Posted 17 января 2022,, 05:08

Published 17 января 2022,, 05:08

Modified 17 октября 2022,, 11:31

Updated 17 октября 2022,, 11:31

Коварная «ватрушка»: как по ледяной горке не приехать на тюбинге в больницу

17 января 2022, 05:08
Как не превратить традиционную зимнюю забаву в травмоопасный экстрим и почему волгоградцам следует следить за техникой и правилами безопасности при катании с горок не менее внимательно, чем, например, на проезжей части? Объясняем и рассказываем в нашем специальном репортаже.

Катание на тюбингах или «ватрушках» в зимний период дарит волгоградцам массу незабываемых эмоций, но сразу для нескольких человек только за первую неделю января зимняя забава закончилась госпитализацией. А в прошлые зимы были и смертельные случаи. Во всех этих историях роковую роль сыграли скоростные «ватрушки».

Санки goodbye

Тюбинги и как приспособление, и даже само слово еще совсем недавно считалось диковинкой, но сейчас это новый тренд зимних развлечений. Дошло до того, что надувные камеры практически повсеместно вытеснили с горок популярные в России несколько веков санки.

У тюбинга действительно есть несколько преимуществ. В числе первых — это скорость. Гладкая поверхность дна дает возможность при не самом вертикальном спуске развить бешеную в данном контексте скорость — до 50 километров в час. Округлая форма позволяет вращаться вокруг своей оси, добавляя экстрима, а благодаря пружинистости надувной камеры и вовсе получается целый скоростной аттракцион.

На тюбинге практически невозможно перевернуться. Наконец, ватрушка легче, ее проще затащить гору, а в сдутом виде багажник даже легковушки можно нафаршировать ватрушками для всей семьи и устраивать потом соревнования на ледяной горке.

Вот и приехали

Как правило, в жилых массивах роль ледяных горок играют никем, ничем и никак не оборудованные наклонные рельефы. Это стихийные тюбинговые трассы, которые могут оканчиваться на проезжей части или же иметь дерево и даже строение в качестве смертельно опасного препятствия прямо на пути следования. Одну из таких трасс, выходящих прямо на дорогу мы обнаружили в микрорайоне «Родниковая долина» в Советском районе Волгограда.

Например, в первый день нового года 37-летняя волгоградка угодила в больницу именно потому, что на финишной прямой протаранила легковушку.

— 42-летняя женщина, осуществляя спуск с ледяной горки на тюбинге, выехала на проезжую часть дворовой территории дома №72 по ул. Комарова и столкнулась с автомашиной «Хендэ Солярис», — рассказали корреспонденту издания «НовостиВолгограда.ру» в пресс-службе регионального главка полиции.

Машина получила незначительные механические повреждения кузова, а вот женщина серьезные ушибы. Новогодние праздники ей пришлось потратить на восстановление.

Такая же перспектива, связанная с лечением в стационаре, ждала и двух школьников Даниловки и Камышина. Мальчикам соответственно 14 и 7 лет.

Старший подросток, учащийся 8 класса, из хутора Атамановка умудрился на ледяной горке влететь в дерево и получил перелом позвонков.

А младший ребенок в Камышине протаранил на «ватрушке» металлический столб и получил множественные ушибы. И это все еще относительно безобидные происшествия.

А вот в феврале 2020 года в Волгограде пара молодых людей на ватрушке съехала со склона Мамаева кургана. Они не удержали нужную траекторию и протаранили одиноко стоявшее строение. Девушка выжила, а вот парень, сидевший спереди, разбился насмерть.

Безопасность заложена в проекте

Ни один из упомянутых выше грустных или даже трагических сценариев не был бы возможен на санкционированной горке, где соблюдаются заложенные еще на стадии проекта правила безопасности и работает подготовленный персонал.

Говоря про тюбинговые развлечения в масштабах области, можно отметить совсем недавно открывшийся горнолыжный склон с подъемником в Урюпинском районе, где тюбинг также доступен. Есть еще любимое волгоградцами место за Волгой. На хуторе Бобры, где летом кипят пляжные страсти, зимой со свистом со снежных горок слетает тюбинг. В Волгограде несколько официально открытых тюбинговых трасс. В парке поселка Ангарский, в парке «Раздолье» и ЦПКиО.

— В «Раздолье» четыре трассы с подъемником, и поскольку горки сформированы не на рельефе, а на специальных конструкциях, покрытых настилом, вот этот искусственный элемент горок позволяет им называться аттракционом. И здесь очень высокие требования и целый комплекс норм безопасности. Хотя для эксплуатантов аттракционов это очень непростой путь, но зато есть гарантия безопасности, - пояснил директор парков «Раздолье» и ЦПКиО Андрей Еркин. — Изначально здесь работал проектировщик, который моделировал и зону посадки, и тормозящие полосы в конце трасс, и только потом проект был реализован строительно-монтажной организацией. Посетители аттракциона не поедут по горке, пока не выслушают инструктаж и не поставят подпись.

