Posted 13 сентября 2022,, 13:37

Published 13 сентября 2022,, 13:37

Modified 17 октября 2022,, 12:09

Updated 17 октября 2022,, 12:09

«НеУмные остановки» в Волгограде: помощь или заблуждение?

13 сентября 2022, 13:37
Остановки общественного транспорта — важный элемент инфраструктуры любого крупного города. Волгоград здесь не исключение. Так называемые «умные остановки» сделали процесс ожидания транспорта более комфортным. Но по их работе всякий раз возникает ряд вопросов. Что с ними не так?

На сегодняшний день в Волгоградской области установлено 173 информационных табло на остановках общественного транспорта. В том числе 77 из них в 2021–2022 годах были смонтированы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Все табло оснащены камерами видеонаблюдения. Но далеко не всегда они функционируют так, как должны. Давайте разбираться.

Возможности «умных остановок»

В Волгограде первые «умные остановки» появились накануне ЧМ-2018 по футболу. Тогда вдоль основных городских магистралей построили 86 новых павильонов за 60 млн рублей. Но их возможности оказались сильно ограничены. Главное и фактически единственное достоинство — это электронное табло, по которому можно отследить, когда на эту остановку придёт нужный автобус или троллейбус. В левой части указан номер маршрута, а в правой — через сколько минут он будет на месте.

Ориентировочное время прибытия рассчитывается благодаря встроенным в транспорт GPS-датчикам, которые позволяют отслеживать местонахождение конкретного автобуса. Правда, основной расчёт производится, исходя из расстояния, которое предстоит преодолеть автобусу до остановки. Если же движение по какой-то причине затрудняется (пробка, погодные условия и т. п.), то система может не очень корректно отображать время прибытия.

На электронном табло, помимо маршрутов и времени их ожидания, указывается температура воздуха. Насколько корректно она отображается, судить не берёмся, но летом на ней часто можно увидеть выше +50°. Иногда из-за жары и палящего солнца изображение на табло плывёт и разглядеть что-то по обрывкам цифр и букв совершенно невозможно.

В других российских городах «умные остановки» обладают куда большим функционалом. Например, в Севастополе ещё в 2015 году появился павильон, в котором есть Wi-Fi, возможность зарядить телефон, сенсорная панель, где можно отследить все проходящие в этом месте маршруты, а также терминал для оплаты услуг.

В Новосибирске такие остановки можно использовать в качестве навигаторов, чтобы построить оптимальный маршрут. Плюс там есть встроенные онлайн-переводчики (не самая нужная функция для остановок, но тем не менее). А в Магасе (Ингушетия) «умные остановки» оснащены устройством подогрева температуры внутри павильона и непосредственно сидений в холодное время года.

Да что далеко ходить за примером. Даже в Волжском есть пара остановок, которые с полным правом можно назвать умными. Там тоже можно зарядить телефон и подключиться к интернету через Wi-Fi, а еще есть электронный экран с картой города.

Станут ли ещё умнее?

Уже после мундиаля в Волгограде задумались о внедрении гораздо более совершенной системы в «умные остановки». Как анонсируется, новый программный комплекс умеет реагировать на текущую дорожную ситуацию: информировать о пробках и ДТП, анализировать трафик, предлагать оптимальные маршруты и т. д. Помимо грамотной электроники, в работе системы будут участвовать и люди — при ней должен функционировать собственный колл-центр.

Обновление интеллектуальной транспортной системы в Волгоградской области реализуется в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». На её внедрение на территории региона выделено 900 млн рублей, а сроки определены с 2021-го по 2023-й год.

Пока на дорогах Волгоградской области из этой системы работают только комплексы видеофиксации и диспетчеризация транспорта, позволяющая отслеживать автобусы на маршруте и прогнозировать из прибытие на ту или иную остановку.

«В 2022–2024 годах будет продолжено внедрение интеллектуальных транспортных систем в Волгоградской и Волжской городских агломерациях, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением, содержанием дорог и т.д».комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области

Перебои — обычное дело

Но даже ныне существующие остановочные павильоны нового типа в Волгограде не всегда выполняют даже свои скромные функции. Недавно Контрольно-счётная палата Волгограда проверила интеллектуальную транспортную систему в городе и выяснила, что около половины «умных остановок» работают некорректно. На каких-то объектах не отображалась информация на электронном табло, на других отсутствовало изображение с установленных на остановках камер видеонаблюдения.

