Posted 18 сентября 2017,, 06:31

Published 18 сентября 2017,, 06:31

Modified 17 октября 2022,, 05:43

Updated 17 октября 2022,, 05:43

Как дантисты - снаружи, как шахтеры - внутри: как реставрируют Родину-мать

18 сентября 2017, 06:31
На главном монументе памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» - активная фаза реставрационных работ. Наблюдать их частично могут многочисленные туристы, ежедневно поднимающиеся на главную высоту России. Корреспондент ИА «НовостиВолгограда.ру» увидела, как ремонтируют Родину-мать не только снаружи, но и изнутри.

Буквально через месяц символ Волгограда, самое известное творение Вучетича, смысловой и композиционный центр Мамаева кургана - скульптура «Родина-мать зовет!» - отметит свой полувековой юбилей. Даже для железобетонной статуи это солидный возраст, когда начинают проявляться проблемы со «здоровьем». Глазу рядового туриста они, конечно, не видны. Но специалисты уже давно озаботились состоянием Родины-матери, в связи с чем Министерством культуры и было принято решение о реставрации скульптуры. Победителем конкурса стала компания «Главзарубежстрой».

Сейчас постамент, на котором возвышается 52-метровая фигура, обнесен оградой - это необходимая мера предосторожности при проведении работ промышленными альпинистами. Они восстанавливают поверхностный слой бетона на самых проблемных участках статуи. А таких, как показало обследование, которое проводилось в течение нескольких лет, немало.

- По проектной документации на внешней поверхности монумента проблемных мест - сколов, раковин, каверн - порядка 50-ти, плюс более 2 тысяч погонных метров трещин, - говорит руководитель проекта по реставрации монумента «Родина-мать зовет!» Сергей Сирота. - Есть места, где бетон разрушен до арматуры. В процессе работы альпинисты выявляют новые поврежденные участки, вносят их в проект и с ними работают.

Процесс трудоемкий и кропотливый: сначала сколы и выбоины на скульптуре углубляются и расчищаются от разрушающегося бетона, потом обрабатывается арматура - снимается ржавчина, сначала механическим способом, затем химическим, окрашивается, покрывается специальной смесью, улучшающей сцепление с ремонтным составом, которым в заключение заделывается проблемный участок.

- То есть альпинисты работают почти как дантисты? - спрашиваю я руководителя проекта.

- Ну, в чем-то похоже, конечно, - улыбаясь, отвечает Сергей Сирота. - Технология, и даже ремонтный состав - по своим характеристикам он прочнее бетона, как пломба прочнее зуба. И простоит такая «пломба» как минимум еще полвека.

Правда, работать альпинистам (их семь человек) приходится в экстремальных условиях: на высоте, с перфоратором и шпателем в руках, «подвешиваться» и тем более крепиться в том месте, где нужно, получается не всегда - специальные монтажные скобы на монументе есть, но их не так много. Поэтому приходится дополнительно делать обвязку, что добавляет сложности и увеличивает сроки работ. Свою роль играет и погода.

- Мы уже больше недели простояли из-за сильных ветров, дождя - в этих условиях альпинисты уже, конечно, не работают, - говорит Сергей Сирота. - Сейчас погода нам благоприятствует. Планируем, что все проблемные места, которые мы выявили и которые есть в проектной документации, мы завершим до середины ноября, до холодов. Есть определенная технология, которая не позволяет работать нам при минусовых температурах и даже ниже, чем +5.

Работы на поверхности монумента на первом этапе реставрации Родины-матери, который запланирован на этот год - важные, но не самые основные. Главное - внутри: большая часть работ проходит вне глаз и внимания посетителей Мамаева кургана. И именно здесь наглядно видно, почему скульптуре понадобился не просто косметический ремонт, а самая настоящая реконструкция.

- Вот здесь было место вывала - сквозной проем, который выходил наружу и касался гранитной облицовки постамента, - показывает руководитель проекта Сергей Сирота на солидный кусок стены, заделанный ремонтным составом. - Арматура была полностью оголена, вот совсем недавно заделали этот участок.

Степень разрушения бетона внутри видно наглядно: трещины, незакрытые монтажные отверстия, на самых серьезных участках арматура оголилась и проржавела на 70 и даже 80%. Разрушение арматуры увеличивает нагрузку на бетон, отсюда - новые трещины. Конечно, благодаря ячеистой структуре внутренней части фигуры Родины-матери (только в подножии 40 таких «комнат»-ячеек) устойчивость монумента сомнений не вызывает. Но сквозные трещины, пропускающие осадки, разрушают бетон и изнутри. Каждый такой изъян на внутренней поверхности скульптуры специалисты «протоколируют» и вносят в проектную документацию - пока их обнаружено около 50-ти, но конечная цифра, говорят специалисты, будет в несколько раз больше. И каждую трещину «лечат» по особой технологии. Корреспонденты ИА «НовостиВолгограда.ру» стали первыми, кому ее продемонстрировали специалисты «Главзарубежстроя».

- Трещина «расшивается» и заделывается ремонтным составом, - объясняет руководитель проекта Сергей Сирота. - После этого забуриваются под углом до глубины трещины и устанавливаются в шахматном порядке пакеры - это специальное устройство, через которое под давлением закачивается ремонтный состав, чтобы заполнить трещину изнутри. Потом пакеры удаляются и эти места закачиваются тем же составом. За правильностью выполнения работ следят технологи от немецкой компании - производителя ремонтного состава.

Работа эта, как мы убедились, просто титаническая. В подножии статуи, где еще можно стоять и ходить в полный рост, выполнять ее проще. Но чем выше - тем сложнее, все меньше пространства, высоким здесь просто не развернуться. В местах примыкания рук уже приходится работать, согнувшись в три погибели, а в следующих ячейках, расположенных непосредственно в руках и шарфе - вообще ползком и лежа. Плюс работающие перфораторы, бетонная пыль, замкнутое пространство и высокая влажность - словом, работа не для неженок, страдающих клаустрофобией, а, скорее, сродни шахтерской. И выполнить ее должны 40 человек до ноября месяца.

Впрочем, сами специалисты «Главзарубежстроя» не сомневаются, что в сроки уложатся. Помимо восстановления бетонных поверхностей изнутри им предстоит заменить 99 канатов из 117-ти, которые удерживают многотонную конструкцию. 18, которые находятся на уровне груди, заменили не так давно - в 2006 году. На тех же, что еще служат, уже хорошо видны следы времени - в некоторых местах канаты уже начали терять свою форму, как бы расходиться.

Удерживать Родину-мать по-прежнему будут родные волгоградские канаты, их изготавливают на том же заводе, что и установленные при строительстве скульптуры.

- В первой и второй секции, расположенных в основании статуи, мы будем менять сразу по 4 каната, в третьей секции (в районе колен) - по 3, в руках по 2, - рассказывает Сергей Сирота. - Первая поставка ожидается в конце сентября. После всех подготовительных работ, в октябре, начнется демонтаж-монтаж. Натяжение сразу же при монтаже будет регулироваться, после монтажа всех канатов каждая секция проверяется, потом монтируется система контроля, проводятся пуско-наладочные работы, потом в целом еще раз вся система регулируется в целом.

На первом этапе реставрации монумента предстоит еще замена всего освещения и системы пожаротушения и пожароооповещения. На этом первый этап работ будет завершен. Второй и основной, в ходе которого восстанавливаться будет вся внешняя поверхность монумента, начнется примерно через год. Полностью завершиться реставрация скульптуры Родины-матери должна до 9 мая 2019 года, проектная стоимость работ оценивается в 2,154 млрд рублей.