Король умер, да здравствует король! Кто «правит» волгоградскими дорожными закупками
23 августа , 11:41
Никита Дробны
Photo: novostivolgograda.ru
Два года назад наше издание составило список «королей дорожных закупок» — компаний, которые зарабатывают больше всего денег на тендерах по ремонту автотрасс в Волгоградской области. С тех пор многое изменилось, и мы решили проверить, кто сейчас «правит» дорожным ремонтом в регионе.

«НовостиВолгограда.ру» рассказывает, кто делает миллионы на восстановлении федеральных трасс, городских улиц и сельских дорог в Волгоградской области и почему местные власти сильно преувеличивают успехи муниципальных подрядчиков на ниве дорожного ремонта.

Как составлялся список: мы проанализировали открытые данные официального портала госзакупок о контрактах на ремонт дорог, подписанных с начала 2020 года. Учитывались закупки, в которых заказчиками выступали региональный Облкомдортранс, ФКУ «Упрдор Москва-Волгоград», МУ «Комдорстрой», МУП «ДСЭР Советского района Волгограда» и МБУ «Северное».

Деньги из асфальта: кто зарабатывает на ремонте дорог в Волгограде

Король умер...

Начать стоит с изменений, произошедших на рынке дорожных тендеров региона за два года. Самое заметное из них — падение былых «дорожных королей», самарской компании ООО «ТрансСервис». Перед ЧМ-2018 эта фирма была безоговорочным лидером по сумме подписанных контрактов на ремонт волгоградских трасс. Именно «ТрансСервис» занимался реконструкцией проезжей части Центральной набережной, участка Третьей Продольной магистрали, шоссе Авиаторов и других важных транспортных артерий областного центра. Во времена своего расцвета компания получила от региональных властей более 2,1 млрд рублей на ремонт автотрасс.

С тех пор учредители «ТрансСервиса» успели убедиться в том, как быстро проходит мирская слава. После крушения самарского «АктивКапиталБанка», который был финансовой опорой компании, фирма стремительно обанкротилась. Её долги перед кредиторами оценивались более чем в 1,1 млрд рублей. Сейчас «ТрансСервис» распродаёт имущество и отчаянно судится с волгоградским Облкомдортрансом, чтобы компенсировать хотя бы часть этой суммы.

Имущество «дорожных королей» Волгограда распродают в Самаре

...да здравствует король!

Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Дорожный ремонт в Волгограде и области, наверное, ещё никогда не был таким интенсивным, как в последние годы: сказалось то, что регион присоединился к нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Можно ожидать, что восстановление городских улиц и сельских проездов продолжится в значительных масштабах и в будущем году, несмотря на то, что из-за «коронакризиса» финансирование дорожно-транспортной сферы в областном бюджете пришлось урезать.

Photo:novostivolgograda.ru

В 2020 году почётный титул «короля» волгоградских дорожных закупок перешёл к московскому АО «Евродортрест». Этому способствовал один-единственный выигранный тендер — зато какой! Компания, существующая с 2017 года и располагающая скромным уставным капиталом в 10 тысяч рублей, получила контракт от ФКУ «Упрдор Москва-Волгоград» на строительство и реконструкцию участка автодороги М-21 «Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной», проходящего через Волгоград.

Photo:novostivolgograda.ru

За эту работу «Евродортресту» заплатили 3 млрд 37 млн рублей — сумму, достаточную для того, чтобы считаться нынешним лидером в сфере дорожного ремонта на территории Волгоградской области. Завершить восстановление важного отрезка федеральной трассы столичная компания должна будет до 25 сентября 2021 года. Гарантия на верхний слой нового асфальтного покрытия составит четыре года, на нижний — пять лет. «Евродортрест» не только отремонтирует участок дороги, но и полностью обустроит его, включая обновление бортового камня, установку знаков и нанесение разметки. Остаётся лишь пожелать компании успешного исполнения контракта и понадеяться, что она не повторит участь «ТрансСервиса».

Старые знакомые

Многие фигуранты списка, составленного нами два года назад, остаются активными игроками на рынке дорожных закупок в Волгоградской области и даже укрепили свои позиции. Они по-прежнему получают прибыльные контракты и зарабатывают весьма солидные суммы, ремонтируя местные трассы.

Photo:Антон Засимовnovostivolgograda.ru

ООО «Тацинское ДСУ», которое перед чемпионатом мира приводило в порядок дороги Волжского, теперь переключилось на восстановление участков федеральных трасс. В 2020 году компания, зарегистрированная в Ростовской области, выиграла два важных тендера от ФКУ «Упрдор Москва-Волгоград». Речь вновь идёт о капитальном ремонте федеральной трассы М-21 «Волгоград — Каменск-Шахтинский — граница с Украиной». Один из её участков «Тацинское ДСУ» обновит за 633,1 млн рублей, второй — за 494,8 млн рублей.

Вдобавок иногородний подрядчик может похвалиться выгодным контрактом от Облкомдортранса. «Тацинское ДСУ» займётся строительством сельской дороги, ведущей к хутору Пристенковскому, в Старополтавском и Чернышковском районах Волгоградской области. Стоимость этих работ составляет 443,5 млн рублей, выполнить их планируется к середине 2022 года. В 2020-м реализуется первый этап строительства, «цена вопроса» — 163 млн рублей. Это больше, чем некоторые местные подрядчики зарабатывают, ремонтируя сразу несколько улиц в Волгограде.

Успехи ООО «Гранит», которое в 2018 году заработало почти миллиард рублей, массово ремонтируя небольшие сельские трассы, в 2020-м оказались скромнее. Однако компания не покинула список ведущих игроков рынка дорожных тендеров в Волгоградской области и улучшила финансовые показатели, увеличив выручку с 381 млн до 462 млн рублей по итогам 2019 года.

Сейчас «Гранит» занимается восстановлением автодороги, связывающей посёлок Панфилово в Новоаннинском районе со станицей Алексеевской (стоимость контракта — 306,5 млн рублей), а также строит две сельские трассы — в Киквидзенском районе за 157,2 млн рублей и в Урюпинском районе за 64,6 млн рублей. Как и прежде, организация специализируется на работе в сельских районах, чья специфика ей хорошо знакома.

Photo:Антон Засимовnovostivolgograda.ru

Как и два года назад, в списке фигурирует зарегистрированное в Чеченской республике ООО «Сардорстрой». Оно и в прошлом неоднократно исполняло контракты от Облкомдортранса, а в 2020 году выиграло один крупный тендер. «Сардорстрой» занимается строительством автодороги «Верхний Еруслан — Салтово» в Старополтавском районе, стоимость работ составляет 259,3 млн рублей. За прошлый год выручка чеченской компании, регулярно выигрывающей торги на обустройство новых трасс в Волгоградской области, выросла на 125 млн рублей и сейчас оценивается в 621 млн рублей.

Новые игроки

На контрактах от регионального комитета транспорта зарабатывает новый фигурант нашего списка — ООО «Мостдорсервис», которому в этому году удалось получить от властей 489 млн рублей на ремонт и общее содержание автодорог за пределами областного центра. Компания, зарегистрированная в 2003 году в Руднянском районе, и прежде была активна на рынке дорожных закупок, однако раньше объёмы выигранных ею контрактов не были столь заметными.

В этом году «Мостдорсервису» предстоит начать капитальный ремонт трассы «Михайловка-Даниловка-Котово» в Котовском районе: на эту работу компании выделено 304,6 млн рублей. Также фирма займётся восстановлением участка дороги, связывающей Калининск и Камышин, в границах Волгоградской области — ещё за 175,5 млн рублей. В качестве разминки за 8,9 млн рублей «Мостдорсервис» выполнит планово-предупредительные работы на мосту через реку Купава, расположенном на федеральной трассе М-6 «Каспий» в Новониколаевском районе.

Через своего учредителя, Алексея Зацепина, «Мостдорсервис» связан ещё с одной организацией, фигурирующей в списке «дорожных королей» — ООО «Рисна». Этой фирме достались две выгодные госзакупки от ФКУ «Упрдор Москва-Волгоград» по ремонту мостовых переходов на федеральной трассе Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград». В сумме они обеспечили компании 350,8 млн рублей, причём в обоих случаях ей удалось выиграть торги без понижения начальной цены контрактов.

Не самые прибыльные тендеры, зато в большом количестве достаются волгоградскому ООО «Аверс», основанному в 2016 году. В 2020-м этому предприятию доверили исполнение двух контрактов от Облкомдортранса на ремонт сельских трасс в Калачёвском и Городищенском районах (в сумме на 137,4 млн рублей), а также сразу три субподряда от МБУ «Северное». По договорённости с «Северным» «Аверс» отремонтировало три улицы в Волжском — Маркса, Мечникова и 40 лет Победы. Эти подряды принесли фирме ещё 116,8 млн рублей, что позволяет ей попасть в число крупнейших игроков местного дорожного рынка.

Впрочем, намного более выгодным сотрудничество с МБУ «Северное» стало для ООО «Универсал», зарегистрированного в Светлоярском районе. По любопытному стечению обстоятельств, владельцем этой фирмы числится депутат Светлоярской районной Думы и секретарь местного отделения «Единой России» Андраник Багдасарян. А заместителем директора ООО «Универсал» трудится его сын — один из наиболее обеспеченных депутатов городской Думы Волгограда Саро Багдасарян, задекларировавший 14,2 млн рублей дохода за 2019 год.

Дороги, машины, жилые квартиры: чем богаты депутаты гордумы Волгограда

Учитывая такие связи, нет ничего удивительного в том, что «Универсал» легко получил от МБУ «Северное» субподряды на ремонт дорог в Волжском общей стоимостью 442 млн рублей. 202,6 млн рублей компания получит за работы по строительству продолжения улицы Карбышева, 162,4 млн рублей — за восстановление улиц Мира и Волжской Военной Флотилии, 77 млн рублей — за реконструкцию улицы Химиков. Примечательно, что во всех случаях депутатская фирма выступает «на вторых ролях», а генподрядчиком номинально остаётся МБУ «Северное», получившее соответствующие контракты от комбината благоустройства мэрии Волжского. И этот факт подводит нас к следующему разделу нашего списка.

Рабочие лошадки или свиньи-копилки?

Администрация Волгограда с гордостью рапортует, что всё больше контрактов на ремонт дорог в областном центре достаётся муниципальным подрядчикам — МУП «ДСЭР Советского района» и МБУ «Северное». Действительно, если обращать внимание лишь на формальные показатели, то МУП «ДСЭР Советского района» окажется одним из лидеров по объёмам выигранных тендеров — в текущем году оно выиграло аукционы на общую сумму свыше 554 млн рублей от МУ «Комдорстрой».

Photo:Антон Засимовnovostivolgograda.ru

Перечень объектов, где официально работает МУП «ДСЭР Советского района», впечатляет. Предприятию достались контракты на ремонт автодорог в Кировском и Красноармейском районах (итоговая цена — 34,6 млн рублей) и в Советском районе (итоговая цена — 42,7 млн рублей), на текущее содержание улиц в Ворошиловском, Советском, Кировском и Красноармейском районах (299,8 млн рублей) и строительство новой проезжей части по улице Родниковой (177 млн рублей). Однако если проследить за дальнейшей судьбой этих денег, то окажется, что далеко не во всех случаях работы действительно ведёт муниципальный подрядчик.

Выиграв контракты от «Комдорстроя» по сниженным ценам, «ДСЭР Советского района» сразу же организовало несколько закупок у единственного поставщика и распределило полученные средства между субподрядчиками, в качестве которых выступают коммерческие структуры. Вероятно, таким образом муниципальное предприятие гарантировало, что ремонтом дорог в Волгограде будут заниматься именно те компании, которые мэрия знает и ценит. Например, ремонт проспекта Университетского и ряда дорог в Кировском районе «ДСЭР Советского района» передоверило частной компании ООО «Астрол-СК», а 20-миллионный тендер на восстановление ещё нескольких улиц Кировского района отдало местному ООО «СтройДорКом». В итоге как минимум 133,1 млн рублей из средств, полученных муниципальным предприятием на ремонт волгоградских дорог, разошлись по карманам субподрядных организаций — и это не считая различных вспомогательных закупок, например, по нанесению дорожной разметки и разработке проектной документации.

Photo:Антон Засимовnovostivolgograda.ru

Такие действия далеко не бессмысленны. Во-первых, они дают мэрии возможность говорить о том, что муниципальный подрядчик успешно конкурирует с коммерческими, хотя на самом деле «ДСЭР Советского района» чаще выступает как «передаточное звено», и фактически ремонт дорог осуществляют частники. Во-вторых, МУП всё равно имеет свою выгоду при таких сделках: с каждого субподряда предприятие оставляет себе заранее оговорённую часть суммы (например, по одному из договоров с ООО «Астрол-СК» — 2%). Тем и живёт.

По схожей схеме работает МБУ «Северное». Многие закупки, по которым оно выступает заказчиком, связаны с благоустройством, нанесением разметки и прочими вспомогательными работами, которые относятся к ремонту и строительству автодорог лишь косвенно. Однако есть и другие примеры. В частности, сейчас МБУ «Северное» активно выступает в качестве генподрядчика в Волжском, где оно заполучило несколько лакомых тендеров от местного комбината благоустройства. Как указывалось выше, в основном полученные «Северным» средства пошли на оплату труда субподрядчиков ООО «Универсал» и ООО «Аверс».

Среди организаций, которые будут работать над восстановлением волгоградских улиц под присмотром МБУ «Северное», фигурируют ЗАО «РСУ ТЗР», ООО «Альянсстройком», уже знакомое нам ООО «Астрол-СК» и ряд других компаний. В общей сложности муниципальное бюджетное учреждение раздаст субподрядчикам 693,1 млн рублей.

Photo:pxhere.com

В общем, МУП «ДСЭР Советского района» и МБУ «Северное» — не рабочие лошадки, которыми их старательно выставляет волгоградская мэрия, а скорее некие аналоги свиней-копилок, куда складываются деньги на дорожный ремонт. Взяв на себя бремя конкуренции с иногородними фирмами на электронных аукционах и обеспечивая экономию бюджетных денег за счёт снижения стоимости контрактов, они затем перераспределяют полученные средства между частными субподрядчиками, которым приходится укладываться в ограниченные финансовые рамки.

В том, что муниципальные генподрядчики имеют в этой схеме собственный интерес, сомневаться не приходится. Главное — чтобы многоступенчатый процесс расходования средств, который практикуют городские власти Волгограда и Волжского, не приводил к экономии на качестве дорожного ремонта.