Posted 19 февраля 2019,, 09:01

Published 19 февраля 2019,, 09:01

Modified 17 октября 2022,, 10:48

Updated 17 октября 2022,, 10:48

Наш ответ Арашукову: кто из сенаторов от Волгограда имел проблемы с законом

19 февраля 2019, 09:01
Громкое уголовное дело в отношении Рауфа Арашукова, члена Совета Федерации РФ от Карачаево-Черкесии, вызвало огромный общественный резонанс. Журналисты и общественники начали пристально присматриваться к коллегам задержанного сенатора, выясняя, кто из них может оказаться фигурантом следующего криминального скандала.

Редакция «НовостиВолгограда.ру» тоже решила внести свой посильный вклад в этот занимательный процесс. Мы изучили биографии сенаторов, представляющих Волгоградскую область в верхней палате федерального парламента, но никакого компромата, сравнимого по «весомости» с обвинениями в адрес г-на Арашукова, так и не нашли. Татьяна Лебедева и Елена Попова, ныне действующие сенаторы от региона, известны исключительно с положительной стороны: первая знаменита своими спортивными достижениями, вторая — общественной деятельностью (и ещё спорным предложением «считать по головам» всех подростков на акциях протеста).

Но в прошлом Волгоградскую область в Совфеде, как выяснилось, представляли и более сомнительные персоны. Наиболее яркой из них оказался Дмитрий Скарга, который когда-то занимал пост сенатора, заочно приговорён к реальному сроку в России и припеваючи живёт в Великобритании.

48-летний Дмитрий Скарга, уроженец Туркменской ССР, начинал карьеру бизнесмена в «лихие девяностые». Сначала он работал инженером в компании «Киришнефтехимэкспорт», которая занималась перевозкой нефтепродуктов, а затем в 1999 году стал гендиректором нефтетрейдера «Кинэкс». Вскоре перспективного предпринимателя заметили представители органов власти: Скарга перешёл на работу в Министерство экономики и в 2000 году был назначен руководителем госкомпании «Современный коммерческий флот». В его распоряжении фактически оказалось всё пароходство страны. Дмитрий Скарга четыре года работал на этой престижной должности, однако в 2004 году был досрочно уволен — внезапно и при очень странных обстоятельствах. В качестве компенсации он получил от государства 1 млн долларов.

Менее чем через год после своего загадочного увольнения г-н Скарга стал сенатором. В Совфед он был избран как представитель администрации Волгоградской области, которую на тот момент возглавлял губернатор Николай Максюта. Возможно, Скарга уже тогда знал, что его деятельностью интересовались правоохранительные органы, и пытался обеспечить себе депутатскую неприкосновенность. Сенатором бывший топ-менеджер госкомпании пробыл недолго: в сентябре 2006 года он подал заявление о досрочном сложении полномочий и поспешно покинул Россию. «Судебное разбирательство в Высоком суде Англии предполагает мое длительное физическое пребывание в Лондоне, что может помешать мне полноценно выполнять обязанности члена Совета Федерации», — пояснил сам Скарга в письме, адресованном тогдашнему спикеру Совфеда Сергею Миронову. Сбежать в Лондон экс-сенатору удалось прежде, чем московский суд успел дать добро на его арест.

Тем временем в России в его отношении расследовалось уголовное дело: новое руководство «Современного коммерческого флота» обвинило бывшего гендиректора в хищении 8 млрд рублей в составе преступной группы. Из этих денег 5,5 млрд рублей были успешно обналичены и выведены за рубеж.

По версии следствия, с 2001 по 2005 годы г-н Скарга вместе с сообщниками (бизнесменом Юрием Никитиным и экс-президентом ОАО «Новороссийское морское пароходство» Тагиром Измайловым) сдавал суда в аренду подконтрольным офшорным компаниям по заниженной цене. Эти компании затем передавали полученные пароходы в субаренду, но уже по рыночной стоимости, а полученные деньги участники сделок делили между собой.

Судебное разбирательство по так называемому «делу Совкомфлота» длилось порядка двенадцати лет: лишь в апреле прошлого года Дорогомиловский суд Москвы вынес участникам преступной группы окончательный приговор. Дмитрия Скаргу осудили заочно к двенадцати годам лишения свободы; ему также выписали штраф на 3 млн рублей. Имущество беглого экс-сенатора, оставшееся в России, будет конфисковано в пользу государства.

Впрочем, самого осуждённого приговор, похоже, мало волнует. Дмитрий Скарга по-прежнему находится в Великобритании, где, судя по всему, вполне неплохо себя чувствует. О политическом убежище он не просил, однако британские власти всё равно дважды отказались его экстрадировать. Возвращаться в РФ, по имеющимся сведениям, г-н Скарга не собирается.

"