Posted 23 мая 2022, 08:11

Published 23 мая 2022, 08:11

Modified 17 октября 2022, 11:54

Updated 17 октября 2022, 11:54

«Воссоздать можно лишь мираж»: эксперт – о второй жизни знаменитой мозаики в Волжском

23 мая 2022, 08:11
Создатели сериала «Нулевой пациент» официально признали, что вдохновлялись знаменитым панно «Люди в белых халатах» из волжской больницы им. Фишера при разработке визуальных образов. Но это уже вряд ли поможет восстановить мозаику, уничтоженную в 2019 году.

Как ранее сообщало «НовостиВолгограда.ру», мозаика, частично копирующая образы с панно «Люди в белых халатах», стала одним из главных элементов в рекламной кампании «Нулевого пациента». Для сериала создали мозаику из 25 тысяч деревянных квадратов разного цвета, выложенных в форму и покрытых лаком. Отсылки к знаменитой работе художника Геннадия Черноскутова, уничтоженной при ремонте больницы, видны невооружённым глазом.

После появления публикаций в волгоградских СМИ авторы сериала добавили уточнение в материал о «Нулевом пациенте» на портале «Кинопоиск». Они признали, что «источником вдохновения для создателей послужил ряд ярких образцов советской мозаики, в том числе работа художника Геннадия Черноскутова, которая украшала больницу Фишера в городе Волжском и была демонтирована в 2019 году».

Медийное внимание вернуло интерес к утраченной мозаике и заставило общественников задаться вопросом, можно ли восстановить потерянное панно. Ведь если для сериала удалось сделать реплику, то почему нельзя создать полный аналог утраченной работы? Однако волжский фотограф Александр Баранов, который первым обратил внимание на то, что создатели сериала вдохновлялись работой Геннадия Черноскутова, считает, что шансы на восстановление панно минимальны. Вряд ли общественный резонанс заставит мэрию Волжского взяться за воссоздание уничтоженной мозаики – это слишком дорого и сложно.

Если подходить с практической точки зрения, то создание мозаики – дело крайне затратное. В 30 млн рублей можно оценить только реставрационные работы. Если соблюдать авторскую задумку, это будет стоить ещё дороже. Я думаю, что для Волжского это неподъёмная сумма, – пояснил Александр Баранов корреспонденту «НовостиВолгограда.ру». – К тому же площадь, которую занимала мозаика, очень большая, и непонятно, где её размещать. Когда впервые поднялась шумиха по поводу уничтожения мозаики, в больнице говорили: мы её перенесём и поставим во дворе, на открытом воздухе. Но это не вариант, потому что она задумывалась под конкретное помещение.

Создание мозаичных панно всегда было долгим и дорогостоящим процессом. Основателю волжской больницы №1 Самуилу Фишеру стоило немалых усилий найти финансирование для того, чтобы украсить медучреждение «Людьми в белых халатах». По словам Александра Баранова, вдова создателя панно Зинаида Черноскутова вспоминала, что художник не сразу взялся за столь крупный и ответственный заказ: Фишер буквально уговорил его заняться украшением новой больницы.

В тот момент, когда медицинский комплекс только строился, в Волжском жили всего несколько тысяч человек, а больница была рассчитана на город с населением от 100 тысяч жителей. Самуил Фишер получил одобрение на строительство больницы лично у председателя совета министров СССР Алексея Косыгина, а украшение мозаикой – его личная инициатива. Ещё в советские времена отыскать средства на реализацию столь крупного проекта было нелегко, а сейчас мэрия Волжского едва ли справится даже с восстановлением одного-единственного панно (не случайно модернизация больницы им. Фишера – это в первую очередь региональный, а не муниципальный проект). Интереса к сохранению местного культурного наследия чиновники не проявляют. Так что «Людей в белых халатах», скорее всего, возродить удастся только в кино или в качестве объекта виртуальной реальности.

Воссоздать можно лишь мираж. Может быть, какие-то мониторы, проекторы – вот это, наверное, реально. Но для этого сначала нужно ответить на вопросы, кто [будет этим заниматься] и зачем, – резюмирует Александр Баранов.

Скорее всего, напоминание о «Людях в белых халатах» останется только в кадрах сериала и в Интернете, где сохранились панорамные снимки утраченной мозаики. Родственники Геннадия Черноскутова надеются, что имя художника появится в титрах «Нулевого пациента» – хотя это было бы слабым утешением после безвозвратной потери важного культурного объекта.

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies