Сделанный по особому заказу и с особой судьбой: 76 лет назад погиб бронекатер БК-31
9 октября 2018, 08:00
Город
Виталий Кошелев
Фото: novostivolgograda.ru
Казалось бы, учеными и историками досконально изучены все 200 дней и ночей героической обороны Сталинграда.

Однако, среди памятных дат сталинградского сражения нет особой, которая могла бы стать общей для всех краснофлотцев. Такой вехой, объединяющей судьбы и память героев- речников, могло бы стать 9 октября. Именно в этот день во время выполнения боевого задания бронекатер БК-31 был подбит, сразу же сел на мель и затем затонул.

Он был одной из важных боевых единиц соединения кораблей Волжской военной флотилии. В нее входили не только бронекатера, но также пароходы, буксиры и другие плавсредства.

БК-31, который за войну сменил несколько названий (БК-21, БК-43), был изготовлен специально по заказу НКВД в Зеленодольске в 1941 году рамках проекта С-40 для выполнения особых задач. Достаточно сказать, что на бронекатере было установлено два танковых дизеля В-2 и танковая башня. Такие же моторы ставились на танки Т-34. В круге задач БК-31 в основном была диверсионная деятельность: он оказывал огневую поддержку пехоте, обстреливал немецкие позиции и помогал советским бойцам проводить штурмовые вылазки.

Вот, что вспоминает очевидец тех событий немецкий артиллерист, обер-лейтенант Виганд Вюстер, который в октябре 1942 года в составе 171 артполка вермахта принимал участие в Сталинградской битве. Он командовал батареей 150-мм гаубиц и описал боевые действия в центре Сталинграда в самом начале октября 1942 года в своей книге «В аду Сталинграда».

Фото:Wigand Wuster

«...Две мои русские пушки у Волги заработали четкое очко на свой счет. Почти каждый день на закате русские посылали вниз по реке канонерскую лодку, оборудованную двумя башнями от Т-34 — быстро засыпать снарядами наши позиции. Хотя особого ущерба она не наносила, но была источником беспокойства. Мои артиллеристы много раз ее обстреливали. На этот раз мы пристрелялись по определенной точке, через которую всегда проходил «монитор». В этот день лодка дошла до нужной точки, оба орудия одновременно открыли огонь и попали. Поврежденная лодка встала у волжского острова и смогла открыть ответный огонь. Пушки мгновенно ответили. Лодка быстро затонула. Из-за примечательности этой, в общем-то, обычной дуэли она была упомянута в «Вермахтсберихт» 10 октября 1942 г. Несколько человек из моей «береговой обороны» получили Железные кресты, чему, они, конечно, обрадовались...» «В аду Сталинграда», Виганд Вюстер

После сражения Виганд Вюстер семь лет провёл в советском плену. Вернувшись в Германию, Виганд Вюстер написал свою самую известную книгу воспоминаний, красноречиво озаглавленную «В аду Сталинграда».

С учетом вышеизложенного подъём, казалось бы, навсегда потерянного БК-31 со дна Волги напротив центра Волгограда осенью прошлого года стал настоящей исторической сенсацией и одной из самых обсуждаемых тем среди волгоградцев. Вызволить судно из водного плена взялась большая команда профессионалов. Водолазы, техники, специалисты-оружейники, сотрудники военно-исторического музея «Наследие» - всего более 100 человек и несколько единиц спецтехники.

Фото:Виталий Кошелевnovostivolgograda.ru

Работы шли около месяца в сложных погодных условиях: дождь, ветер, низкие температуры. ИА «НовостиВолгограда.ру» подробно освещало ход операции по подъёму БК-31. За операцией пристально следил губернатор Андрей Бочаров, а историки немедленно приступили к изучению уникальной находки.

Редакция нашего издания по горячим следам провела собственное расследование и обнаружила неожиданные подробности истории затонувшего бронекатера, основываясь на открытых данных Минобороны. Выяснилось, что 9 октября, в день гибели судна, трое членов экипажа «оставили катер во время обстрела противником» и позднее были расстреляны перед строем. Остальные героически оборонялись и сражались до последнего: когда катер подняли с речного дня, оказалось, что в машинном отделении был выставлен режим «полный вперёд», а в бронированной башне были обнаружены останки двух советских матросов.

Фото:Виталий Кошелевnovostivolgograda.ru

Историков и музейщиков, которые получили доступ на катер после его успешного подъема, поразила сохранность оружия, боеприпасов и личных вещей экипажа и пассажиров. Они наряду с архивными документами помогли раскрыть тайну гибели судна. А ведь до этого судьба катера БК-31 и членов его команд походила скорее на миф.

- Сразу же после затопления катера среди краснофлотцев, оборонявших Сталинград, стали рассказывать историю героической гибели судна, и этот рассказ постепенно превратился в легенду. Говорили, что с судна спасся всего один человек, остальные пали смертью храбрых, - рассказал корреспонденту ИА «НовостиВолгограда.ру» ветеран Великой Отечественной, сражавшийся на одном из кораблей Волжской флотилии и оборонявший Сталинград, Борис Щербинин. Он уверен, что именно в Сталинградском сражении немцы были надломлены и фашистская армия начала терпеть поражение за поражением.

Уже зимой в канун 2-го февраля боевое судно на несколько недель было выставлено на всеобщее обозрение у музея «Россия-моя история», а глава региона рассказал о нем президенту Владимиру Путину. Личные вещи же команды бронекатера представлены на временной экспозиции, развернутой в музее «Россия - моя история».

Фото:Виталий Кошелевnovostivolgograda.ru

А вот останки несколько героев- речников с БК-31 уже захоронены. Напомним, что всего на судне погибли 11 краснофлотцев. На данный момент идентифицированы останки 5 членов команды. Это командир бронекатера Павел Никитин (была версия его захоронения в Заволжье, но она не подтвердилась), комендор Владимир Коллегов (на 2 февраля в Волгоград приезжала его дочь и внуки), пулеметчик Иннокентий Черных, командир отделения рулевых Константин Колесов и командир отделения пулеметчиков Аким Аникеенко. Их останки 23 августа были преданы земле на мемориальном кладбище в Россошках, и они будут покоиться вместе, также, как и погибли, героически отдав жизнь ради Великой победы.

Фото:Пресс-служба администрации Волгоградской области

В данный момент бронекатер продолжает находиться на судоверфи в Красноармейском районе Волгограда, где ведутся сложные восстановительные работы. Параллельно идет подготовка проекта памятника. Точное место для его установки пока не выбрано, но в любом случае это будет делаться с учетом мнения волгоградцев, а особенно ветеранов Великой Отечественной войны.