Posted 20 февраля 2018,, 10:24

Published 20 февраля 2018,, 10:24

Modified 17 октября 2022,, 05:47

Updated 17 октября 2022,, 05:47

Эксперты: школьные учебники формируют образ бизнесмена по старым штампам

20 февраля 2018, 10:24
На днях участники Российского инвестиционного форума в Сочи обратили внимание на то, что в современных школьных учебниках в разделах, посвященных бизнесу в стране, используются старые стереотипы, формирующие негативный образ предпринимателя.

В качестве примера эксперты представили академический учебник обществознания для 7-го класса, выпущенный издательством «Просвещение» и рекомендованный Министерством образования и науки РФ. В частности, раздел «Учимся создавать свой бизнес» авторства Н. И. Городецкой, сообщают «Новые Известия».

«… реальные отношения в этой сфере нередко далеки от идеала. На практике приходится сталкиваться со стремлением бизнесменов к легкой наживе, нечестности, безразличию к общественным интересам», – эта цитата автора раздела учебника обществознания вызвала недоумение у участников инвестиционного форума. Также как и иллюстрации. Например, «индивидуальный бизнес» представлен человеком, склонившимся над старой босоножкой. Причем сидит он под открытым небом, а рядом с ним табличка «Срочный ремонт обуви». А «оптовая торговля» проиллюстрирована снимком стихийного базара 90-х годов.

«Малый бизнес – это не проклятье, он может стать очень большим и может быть высокотехнологичным: и «Яндекс», и Microsoft тоже в свое время были малым бизнесом. И тот, кто об этом забывает, преграждает детям путь не только к научно-техническому прогрессу, но и к мечте. Нужно стимулировать желание добиться чего-то выдающегося. А для этого нужно для начала научить школьников физике, химии, биологии, математике. Надо им сказать о том, что те, кто связан с этими предметами, создавали новые миры, которые окружают сегодняшнего школьника. Потому что сегодня, когда он тычет пальчиком в айфон, то использует изобретение поколения его родителей. Они создавали малый бизнес на Западе или они строили социализм в нашей стране – неважно, это детали. Для того чтобы строить мир, экономику, нужно знать базовые предметы. Иначе ребенок в этом мире будет не создателем, а в лучшем случае пользователем», – считает доктор экономических наук Михаил Делягин.

По его мнению, школьникам нужно знать основы финансовой грамотности, чтобы не попасться в сети жуликов и авантюристов: не брали грабительские кредиты, не играли в наперстки у вокзала, равно как в криптовалюты и ценные бумаги государства. В то же время детей детям нужно учить создавать бизнес, который станет приносить пользу обществу.

В то же время нужно отказываться от набора определений и оценочных суждений, а устраивать в школах специальные экономические часы, на которых школьник действительно обучиться основам бизнеса, уверен общественный деятель, директор Института свободы Федор Бирюков.

Как считает глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, вместе с бюрократией и финансово-правовыми рисками мешает развивать экономику в России и недостаток бизнес-образования. В результате только 2% россиян хотят открыть свое дело.

Да еще и учебники, одобренные Минобрнауки, внушают школьникам, что предприниматель – либо вор и мошенник, либо нищий кустарь. При такой установке становится понятно, почему, согласно опросам общественного мнения, почти половина россиян желает, чтобы их дети служили в спецслужбах.

В прошлом году на Общероссийском родительском собрании вопросы к упомянутому учебнику обществознания уже были. Выпускница из Казани спросила у министру образования и науки Ольги Васильевой, почему учебник обществознания по школьной программе не дает возможности подготовиться к экзаменам?

Видимо, проблема с этим учебником не только в образе предпринимателя-вора, который действует по принципу «купил подешевле - продал подороже», но и в качестве изложения остального материала, отмечают «Новые Известия».

"