Posted 20 октября 2021,, 14:47

Published 20 октября 2021,, 14:47

Modified 17 октября 2022,, 11:46

Updated 17 октября 2022,, 11:46

«Я потерял два года жизни»: волгоградский фермер о своём иске из-за танков на поле

20 октября 2021, 14:47
21 октября Арбитражный суд Волгоградской области проведёт первое заседание по иску КФХ «Пахарь» к Министерству обороны РФ. Речь идёт о возмещении ущерба на сумму в 9 млн 176 тысяч рублей: именно столько, по оценке экспертов, потерял глава фермерского хозяйства из-за того, что танкисты срезали путь через его поле.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» уже подробно писала о споре между фермером и военными в прошлом году. Глава КФХ «Пахарь» Аркадий Дудов говорит, что военнослужащие неоднократно срезали путь через его сельскохозяйственные угодья, распугивая скот и уничтожая пашню. Однако, как ни странно, у него больше претензий не к военным, а к местным чиновникам, которые разрешили проезд боевой техники по его земле.

Чтобы оценить убытки, которые возникли у фермера из-за танков на полях, ему пришлось обратиться в независимую компанию. Аркадий Дудов подтвердил, что иск связан с прошлогодним инцидентом, когда он обнаружил у себя на пашне колонну боевой техники. Танки уничтожили плодородный слой почвы, а искры подожгли пастбище. Кроме того, бронетехника распугала скот, а в какой-то момент военные и вовсе прошли по пахотным землям настоящим фронтом шириной в 162 метра.

Ущерб заключается в повреждении плодородного слоя, который был перемещён или утрамбован и смешан с минеральным грунтом. Как вы знаете, в нашей области очень маленький плодородный слой. Танки очень сильно утрамбовывают почву, и сельхоздеятельность там практически сводится к нулю. Ущерб по возгоранию пастбищ в разные года я в сумму иска даже включать не стал – он не такой существенный. У меня была подготовлена земля для выращивания озимых, я мог стране поставить несколько сотен тонн зерна. Поэтому я и обратился в суд, – пояснил Аркадий Дудов корреспонденту «НовостиВолгограда.ру».

Военные в ответ на претензии фермера утверждают, что маршрут бронетехники через поля официально утверждён и согласован районными властями. Так что формально у них есть разрешение утюжить поля КФХ «Пахарь». Аркадия Дудова больше всего возмущает, что местные власти никак не препятствуют уничтожению его пашни. Он уверен, что причина – в его разногласиях с районными чиновниками, которые сначала заявили, будто не давали согласия на проезд техники, а теперь «собственные косяки пытаются прикрыть армией». Четыре фермера, которые пострадали от проезда военной техники по своим полям, обратились в СУ СКР с заявлением о неправомерных действиях местной администрации. Аграрии считают, что чиновники не имели права согласовать маршрут без общественных слушаний и обращения к собственникам земли.

Военные мне пообещали, что перепашут хотя бы одно поле. После того как прежнего командующего воинской частью отстранили от руководства, на его место поставили другого человека, и он мне как офицер дал слово, что не станет уходить от ответственности. Мы вместе с ними и с кадастровым инженером выехали в поле, посмотрели, на каких участках какой ущерб нанесён. Год прошёл, а ничего так и не сделано. Администрация Городищенского района обещала решить вопрос, но тоже ничего не решила, – рассказывает Аркадий Дудов. – Мы обратились в воинскую часть, чтобы увидеть документы, но пока нам не ответили. Я считаю, что кто-то из чиновников, прикрываясь погонами военнослужащих, просто пытается уйти от ответственности.

Фермер пока предпочитает не оценивать свои шансы на возмещение ущерба. По его словам, изначально он был согласен, чтобы военные просто перепахали пострадавшее поле безо всяких выплат. Аграрий даже считает, что армия сама понесла убытки из-за крючкотворства чиновников – вместо того, чтобы пройти по другому маршруту и спокойно провести учения, военные были вынуждены попусту жечь топливо, стоять посреди поля и давать разъяснения полиции. Поэтому Аркадий Дудов допускает, что ответчик по иску может измениться, и готов судиться с районными властями вместо Минобороны.

Армия занимается обеспечением безопасности страны. А я занимаюсь обеспечением её продовольственной безопасности – это задача, которую нам поставил президент. Вопрос: чем занимается администрация, кроме попыток отнять у неугодного фермера землю? Я потерял два года жизни из-за того, что не мог засеять это поле, а чиновники теперь рассказывают сказки губернатору, будто я своей землёй не пользуюсь.Аркадий Дудов, глава КФХ «Пахарь»

Пострадавшие фермеры считают, что своими действиями районные чиновники выставили армию в дурном свете и умаляют авторитет самой власти. С военной частью они готовы договориться – лишь бы на их земле колосилась пшеница, а не красовались колеи от гусениц. Глава КФХ «Пахарь» подчёркивает, что готов принять любое решение суда.

"