Posted 6 июня 2019,, 11:33

Published 6 июня 2019,, 11:33

Modified 17 октября 2022,, 06:19

Updated 17 октября 2022,, 06:19

Эксперты назвали возможные последствия сбоя в базе ГИБДД по всей России

6 июня 2019, 11:33
В минувшую среду из-за проблем в Федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД автолюбители не могли зарегистрировать или снять с учета машины.

Сбой базы данных Госавтоинспекции повлиял на работу большинства подразделений на местах. Эксперты считают, что кроме временных трудностей с регистрацией авто, могут появиться другие проблемы, пишут «Новые Известия».

По мнению координатора движения «Общество Синих Ведёрок» Петра Шкуматова, определенная участь автомобилистов из-за сбоя в информационной системе ГИБДД может получить штрафы.

«Например, машину нужно поставить на учет в течение 10 дней. Запись на эту процедуру идет за две недели, а из-за сбоя данные могут быть показаны некорректно. И вы придете и получите штраф в 1500 рублей, что несправедливо - ведь люди не поставили машину вовремя на учет не по своей вине. А идти в суд и доказывать, что ты не виноват – геморрой. Также люди, которые записались через портал «Госуслуги», будут вынуждены идти и выстаивать живую очередь, а это тоже абсолютно несправедливо», – предсказал последствия общественник.

Вчерашний сбой показал несовершенство информационных баз в России, считает автомобильный обозреватель Игорь Моржаретто. И это должно стать тревожным сигналом для общественности и правительства, которое стремится все документы перевести в «цифру».

«У нас теперь паспорт транспортного средства (ПТС) только в электронном виде. И создание каких-то резервных возможностей просто необходимо, потому что иначе это может просто привести к коллапсу всей нашей жизни, если «отвалятся» базы.

За рубежом во многих странах Европы есть резервные базы и у нас все время говорят, что хорошо бы создать что-то еще дополнительно к уже существующей системе. АэроГЛОНАСС предлагал создать свою защищенную базу, дублирующую базы ГИБДД. Предложения такие были, но в итоге мы так и живем на грани погружения в хаос, если она «глюкнет» основательно», – сетует эксперт.

Руководитель Федерации автовладельцев России Cергей Канаев вспоминает, что и раньше были сбои, только они не приводили к серьезным последствиям, ведь все происходило чаще всего на уровне городов или регионов. Чего ожидать после того, как полетела федеральная база, по его словам, предсказать трудно.

«Максимальные потери пока не озвучивались. Максимум, что может быть – это какая-нибудь утечка информации, но и то в оперативном порядке все это решается. Тем более, что это бессмысленно - несмотря ни на что база продолжает покупаться и продаваться. Поэтому я и думаю, раз база есть и в оффлайне, то причина сбоя системная, связанная с Интернетом. А база вряд ли может не грузиться, надеюсь, с ней ничего серьезного не произошло», – уверен руководитель Федерации автовладельцев.

Его спокойствие не разделяет руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль:

«Я думаю, раз это уже третий раз происходит, то пресловутый жареный петух уже не просто клюет - он уже выклёвывает параметры безопасности и на всех парах кричит, что ситуация, если ее кардинально не решить, будет повторяться все чаще и чаще. Смею заверить, что такие сбои не единичны, они случаются все чаще и чаще и кроме нервов, ужаса ничего не несут».

Эксперт говорит, что уже были случаи, когда водители не могли получить права или зарегистрировать автомобиль на портале «Госуслуги». А все из-за ошибок, которые допускались программным обеспечением – искажалась информация, заменялись параметры, и паспортные данные становились недействительными.

«Система видит паспорт, но говорит, что он недействителен и так далее. Наконец, есть риск, что их утечка попадет не в те руки - ведь есть не только открытая, но и закрытая часть базы данных, и тут уже кроме репутационного негативного эффекта еще и криминал может подключиться под это дело. Неслучайно очень часто сбои возникают из-за хакерских атак и, если такое скрывается, – я считаю, что это неправильная позиция.

Ведь база ГИБДД – это не база одного ГИБДД, она связана и с порталом «Госуслуги», а через него и с порталами ЖКХ, налоговых служб, парковок, мэриями и так далее. Система глобальная, и если мы видим, что в ГИБДД это все обрушилось, то может затронуть и «Госуслуги». Потому я бы и бил в колокола, что что-то с этими базами делается не так или некачественно. В европейских странах тоже бывает, что с базами данных происходят проблемы. Но там проблема сохранности данных все же более отработана», – отмечает руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения».

Впрочем, все эксперты сомневаются, что будут предприятия какие-то меры по созданию полной резервной системы на случай глобального сбоя. Дело в том, что она в отличие от оригинала может стоить в два раза дороже, и денег из бюджета на это просто не выделят.

Сбои в цифровых базах происходят регулярно то, например, в банках, из-за чего люди потом не могут расплатиться карточками, то в других учреждениях. Как писали «НовостиВолгограда.ру», в прошлом году многие россияне почувствовали, что значит стать жертвой повальной цифровизации нашей жизни, когда произошла авария в центре обработки данных Росреестра. Последствия устранялись чуть ли ни два месяца. В это время в десятках регионов люди не могли провести сделки по недвижимому имуществу, прописаться в квартиру, накрывалась ипотека и возникали проблемы у строительных компаний.

"