланы Шардаковой
10 декабря 2017, 11:02
Общество
Наталья Журбина
В музее Машкова открылась выставка щедрого дарителя Светланы Шардаковой
Фото: ИА "НовостиВолгограда.ру"
В выставочном зале музея им. Машкова открылась экспозиция, составленная из работ художника Павла Шардакова, подаренных вдовой художника.

Светлана Шардакова безвозмездно передала музею 349 произведений живописи и графики и 26 книг по истории и теории изобразительного искусства из личной коллекции художника.

В экспозиции представлены не все 349 переданных в коллекцию музея произведений, а лишь их небольшая часть – 26. Но эта малая часть работ в полной мере отражает разноплановое и талантливое творчество Павла Федоровича Шардакова (1929-2007) – здесь есть и портреты, и пейзажи, и живопись, и графика разных лет - с 50-х годов до 2000-х.

- Этот год у нас очень богат на дары, - рассказывает директор Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова Варвара Озерина. - В этом году коллекция музея перешагнула за 10 тысяч предметов государственного музейного фонда, и это стало возможным благодаря именно дарам. Первый в этом году крупный дар музей получил благодаря международным связям - это дар от канадского художника, режиссера, сценариста Микаэля Клоза. Специально для нашего города, проникнувшись его героической историей, он создал в этом году целую серию в количестве более 200 произведений. Они все были доставлены в наш музей и сейчас приняты в музейный фонд. Испанская баронесса Долорес Томас Сильвестре передала в дар нашему музею более 20 произведений, но, в отличие от работ Клоза, они пока не находятся в Волгограде, но в скором времени они прибудут в музей и мы обязательно предоставим их волгоградскому зрителю. Сейчас музей получил в дар от Светланы Сергеевны Шардаковой, вдовы художника Павла Федоровича Шардакова - 349 произведений живописи и графики.

Это поистине беспрецедентный по щедрости поступок. На сегодняшний день это один из самых крупных даров произведений живописи в нашем регионе.

На открытии выставки присутствовала и сама Светлана Шардакова. По ее признанию, при разборе архивов мужа она узнала новые грани его творчества.

Так, малоизвестен начальный период 40-50-х годов, когда Павел Шардаков учился в Свердловском художественном и Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной. Одаренный юноша оба учебных заведения окончил с отличием, а его студенческие работы считались образцовыми и вошли в методический фонд училища. На выставке представлен хорошо проработанный этюд «Яблонька Глеба Савинова», написанный Павлом Шардаковым на даче у своего учителя Савинова. В работе много солнечного света, настроения и кажется, зритель может почувствовать аромат весенней зелени и цветущей яблони. Кстати, в фондах музея Машкова есть и работа самого Глеба Савинова, так что можно проследить преемственность творчества учителя и ученика.

Светлана Шардакова проделала колоссальную работу по систематизации творческого архива художника. В результате на свет появились две книги, презентация которых также состоялась в рамках открытия выставки. Это издание, посвященное искусству мастера и книга «Сказ о Ермаке», личностью которого Павел Шардаков был увлечен долгие годы.

К сожалению, о Шардакове слышали немногие, хотя его произведения известны волгоградцам. Он работал в Волгограде с 1965-го до 2007 года и оформило немало ведомственных и общественных учреждений. Так, им создавались интерьеры конференц-зала химического комбината «Каустик», Дворца пионеров, мозаичный фасад заводоуправления тракторного завода. Но многое из творческого наследия художника исчезло безвозвратно.

- Многие работы не сохранились, - с горечью признается вдова мастера. – Так, например, исчезли резные деревянные панно, созданные для интерьера книжного магазина «Современник».

К счастью, картины мэтра не постигнет та же горькая участь – они вошли в состав государственного музейного фонда. В 2019 году, к 90-летию мастера, в музее изобразительных искусств им. Машкова будет подготовлена выставка, составленная из переданных его вдовой картин.