Posted 7 июня 2021,, 14:59

Published 7 июня 2021,, 14:59

Modified 17 октября 2022,, 11:20

Updated 17 октября 2022,, 11:20

Без тормозов: водителей ждёт новая система штрафов

Без тормозов: водителей ждёт новая система штрафов

7 июня 2021, 14:59
Фото: Медиахолдинг1Mi
В некоторых регионах уже штрафуют водителей за длительное превышение скорости. Такие комплексы устанавливаются на определённых участках дорог и должны повышать безопасность движения, однако пока они в большей степени пополняют казну — незаконные штрафы оспаривают далеко не все автомобилисты.

В зоне действия камер, акцентированных на расчет средней скорости, бесполезно сбрасывать скорость чуть заранее — эту электронику таким трюком не проведёшь. Но эффективность подобного подхода вызывает большие споры как среди водителей, так и экспертов.

Превышение средней скорости: как это работает

Комплексы фиксации средней скорости добавили автомобилистам немало головной боли. Они рассчитывают скорость движения на определённом участке, а не в момент проезда мимо камеры, как в случае с привычными установками на наших дорогах. В результате водители получают штрафы, являющиеся по факту незаконными, т. к. соответствующих норм в КоАП РФ нет. Более того, даже суды отменяют подобные постановления, поскольку там отсутствует конкретная привязка к месту нарушения. Вместо точных координат в таких случаях указывается участок дороги, протяжённость которого может исчисляться десятками километров. На разных его концах установлены специальные камеры, которые вычисляют средний показатель скорости. Для этого применяется знакомая всем со школьных лет простейшая формула — пройденное расстояние делится на время, за которое автомобиль его преодолел. Начало движения и его окончание как раз и фиксируют камеры. А чтобы система не давала сбоев, нужно учитывать два фактора. Во-первых, максимально разрешённая скорость на всём участке должна быть одинаковой, а во-вторых, не должно быть альтернативных вариантов проезда, чтобы у водителя-нарушителя не было возможности срезать путь и уйти от камеры.

Есть, правда, ещё один нюанс, который не учитывается при подобных расчётах. Если во время движения по участку водитель в какой-то момент остановится (заправиться, зайти в магазин или ещё по какой-то причине), превышение естественным образом нивелируется, т. к. время прохождения отрезка увеличится, и скорость, вычисляемая по элементарной формуле, тоже снизится.

А что по деньгам?

Штрафы за превышение средней скорости такие же, как за слишком быстрый проезд под прицелом обычной камеры. Но при этом, чтобы было зафиксировано превышение, к примеру, на 40 км/ч, необходимо преодолеть эту отметку не в моменте, а на протяжении достаточно длительного времени. Ну или на одном отрезке участка ехать на 20 км/ч быстрее допустимой скорости, а на другом — на 60 км/ч. Тогда среднее арифметическое получится как раз 40 км/ч.

И пока отсутствует законодательно закреплённое понятие о средней скорости движения, такие штрафы будут оставаться за рамками легальности. На федеральном уровне такие нормы пока не приняты, хотя обсуждаются уже даже не первый год. Правда, сейчас соответствующие поправки совместно рассматривают сразу три ведомства: МВД, Минтранс и Минюст. И если они придут к единому мнению или хотя бы компромиссу, водителям не сдобровать.

Любопытно, что камера, установленная на въезде на участок, может фиксировать и превышение скорости стандартным методом, но два штрафа (за превышение в конкретной точке и за среднюю скорость) автомобилистам вряд ли выпишут.

Волгоградская область пока вне игры

Камеры, ориентированные на среднюю скорость, распространены пока только в отдельных регионах. Понятное дело, их полно в Москве и Подмосковье (около 170), любят такую систему и в Татарстане, где суммарная длина охваченных участков приближается к 1000 километров. Чаще всего такие комплексы устанавливаются на магистралях. Гендиректор Союза безопасности дорожного движения Светлана Заболоцкая предлагает распространить эту практику и на населённые пункты, особенно рядом со школами, детскими садами, магазинами и т. д. А координатор сообщества «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что толк от этого будет, если только контролировать скорость на коротких (1-2 км) аварийно опасных участках.

Инициатива со штрафами за среднюю скорость, на мой взгляд, не что иное, как очередная ловушка. Вместо того чтобы думать о реальных способах повысить безопасность дорожного движения, чиновники размышляют о том, как бы изъять побольше денег из карманов автомобилистов. Вместо этого лучше было бы заняться конкретными проблемами, от решения которых на самом деле зависит безопасность дорог. Например, подумать, как сделать так, чтобы межрегиональные и федеральные трассы были освещены, встречные направления разделялись ограждением, исключающим лобовые столкновения, а сами дороги были с качественным покрытием. Камеры не делают движение безопасным. Безопасным его делает инфраструктура и отсутствие аварийных участков на трассах.Армен Оганесян, председатель Волгоградского реготделения «Движения автомобилистов России», член регионального штаба ОНФ

Волгоградской области появление подобных камер пока не грозит, однако в случае принятия поправок на федеральном уровне ситуация может измениться не в пользу водителей. Потенциальных участков для размещения «всевидящего ока» в регионе достаточно из-за его большой протяжённости. Даже в городе на той же Третьей Продольной при желании можно установить такую систему. Вот только нюансов и нестыковок едва ли станет меньше, даже если эти штрафы узаконят. А основной вопрос, связанный с безопасностью, всё же пока так и остаётся без чёткого ответа.

"