Posted 23 апреля 2018,, 04:46

Published 23 апреля 2018,, 04:46

Modified 17 октября 2022,, 05:53

Updated 17 октября 2022,, 05:53

Клиентский маршрут. Часть I: наследие Потёмкина, ГуМРАК и «Неизвестная»

23 апреля 2018, 04:46
До главного футбольного события четырехлетия - чемпионата мира по футболу - остается меньше двух месяцев. Волгоград, в июне принимающий 4 матча группового этапа, готовится встречать многочисленных болельщиков, которые прибудут в город-герой из разных уголков нашей страны и зарубежья.

Что увидят прибывающие к нам гости? Журналисты ИА «НовостиВолгограда.ру» попробовали оказаться на их месте и взглянуть на город, открывающийся по мере следования по так называемому клиентскому маршруту - это путь от места прибытия до стадиона, который проделает предполагаемый болельщик.

Сразу оговоримся, что мы попытались максимально объективно подойти к освещению этой темы и поставить себя на место человека, впервые прибывшего в Волгоград. При этом мы старались не обходить какие-то проблемные места, которые, вполне возможно, и не будут кидаться в глаза гостям города-героя, но с которыми хорошо знакомы местные жители.

Итак, поехали...

Международный аэропорт Волгограда

Большинство зарубежных гостей прибудут в город-герой через его воздушные ворота. Выглядят они, по-нашему мнению, вполне презентабельно. Здания новых терминалов В и С - довольно современные и стильные. Сейчас здесь еще идут работы, но когда уберется синий строительный забор, картина обретет законченность. Стеклянные фасады, которые практически сливаются с небом, новый асфальт и брусчатка...

Правда, искусственный газон за памятником, олицетворяющим русское гостеприимство, выглядит несколько пожухшим. Сумеют ли его реанимировать к июню и как пережили зиму высаженные крупномеры, станет понятно уже скоро. Как говорится, поживем - увидим.

Придирчивому взгляду, может быть, не будет хватать зелени, но, честно говоря, ее нет и в большинстве крупных аэропортов. По крайней мере, здесь даже постарались создать некие декоративные зеленые ворота - в размещенных на полукруглой арке вазонах к июню, видимо, появятся цветочки.

Конечно, доделывать здесь еще немало. Не обустроена часть газонов, еще не закончена прокладка коммуникаций, на выезде в город до шлагбаума к благоустройству территории вообще даже не приступали. Остается надеяться, что за оставшиеся почти два месяца все будет исправлено и гостей Волгограда неприглядная картина не будет встречать прямо, так сказать, с порога.

Поселок Аэропорт

Мы предполагаем, что гости Волгограда поедут в город не на аэроэкспрессе, а на автобусе или автомобиле, как, собственно, сейчас и делают все прибывающие в аэропорт.

Выезжаем за его пределы. По левую сторону дороги одноименный поселок радует глаз непредвзятого болельщика отремонтированными специально к ЧМ-2018 фасадами. Что уж скрывается за радостной светло-желтой штукатуркой - то ведомо только самим жильцам, ну и властям, надеемся, тоже.

То, что оштукатурить было нельзя, аккуратно затянуто маскировочной сеткой - прием, хорошо известный еще с времен светлейшего князя Потемкина и сомнительный с точки зрения взгляда изнутри, однако эффективный для того, чтобы произвести впечатление. Но тут хоть какое-то зрелище.

А вот глядеть направо, признаемся, куда грустней и скучней. Степные волгоградские просторы, признаться честно, особой живописностью не радуют. А уж в сочетании с мусором, выкорчеванными деревьями и спиленными ветками оптимизма тем более не добавляют. Но зато есть красивая дорожка из тротуарной плитки - желающие пройтись в дождик волгоградской глины уж точно на свои ботинки не соберут.

Конечно, мы просто уверены, что весь этот хлам и мусор к июню уберется. Хочется надеяться, что и территория у въездного знака «Волгоград» со звездой города-героя будет соответствовать статусу областного центра. Пока же она больше напоминает заброшенную помойку, да и сам знак, кстати, можно было бы сделать как-то заметней.

Шоссе Авиаторов

Шоссе Авиаторов уже пару лет называют не иначе, как «дорогой к мундиалю». Многострадальной, добавим: по поводу ее реконструкции сломано столько копий, написано столько статей и снято столько видеосюжетов, что с ней вряд ли сравнится какая другая волгоградская магистраль.

Реконструкцию, которая обошлась в рекордные 2,5 млрд, осуществляли два подрядчика, к которым у заказчика в лице облкомтранса возникло немало претензий, вылившихся в судебные иски и денежные претензии. Существенные нарекания по качеству работ высказывали и общественные активисты.

Но сейчас дорога произвела на нас в целом хорошее впечатление. Подчеркиваю - оценивали мы ее не как водители, а как пассажиры. Едешь себе и едешь - хорошо, ровненько. Обочины аккуратно закатаны в асфальт или уложены в брусчатку, островки суши засыпаны щебенкой.

Решение, может, и не самое оптимальное: кое-где щебенка не укладывается в бетонные рамки и просто вылезает из них, отчего тротуары приобретают неряшливый вид. Но понятно, что и засеивать травкой эти островки - пустая трата денег и сил, так как палящее волгоградское солнце просто не оставит от этих усилий и былинки, а наладить здесь полив - это из разряда фантастики. Поэтому будем реалистами и едем дальше.

Не вызовут, думается, у стороннего наблюдателя особых эмоций и шумозащитные экраны, установленные вдоль шоссе. Напомним, они в том числе были причиной митингов и протестов местных жителей, охвативших Гумрак в прошлом году. Мы не поленились и проехались за этими щитами (хотя обычные болельщики вряд ли будут это делать). Увидели, что дорога достаточной ширины для проезда, выезду из частных домов ничего особо не мешает, да и в целом за щитами порядок.

А вот в переулках, ведущих вглубь от дороги, например, у крупного сетевого магазина, картина, признаемся, удручающая и, увы, привычная для волгоградцев: кучи мусора, грязь, разбитые остатки асфальта. Налицо не только полное отсутствие пресловутой «комфортной среды», но и равнодушие как поселковых властей, коммунальщиков, так и местных жителей к месту обитания.

И это впечатление с приближением к Волгограду усиливается. Мусор у железной дороги, заброшенные постройки, обрезанный и не вывезенный сухостой... Да, понятно, что это так называемая промзона, да, наверное, какой-то порядок к чемпионату здесь будет наведен, но ведь мы-то видим это постоянно, да и гости, в конце концов, приезжают в город-герой не только на мундиаль.

По мере продвижения к Самарскому разъезду парадоксальное ощущение одновременно заброшенности и показухи не отпускает. Заброшенность и упадок - это промышленные здания, давно не эксплуатирующиеся, с облезшими фасадами (интересно, будут их декорировать «потемкинской» маскировкой или нет?), торчащие из земли остатки коммуникаций, неухоженные, хоть и прорезанные, лесополосы.

Показуха - это уложенные вдоль шоссе тротуары, на которых местами уже вываливается плитка или виден неоднородный и явно некачественно положенный асфальт, торчащие из-под тротуаров основания светофоров и фонарей, отсутствие нормальных остановочных павильонов.

Да, скорее всего, обычному иногороднему или иностранному болельщику из окна автобуса это все вряд ли будет бросаться в глаза, а путешествовать здесь пешком им, думается, в голову не придет. Но, повторюсь, волгоградцы-то видят это все каждый день и это все, к сожалению, не способствует приливу патриотических чувств. Тем более, когда на их пути встречаются настоящие оазисы в виде офисов, к примеру, крупной нефтегазовой компании.

Что еще бросилось в глаза, так это полное отсутствие на всем пути следования какой-либо наглядной агитации, говорящей о том, что Волгоград принимает мундиаль. Один-единственный баннер с символами ЧМ-2018 мы увидели только на путепроводе над Самарским разъездом. Возможно, ближе к июню щиты с волчонком Забивакой и узнаваемыми достопримечательностями города-героя все-таки появятся.

Проспект Жукова и ул. Невская

Дорога к центру Волгограда после Самарского разъезда и прилегающая территория ни особых претензий, ни восторгов у нас не вызвала. Плотная жилая застройка, безликие пятиэтажки, сменяемые весьма солидными домами в частном секторе, напряженный транспортный поток.

Видно, что усилия по наведению порядка здесь предпринимаются, но сил на все явно не хватило. Старые киоски убраны, но остатки бетонных оснований от них смотрятся как напоминание. Новые остановки радуют глаз и зеленая зона вдоль дороги уже практически везде убрана, кое-где уже даже покрашены стволы деревьев. Турникеты тоже требуют помывки-покраски, но в целом нам показалось все, скажем так, удовлетворительно.

Перед перекрестком с улицей Рокоссовского приводятся в порядок фасады, и здесь вновь - пример «потемкинской» маскировки, выполненной очень даже на уровне - при быстром взгляде разницы практически не замечаешь. В любом случае это лучше, чем выставлять напоказ обшарпанные стены.

А вот улица Невская, включенная в прошлом году в федеральный проект «Формирование современной городской среды» нас, честно говоря, впечатлила. По сравнению с тем, какой она была раньше, разница, конечно, значительная. Не знаю, как кому, а на мой взгляд, такие перемены общественным пространствам Волгограда очень даже к лицу. И взирающая на улицу со стеклянной стены новой остановки «Неизвестная» Крамского смотрится здесь вполне уместно и даже органично. Словом, нас увиденное здесь порадовало.

Жаль, правда, что это чувство - радости и гордости за Волгоград - не сопровождало нас на всем 20-минутном отрезке пути из аэропорта в центр города-героя.

Продолжение следует...

"