Posted 15 октября 2018,, 13:41

Published 15 октября 2018,, 13:41

Modified 17 октября 2022,, 09:42

Updated 17 октября 2022,, 09:42

Перспективы выживания: учтет ли перепись населения число вымирающих сел?

15 октября 2018, 13:41
В преддверии Всероссийской переписи населения, намеченной на 2020 год, у граждан появились новые проблемы, связанные с выживанием, а у государства новые вопросы.

Уже сейчас, во время предварительной переписи, исчезли вопросы об ученой степени россиян и о второй работе. Зато появились новые – о постоянной регистрации, длительности проживания в других странах, об удаленности респондента от основного места работы и готовности трудиться на новом месте, сообщают «Новые Известия».

Еще до начала пробной октябрьской переписи 2018 года в докладе было сделано предположение, что население России в ближайшие десятилетия уменьшится на 12-13 миллионов. В частности, к 2025 году доля сельского населения в России сократится с 36 до 22 миллионов, а горожан станет больше на 3 миллиона.

Эти предположения подкрепляются фактами. С 2000 года сельское население сокращается на 500 тысяч человек в год. Особенно быстро пустеет Нечерноземье. Так, в Орловской области в половине уцелевших деревень живут от одного до ста человек. В Псковской области смертность среди селян превысила рождаемость в 2,6 раза. От нее не отстают Курская и Смоленская области.

К примеру, в Орловской области существует (или существовал) поселок Марс. Поселение так было названо после революции 1917 года. Жизнь там била ключом. В 70-х годах местный колхоз стал миллионером. Зажиточная жизнь у марсиан прекратилась после распада СССР – развалился колхоз, закрылись школа и магазин, большинство жителей уехали. В деревню теперь попасть можно только пешком: дорог нет и не будет. Согласно последней Всероссийской переписи населения, в Марсе живут 2 человека. Сколько теперь – неизвестно.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики, за последние десять лет в Орловской области исчезли 132 населенных пункта. По сообщению Орловского информбюро, в ближайшее время с карты региона исчезнут еще более 800 населенных пунктов.

«Ничего нового в этом нет, мы давно превращаемся в конгломерат городов, население стремительными темпами покидает сельскую местность. Я считаю, что прогнозы ООН относительно России занижены, потому что они не учитывают миграцию. В 2017 году мигранты еще как-то восполняли наши потери от депопуляции, то есть от естественной убыли населения, когда смертность превышает рождаемость. Но в последующем население будет убывать. Это должна показать перепись населения, потому что мигранты в ней практически не участвуют. Прежде всего, им это просто не нужно, у многих документы не в порядке, другие занимают нежилые помещения, куда «переписчикам» и в голову не придет зайти», – считает ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Никита Мкртчян.

По мнению ученого, в настоящее время сельское население уже просто не воспроизводится. Оно истощено и сильно постарело.

Все еще можно изменить, считает бывший директор института демографической безопасности, главный научный сотрудник Института детства Российского детского фонда Ирина Медведева.

«Стоит лишь прекратить закрытие роддомов и сокращение малочисленных деревенских школ — и тогда прогнозы ООН не оправдаются. Разрушение деревни — это не только демографическая проблема. Это еще и проблема культурная. Какая бы деревня не была разрушенная, полуспившаяся, она все равно хранит культурную традицию. А в русской культурной традиции заложена многодетность», отмечает Медведева.

Среди причин убыли населения – отток людей из малозаселенных районов. Люди уезжают в основном в поисках работы, потому что на селе ее практически нет, как и нет культурной жизни. Именно здесь идет оптимизация (другими словами, закрытие) начальных школ, отток учителей, исчезают клубы и кинотеатры. Социально-экономическое развитие таких территорий не предусмотрено.

«Стандартный традиционный агросектор практически мертвый. Население – пять бабок на деревню. Агросектор минимально живой. Есть современные производства типа свинокомплексов и птицефабрик, но они расположены недалеко от городов и там механизированное производство, которое не требует занятости большого количества людей. Не нужны деревне работники, понимаете?», – объясняет это эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Наталья Зубаревич.

Выход, который предлагает Ирина Медведева, такой: «Надо давать людям работу на малых предприятиях. Маленькие перерабатывающие предприятия вытянут провинцию и зафиксируют демографическую ситуацию. Если говорить об улучшении демографической ситуации, то, когда у людей появится будущее, которое сможет принести счастье им и потомкам, тогда люди начнут рожать детей».

В то же время у властей другая точка зрения. Ее суть недавно раскрыл мэр Москвы Сергей Собянин, сообщают «Новые Известия»

«В сельской местности проживают сегодня условно лишних 15 млн человек, которые для производства сельскохозяйственной продукции с учетом новых технологий производительности на селе по большому счету не нужны», – цитирует издание Собянина.

Этот тезис подтвердил и ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ Высшей Школы Экономики Никита Мкртчян.

«Подъем сельского хозяйства связывают сегодня с определенными отраслями. Зерноводство – очень выгодная отрасль, она ориентирована на экспорт, при этом она практически не требует рабочих рук. Это сокращает потребность в людях. Продуктивность сельского хозяйства растет, растет экспорт, но люди в селах не нужны. Нечерноземье уже исчезло. Там и работать некому, да и уже не нужно», - утверждает ученый.

Впрочем, сокращение трудоспособных людей – проблема не только села. На днях Всемирный банк впервые рассчитал Индекс человеческого капитала, который отражает уровень производительности труда молодых людей. Наша страна заняла там 34-е место, однако результаты по показателю выживаемости взрослых — одни из самых худших в мире, передает РБК.

Доля 15-летних подростков, которые доживут до 60 лет, в России ниже, чем в Казахстане, Монголии или Эфиопии – только 78%. По этому индикатору (0,78) наша страна занимает 121-е место и соседствует с Афганистаном и Суданом.

"