Posted 30 июня 2022, 12:40

Published 30 июня 2022, 12:40

Modified 17 октября 2022, 12:09

Updated 17 октября 2022, 12:09

Как «легальная контрабанда» наполнит российский рынок

Как «легальная контрабанда» наполнит российский рынок

30 июня 2022, 12:40
Фото: Холдинг1MI
Крупные торговые площадки начали ввозить товары по параллельному импорту. Такая продукция уже есть на складах известных интернет-магазинов вроде Ozon, Wildberries и Яндекс.Маркета. В чём могут быть подводные камни и готовы ли к таким покупкам волгоградцы?

В России заработал механизм параллельного импорта. Уже в самое ближайшее время иностранные товары, импортированные по новой схеме, начнут доставлять покупателям онлайн-магазинов. По факту это будут те же самые товары заграничных брендов, просто без официального разрешения правообладателя на ввоз в нашу страну. Закон о легализации параллельного импорта Владимир Путин подписал 28 июня.

Россиянам параллельно на новые схемы импорта

На днях банк «Открытие» провёл исследование на тему того, насколько россияне готовы приобретать товары, ввезённые в Россию методом параллельного импорта. Как следует из результатов, опубликованных РИА Новости, почти 29% опрошенных полностью поддерживают такое решение, 39% относятся к идее «скорее положительно». Лишь 4% «скорее против» таких схем, а резко отрицательно параллельный импорт восприняли всего 1% респондентов.

В этом же исследовании говорится, что 48% участников опроса согласны покупать товары, ввезённые полулегальным способом, если их устроит качество. 31% опрошенных не откажутся от покупки, если они не будут сильно дороже. А 18% даже не стали называть какие-либо условия и признались, что в любом случае будут приобретать такие товары.

В Волгограде отношение к параллельному импорту в целом схожее. Судя по тем мнениям, которые горожане выражают в интернете, их мало заботит вопрос разрешения правообладателя — главное, чтобы товар был на самом деле оригинальным. «Качество всегда на первом месте, а уж по каким каналам товар приехал в Россию, дело десятое», «Если это реально оригинал, то вообще без разницы, каким путём он прибыл в страну», «Да по барабану вообще, лишь бы подделок не было», — пишут волгоградцы в соцсетях.

Утверждённый Минпромторгом перечень товаров параллельного импорта включает на сегодняшний день более 50 позиций. Однако, как нам пояснили в Волгоградской торгово-промышленной палате, это не означает легализацию контрафакта, параллельный импорт — это ввоз произведённой владельцем бренда за границей оригинальной продукции через альтернативные каналы. Именно оригинальных, а не поддельных товаров, то есть настоящих, созданных самим правообладателем.

Как будут ввозить автомобили?

Крупнейшие игроки рынка интернет-торговли уже создают в своей структуре специальные отделы, которые будут заняты как поисками новых каналов поставок, так и вопросами организации параллельного импорта в компании. Первые партии на минувшей неделе пришли на склады. Это в том числе компьютерные комплектующие, бытовая техника и электроника. В ближайшем будущем таким образом начнут ввозить и люксовые бренды одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии.

А как обстоят дела с автомобилями? В рамках параллельного импорта машины в Россию будут возить через третьи страны: Турцию, ОАЭ, Китай, Армению, Казахстан. Это будут точечные, не массовые поставки через посредников, у которых нет возможности конкурировать с официальными импортёрами.

Однако и тут хватает нюансов. В частности, в ГК АВТОДОМ полагают, что параллельный импорт не решит задачу возобновляемости автомобилей из-за регламентов и ограничений по работе с Россией со стороны автопроизводителей и ритейлеров.

Доставка и сертификация автомобилей, которую ранее оформляли импортёры, теперь находится в зоне ответственности дилеров, — объясняют в пресс-службе ГК AВТОДОМ. — При этом по техрегламенту Таможенного союза всё ещё требуется одобрение типа транспортного средства, которое сейчас генеральный импортёр не выдаёт. К тому же запрет ввоза в Россию авто дороже 50 тыс. евро, ограничивают поставки моделей класса премиум, что в целом осложняет параллельный импорт.

Ещё один немаловажный вопрос, который волнует автовладельцев — как быть с гарантийным периодом и обслуживанием автомобиля в первые годы эксплуатации?

При параллельном импорте гарантийные обязательства вместо дистрибьютора, скорее всего, возьмут на себя дилеры, — считает генеральный директор компании «Мой Автопрокат» (MyCarRental.ru) Дмитрий Матвеев. — Чтобы поддержать свой бизнес, они вполне могут давать гарантии за дополнительную плату, например. Для клиента будет выбор: приобрести авто с гарантией за доплату или купить авто без гарантийного обслуживания.

Что касается запчастей, то с ними всё должно быть попроще — во всяком случае с точки зрения логистики. Многие альтернативные цепочки уже выстроились, какие-то налаживаются сейчас. Сложные узлы, оригинальные элементы кузовов и подвесок тоже будут ввозить параллельным импортом. Но цены на них и сроки поставок ощутимо вырастут.

Что будет с ценами?

Параллельный импорт позволит избежать дефицита многих товаров, запасы которых на фоне санкций значительно сократились. Кроме того, это минимизирует риск поставок откровенного контрафакта. В то же время некоторые эксперты опасаются возможного роста цен на параллельно импортируемые товары, поскольку многие из них будут доставляться по усложнённой логистике.

— Создание новых схем поставок за счёт легализации параллельного импорта, возможно, будет способствовать снижению дефицита и цен на товары. В отдельных случаях возможно и некоторое удорожание из-за более сложной логистики закупок, но оно может быть компенсировано благодаря конкуренции между поставщиками и отсутствию завышенных наценок официальных дистрибьюторов.Союз «Волгоградская торгово-промышленная палата»

Так или иначе, долгоиграющие выводы относительно реализации механизма параллельного импорта в нашей стране пока делать рано. В дальнейшем могут вылезти неожиданные сложности там, где их не ждали, а потенциальные сложности, наоборот, оказаться легко решаемыми. Да и сама геополитическая и внешнеэкономическая ситуация вполне может измениться таким образом, что схема параллельного импорта перестанет быть настолько актуальной, как сейчас. Но уже сейчас наглядно видно, что большинство людей новая перспектива не пугает.

Подпишитесь