Posted 16 сентября 2019,, 09:55

Published 16 сентября 2019,, 09:55

Modified 17 октября 2022,, 06:15

Updated 17 октября 2022,, 06:15

Быть или не быть трамвайной концессии в Волгограде: проект обсуждают в правительстве

16 сентября 2019, 09:55
Волгоград может войти в пилотный проект по обновлению городского транспорта. С масштабной программой выступает ВЭБ РФ, который рассчитывает получить под это средства Фонда национального благосостояния, сообщает «Коммерсантъ».

Волгоград, а также еще девять городов — Екатеринбург, Пермь, Нижний Новгород, Саратов, Тверь, Воронеж, Челябинск, Новосибирск и Казань — рассматриваются в качестве стартовой площадки по отработке комплексной программы развития городского общественного транспорта, пишет «Ъ».

На этом этапе объем инвестиций оценивается в 340 млрд рублей: на 196 млрд планируется закупить новые автобусы, трамваи и троллейбусы, еще на 112 млрд рублей приведут в порядок инфраструктуру.

Предполагается, что 15% финансирования обеспечат частные инвестиции (106 млрд руб.), 25% — капитальный грант, 60% — заемные средства, — информирует издание.

При этом перевозки будут отданы в руки крупных операторов, а обновление электротранспорта планируется с помощью концессий.

«НовостиВолгограда.ру» уже неоднократно сообщали о том, что волгоградский трамвай может перейти в частные руки. Первым в феврале нынешнего года об этом заявил председатель комитета по транспорту и строительству Госдумы Евгений Москвичев, что вызвало немало беспокойства со стороны волгоградцев. После неудачного опыта внедрения новой транспортной схемы и прихода на рынок городского автотранспорта компании-«дочки» «Питер Авто» — ООО «Волгоградский автобусный парк» — возможность потери муниципалитетом еще одного своего актива, пусть и убыточного — МУП «Метроэлектротранс» — восторга не вызывает. Настолько, что уже марте представители мэрии заверили депутатов городской Думы, что «Метроэлектротранс» не планируется отдавать в концессию — по крайней мере, сейчас.

Однако уже в конце лета на портале госзакупок одна за другой стали размещаться закупки на обновление линии скоростного трамвая. В общей сложности городской бюжет готов выложить 100 млн рублей за проектные работы по модернизации системы энергоснабжения, путевого хозяйства и контактной сети линии СТ.

Такое внезапное внимание к одному виду транспорта со стороны городских властей выглядит как минимум странно — даже перед ЧМ-2018 скоростной трамвай толком не ремонтировали, запустив только неработавшие эскалаторы на подземных станциях, да получив в подарок от Москвы бывшие в употреблении двусторонние вагоны. Наши сомнения, что такая активность может быть вызвана подготовкой почвы под дальнейшую передачу трамвая в частные руки, разделили и эксперты.

— Мы имеем полное право предполагать, что эти процессы свидетельствуют о подготовке какого-либо концессионного соглашения, особенно учитывая все разговоры о возможности такого сценария. У многих концессионеров есть желание прийти на максимально выгодную площадку, где большая часть работ уже выполнена за государственный счёт — то есть переложить свои обязательства на государство с целью максимального снижения издержек, — прокомментировал изданию «НовостиВолгограда.ру» появление этих закупок Эдгар Петросян, активист регионального штаба ОНФ и эксперт проекта «За честные закупки» в Волгоградской области.

Конечно, развитие такого экологически безопасного вида общественного транспорта, как трамвай, можно только приветствовать. Однако в Волгограде, растянувшемся на 70 с лишним километров, создание новых линий будет настолько затратным делом, что вряд ли концессионеры его осилят. Ведь даже проектирование третьей очереди скоростного трамвая, о чем говорили еще с 90-х годов прошлого века, так и не началось, не говоря уже о его строительстве.

Идея передачи трамвая в концессию в Волгограде может и хороша, но дело это крайне невыгодное, — считает Дмитрий Калашников, возглавлявший в прошлом созыве облдумы комитет по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и дорожному хозяйству. — Так как город сильно вытянут, то затратная часть на содержание трамвайной инфраструктуры значительно выше, чем затраты на перевозку пассажиров автобусами, а эти затраты в конечном итоге лягут на пассажира. Концессия имела бы смысл только в одном случае — прихода единого оператора в транспортной сфере, который бы объединил все пассажиропотоки, при необходимости их перераспределяя, и все виды транспорта, включая электрички, и осуществлял единую тарифную политику. Тогда бы это было выгодно и целоообразно, но в ближайшее время, как мы понимаем, ждать появления такого оператора в Волгограде не приходится.

Инициированный ВЭБ.РФ проект пока находится на стадии рассмотрения, сообщает «Ъ» - ни в Минфине, ни в Минтрансе каких-то определённых решений по этому поводу нет. Так что в ближайшее время концессия волгоградскому трамваю не светит.

Заметим, что уже имеющийся опыт внедрения концессий в Волгограде, например, в коммунальной отрасли горожан не впечатляет. Несмотря на громкие заявления об обновлении инфраструктуры и улучшении качества обслуживания населения, из кранов волгоградцев зачастую вместо горячей воды идёт еле теплая или не соответствующая санитарным нормам, а траншеи после замены труб концессионеры закапывают за собой по полгода.

Еще один пример концессионного соглашения — Центральный парк культуры и отдыха, который за два года лишь заметно «облысел» и лишился деревьев, пребывает ныне в довольно унылом и полузапущенном состоянии, о чём «НовостиВолгограда.ру» неоднократно рассказывали.

.

"