В общей сложности было проверено 89 остановок, из которых на 47 были обнаружены те или иные проблемы, а 6 вообще не стоят на балансе. Кроме того, из 125 проверенных камер 30 не передавали изображение. Вот вам и безопасность граждан.

Корень проблемы во многом лежит в организационной плоскости. Согласно отчёту всё той же Контрольно-счётной палаты, координатор и оператор интеллектуальной транспортной системы (ИТС) в Волгограде до сих пор не определён, хотя их наличие прописано в Постановлении Администрации Волгоградской области от 26.04.2021 № 203-п.

За работоспособность электрооборудования в информационных табло ответственность несёт МБУ «Северное». За отдельные элементы системы отвечает специально созданный для этого муниципальный центр управления транспортом (МЦУТ), но к его работе есть немало нареканий. Прежде всего в центре нет чёткой регламентации того, как должна функционировать ИТС, из-за чего «умные остановки» не производят нужного впечатления.

Более того, в прошлом году из тех средств, что центр управления получил из регионального бюджета, 167,2 тыс. рублей пошли не на приобретение нового оборудования и повышение функциональности системы, а на совершенно иные цели. В результате в этом году центр закупает необходимую технику на ту же сумму, но уже за счёт собственных средств. Все выявленные КСП нарушения должны быть устранены до 30 сентября.

Не такие «умные», зато красивые?

Отнюдь. Помимо технической и технологической составляющей, к волгоградским остановкам есть вопросы и с эстетической точки зрения. Плитка вокруг новых павильонов зачастую выложена не по одному уровню с покрытием пешеходной зоны — места стыков, как правило, очень сильно заметны и вынуждают смотреть под ноги (да, тут уже даже не до эстетики). Чистота остановок тоже многих горожан не радуют в нашем пыльном городе мыть их надо гораздо чаще.

«Ежедневно от пыли, песка и рекламных плакатов (наклеек) очищается до 15 павильонов, — пояснили в пресс-службе мэрии Волгограда. — Для этого используются комбинированные дорожные машины, оснащённые бункером для воды, насосом высокого давления и устройством распыления. Для удаления тяжёлых загрязнений используются безопасные для людей и окружающей среды моющие средства. Кроме самой конструкции павильона, также моются лавочки и урны. На последнем этапе проводится влажная уборка всей территории остановочной площадки».

С практической стороны, впрочем, тоже не всё гладко. Некоторые остановки расположены на открытой местности, где о тени приходится только мечтать. Никаких защитных козырьков на этот случай не предусмотрено. Ярчайший пример — стоящая на солнечной стороне остановка на площади Ленина, со стороны самого памятника вождю. Кроме того, рядом с некоторыми павильонами торчат штыри — это уже к слову о безопасности.

«Тротуарная зона возле ВГСПУ рядом с остановочным павильоном будет приведена в порядок в этом году вместе с обновлением участка бульварной зоны между вузами».Пресс-служба администрации Волгограда

Ну и, к сожалению, никуда не деться от человеческого фактора. Периодически приходится сталкиваться с фактами хулиганства, после которых остановки нужно восстанавливать. К примеру, недавно на остановке «Улица Комсомольская» (бывший «Центральный рынок») вандалы разбили стеклянную панель, после чего её крепления пришлось огородить. Как уточнили в пресс-службе мэрии, уже оформлен заказ на новую панель. Её установят сразу, как только изготовят и привезут. Похожий случай был и на остановке «ЖБИ» в Дзержинском районе, где молодой парень случайно выстрелил в стеклянный блок павильона из пневматического пистолета, из-за чего тот рассыпался вдребезги.

Как видим, в системе «умных остановок» в Волгограде есть много белых пятен и непочатый край работы. Сейчас важно грамотно распределить усили и разграничить зоны ответственности. Когда в этом направлении появится чёткое понимание, кто за что отвечает и с кого нужно спрашивать, тогда и можно будет говорить о нормальной работе всей системы и строить планы по развитию.

"