В числе требований к аттракциону ежегодная проверка конструкций и конфигураций трасс на предмет безопасности, которую осуществляют привлеченные специализированные компании. Кроме того ежедневно перед открытием осматривается целостность всех конструкций. Немаловажно, что в самом начале эксплуатации аттракцион единожды ставится на государственный учет.

В ЦПКиО горки сформированы на естественном рельефе и аттракционом называться не могут, но и там со стороны эксплуатирующей организации очень внимательное отношение. Это ежедневный осмотр отбойников, чтобы человек никуда не свернул, состояния трассы и зоны торможения. На каждой из двух трасс в ЦПКиО находится оператор, чтобы одномоментно скатывалось определенное количество людей, и следующая группа появлялась в зоне старта только после того, как трассу покинет предыдущая.

Хаос бесхозных склонов

Конечно, запретить кататься вне официальных трасс — это самый простой, но одновременно и спорный вариант, попахивающий диктатурой. А вот сохранить баланс «свобода выбора — безопасность» куда сложнее. Эта дилемма сегодня актуальна в обществе особенно после ряда несчастных случаев, как в Волгограде, так и в других регионах. В 2021 году только за январь в России серьезно пострадали или погибли более 30 человек из-за катания на тюбингах. Почти все случаи произошли на не оборудованных трассах.

— Несанкционированные трассы — это, конечно, беда, — делится мнением Андрей Еркин. Даже у нас в «Раздолье» сбоку от наших трасс дети иногда вместе с родителями начинают кататься. А там и дерево, и недострои. Это конечно не наша территория, но мы ставили фан-барьеры. Старались разъяснять. Прогонять мы не имеем право, но пытаемся устно донести информацию, чтобы люди сами проникались и расходились.

Забор везде не поставишь, но оборудовать потенциально опасные места и склоны хотя бы информационными знаки и табличками, можно. А если подойти творчески, то на них следует изобразить печальный итог катаний из практики, как в утрированном варианте это делается на пачках сигарет. Возможно, городским властям следует озаботиться этой проблемой или хотя бы озадачить ею управляющий компании для контроля горок на дворовых территориях.

— Законодательство регламентирует деятельность эксплуатанта. То есть на разрешенных трассах имеется ответственное лицо. А когда горка несанкционированная, то и спросить с некого. Человек катается на свой страх и риск, — уточняет Андрей Еркин.

Без тормозов по наклонной

Среди недостатков «ватрушки» как средства индивидуальной мобильности есть пара ярко выраженных. Это отсутствие руля и тормозов. При этом человека на тюбинге сильно раскручивает, он может катиться спиной вперед или боком. А ведь амортизационные возможности надувной камеры не безграничны. Именно эти два фактора стали фатальными в трагической истории, описанной выше.

Поэтому к правилам и технике безопасности следует отнестись максимально серьезно. Про безопасность самой горки — вдали от дорог и оживлённых улиц, без ям, деревьев и трамплинов речь шла выше. Теперь внимательно рассмотрим сам тюбинг.

Прежде всего, он должен быть оптимального размера. Для ребёнка ростом менее 100 см подойдут ватрушки диаметром до 85 см, для подростка или взрослого ростом 100–165 см приемлемый диаметр около 90 см, а для подростка или взрослого ростом 170–190 см нужны уже ватрушки диаметром от 100 см и выше.

Конечно, «ватрушка» не парашют, тем не менее, специалисты советуют перед спуском внимательно осмотреть чехол и камеру на предмет видимых повреждений.

Камера не только не должна спускать, но и быть накаченной до упругости. В ней нужно обязательно сидеть, а не стоять на ногах, коленях или лежать. При этом необходимо держаться за ручки. Не стоит садиться вдвоем на одно место, а также устраивать ледяной бильярд ватрушками.

Отдельная памятка для любителей совместить тюбинг и лихачество на автомобиле. Буксировка тюбинга транспортным средством строжайше запрещена.

— Полиция напоминает, что катание на «ватрушках», санках, ледянках должно проходить на специально оборудованных для них спусках, площадках, где обеспечены меры безопасности. Тем более не допустима буксировка тюбингов транспортными средствами. Такая «зимняя забава» может закончиться весьма трагически и повлечь серьезные последствия, — сообщили в пресс-службе региональной полиции.

Еще одно ограничение возрастное и касается маленьких детей. Сейчас им можно касаться только под присмотром взрослых. Однако в конце прошлого года руководитель движения «За безопасность» Дмитрий Курдесов высказал инициативу ввести возрастное ограничение на использование тюбинга детьми до 12 лет. Однако пока она только обсуждается и перспектива для тюбинга получить статус 12+ достаточно туманна.

"