Posted 16 августа 2021,, 13:13

Published 16 августа 2021,, 13:13

Modified 17 октября 2022,, 11:24

Updated 17 октября 2022,, 11:24

Как проверить квитанцию ЖКХ на правильность?

16 августа 2021, 13:13
Переезд в новую квартиру – это всегда большая радость. Но вскоре эйфория проходит, и появляются проблемы, связанные с содержанием жилплощади.

В частности, нужно вовремя и в полном объеме оплачивать коммунальные счета. Но прежде чем идти в кассу, нужно проверить квитанцию ЖКХ на правильность и точность. Как сделать это с учетом всех важных нюансов, читайте в нашей статье.

Законодательное регулирование

Во-первых, надо понимать, что квитанция – это прежде всего документ, в котором отражены все данные о потребляемых вами коммунальных услугах, их объемах, цене, итоговой стоимости.

Важным звеном в производимых расчетах являются тарифы за каждый вид коммунальных услуг. Их формирование осуществляется на основе Жилищного кодекса РФ. Если быть конкретнее, то речь идет о разделе VII под названием «Плата за жилое помещение и услуги». Именно в этом разделе содержатся статьи, в которых детально расписан общий механизм формирования тарифов, указано, какие расходы несут собственники помещений и пр.

Но если в Жилищном кодексе указаны лишь основные принципы расчетной системы ЖКХ, то в постановлении федерального правительства № 354 расписаны порядок начисления платы и перерасчета, случаи и механизмы изменения тарифов, а также рассмотрены возможные спорные моменты, которые могут возникнуть между собственниками квартир и производителями коммунальных услуг.

Отмечается, что каждый регион России при установлении тарифов на коммунальные услуги должен опираться на букву закона – Жилищный кодекс РФ и другие правовые акты.

Кто устанавливает тарифы

Правом на установление размеров тарифов ЖКХ обладает администрация каждого региона РФ. Крайне редко, но бывают случаи, когда эти полномочия могут быть отданы муниципальным властям. Об этом говорится в статье 157 Жилищного кодекса РФ.

Однако и региональная администрация, и муниципальные органы в этой работе действуют с определенными ограничениями. Их накладывает федеральное законодательство, которое регламентирует два момента:

  • Минимальный и максимальный порог повышения тарифов
  • Порядок и периодичность повышения тарифов.

О размере действующих в вашем регионе тарифов вы всегда можете узнать на сайте местной администрации, в местных СМИ, из пришедшей квитанции. Также все тарифы по субъектам РФ всегда отражены на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС) www.fas.gov.ru.

Отметим, что размер платы по некоторым видам коммунальных платежей владельцы квартир вправе установить сами – на собраниях собственников жилья, единогласным решением. К этим видам относятся услуги консьержа, охранника, уборщицы, оплата за домофон, видеонаблюдение и прочие бытовые мелочи.

Как осуществляется расчет

Владелец собственности оплачивает только тот объем коммунальных ресурсов (горячая и холодная вода, газ, электричество), который был потреблен в течение календарного месяца. Объем определяется посредством приборов учета, показания которых потребитель ежемесячно передает в коммунальные службы.

Если же у собственника нет в квартире приборов учета газа, воды и электричества, то ему при оплате следует пользоваться усредненным нормативом на основании постановления региональных властей. Но надо сказать, что данный способ оплаты не самый экономичный, так как норматив рассчитывается по числу прописанных и проживающих в квартире граждан. А плата за отопление рассчитывается на основании метража квартиры (норматив умножается на 1 квадратный метр жилплощади).

И еще об экономии. Если потребитель не устанавливает в квартиру счетчики, хотя для этого имеются все технические условия, то к нормативу приплюсовываются дополнительные коэффициенты, до тех пор пока счетчики не будут установлены.

Что еще нужно знать

В случае же, когда в многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ), то рассчитывать плату нужно по следующей схеме: показатель ОДПУ умножить на тариф и площадь квартиры и разделить на общую площадь жилых помещений многоквартирного дома. Полученная в результате цифра и будет означать сумму оплаты.

Задолженность по услугам ЖКХ и как о ней узнать

О долгах собственникам жилья, как правило, напоминают непосредственно поставщики коммунальных услуг. Но потребители могут и сами узнать сумму задолженности. Лучше всего обратиться в управляющую компанию (УК), которая обслуживает ваш дом. Инспекторы УК подробно разъяснят начисление и предоставят квитанцию на оплату. Интересующую информацию можно найти и в терминале для оплаты коммунальных услуг, а также в онлайн-режиме - на портале "Госуслуги", на сайте Единого расчетного центра, на сайтах поставщиков коммунальных услуг.

Как проверить правильность начисления платежей

Получая квитанцию, каждый потребитель тщательно изучает ее содержимое, сравнивает показатели прошлого месяца с нынешними. Как правило, суммы оплаты не сильно меняются из месяца в месяц. А вот если суммы вдруг резко выросли или сократились, есть повод задуматься – а правильно ли была начислена плата, корректны ли расчеты, верно ли обозначено количество проживающих в квартире лиц, точный ли размер жилплощади указан?

Надо сказать, что ошибки в расчетах вовсе не редкость. Что и говорить, бывают даже приписки и завышение расчетов, поэтому многие потребители пересчитывают суммы. Сделать это можно на сайте ФАС – там есть специальный онлайн-калькулятор.

Что делать, если вы нашли ошибку в квитанции

Если же ваши подозрения оказались верны и вы действительно обнаружили ошибку в квитанции, в связи с чем итоговая сумма для оплаты была выведена неправильно, то не стоит паниковать. Тут есть определенный порядок действий.

Куда обращаться

Если ваш многоквартирный дом обслуживает управляющая компания, то задача максимально упрощается. Эта организация централизованно ведет все дела жилищно-коммунального спектра, оказывает ряд услуг собственникам, ежемесячно формирует квитанции на оплату, заключает договоры подряда для ремонтных работ по дому и осуществляет многое другое.

В случае, когда дом не курируется управляющей компанией, нужно предъявлять претензии непосредственно поставщику услуг. То есть если вы обнаружили, что у вас завышена плата за газ, неверно произведено начисление, значит, вам нужно обращаться в службу поставки газа, или по-другому ресурсоснабжающую организацию, с заявлением о перерасчете.

Заявление о перерасчете в управляющую компанию

Как правило, заявление пишется на имя руководителя УК или ресурсоснабжающей организации с указанием собственных данных – ФИО и адреса проживания. В документе нужно в произвольной форме изложить суть претензии: обозначить данные приборов учета, их несовместимость с цифрами в квитанции, представить свои расчеты, указав тем самым на ошибку и потребовав перерасчета.

В конце требуется подпись заявителя с указанием даты обращения. Документ нужно направить адресату по почте или отнести лично, если есть возможность. Также сегодня во многих организациях принимаются заявления по электронной почте. В случае отказа у потребителя есть право обратиться в вышестоящие органы.

"