Posted 5 сентября 2021,, 07:25

Published 5 сентября 2021,, 07:25

Modified 17 октября 2022,, 11:28

Updated 17 октября 2022,, 11:28

Знаки вместо ремонта: парадокс волгоградских дорог

5 сентября 2021, 07:25
Волгоградские дороги ремонтируются в режиме нон-стоп. Одни преображаются буквально на глазах, другие ждут своего часа годами — в том числе те, на которых дефекты уже становятся серьёзным препятствием для водителей. Почему так происходит и можно ли это как-то изменить?

В основном ремонт дорожного покрытия ведётся в рамках нацпроекта «Безопасные качественные автомобильные дороги». Это проект федерального уровня, и деньги по нему выделяются поэтапно — как правило, в зависимости от значимости объектов.

Поставили знаки — ремонт подождёт?

На практике зачастую получается, что если дорога не включена в перечень объектов, подлежащих ремонту в конкретные сроки, рассчитывать на новое покрытие в ближайшее время не приходится. На многих из таких участков просто устанавливают знаки ограничения скорости и благополучно забывают о ремонте до лучших времён. Нередко в паре со знаком, ограничивающим максимальную скорость, идёт «Неровная дорога», чтобы водители знали, чего ждать. Но по факту волгоградские автомобилисты не спешат соблюдать эти ограничения (особенно по части скорости), тем самым создавая угрозу для других участников дорожного движения.

В июле «НовостиВолгограда.ру» писали о дороге на улице Покрышкина через овраг в Дзержинском районе. Там был ощутимый перепад, и для водителей перед въездом на дамбу установили знак «Неровная дорога». Позже, когда этот участок всё-таки выровняли, знак убрали. Но спустя пару лет ситуация повторилась, а сейчас дорога там и вовсе похожа на волнообразную заасфальтированную горку — почти как на знаке. К слову, в мэрии обещали «в ближайшее время произвести там необходимые работы», а пока всё лето в этом месте красуется ограничение скорости 20 км/ч. Разумеется, никто с такой скоростью по этой дороге не ездит.

Ещё один пример — улица Строительная в Кировском районе, по которой местные дачники ездят на свои участки. Дорога была убитой в течение нескольких лет, и с 2017 года там висел знак «40» и «Обгон запрещён». Но в конце августа дорожники всё-таки добрались до этого участка — почему-то прямо аккурат перед выборами. Правда, ремонтируемый участок внезапно обрывается после СНТ «Восход», а ведь дальше не только находится множество других дачных массивов — по этой дороге ходит маршрутка 3С (одна из самых протяжённых в городе), и её конечная несколькими остановками выше. Видимо, средства выделены пока лишь на определённый километраж ремонта.

Бывает, что реконструкция дороги начинается только после инициативы со стороны региональных ведомств. Так, в Городище несколько лет назад отремонтировали многострадальную дорогу через дамбу, ведущую к главной площади города. Долгое время там тоже висел знак ограничения скорости, а покрытие было настолько ужасным, что вопрос безопасности стоял ребром. Только когда в дело вмешалась прокуратура, дорогу через мост закрыли полностью, пустив автомобили в объезд. Деньги сразу нашлись, но лишь спустя полтора года, в апреле 2019-го, работы были сделаны, и движение восстановили.

«Знаковое» решение — вопрос не только времени

На самом деле ситуация со знаками и ремонтом сложнее, чем кажется на первый взгляд. Что касается знаков, то за их установку отвечают в городской администрации и ГИБДД. Они обязаны ставить знаки на тех дорогах, где покрытие существенно разрушено, подтверждая, что дорога не соответствует требованиям безопасности. Ремонт же относится уже к другой категории задач, и им занимаются отдельно. При этом бывают случаи, когда знак висит (или стоит) уже давно, а дорогу восстанавливать некому.

Знак может висеть хоть всю жизнь, а дорога будет бесхозной, и делать её никто не будет, — объясняет известный волгоградский общественник и правозащитник Алексей Ульянов. — В Волгограде есть дороги, которые даже на балансе ещё не стоят. Например, ул. Первомайскую в Гумраке ремонтировали несколько лет. Три года назад её выявили как бесхозный объект, год спустя поставили на баланс, потом комиссии выявили, что она не соответствует требованиям, и только в этом году отремонтировали.

Это наглядно демонстрирует, что механизм работает небыстро. Порой сам ремонт занимает гораздо меньше времени, чем его ожидание, проектирование и всевозможные согласования. В случае с дорогами на ул. Покрышкина, всё осложняется наличием плотины, которая даёт дополнительную просадку. Поэтому вопрос там требует тщательной проработки и проектирования. Как и с дорогой через мост в Городище — главное, чтобы нашёлся импульс, который будет двигать процесс вперёд.

Межремонтный срок любой дороги — 5 лет. Да, многие дороги в городе эксплуатируются без вмешательства и дольше, и это ненормально. В этой работе помогают общественники и просто люди с активной гражданской позиции, которые обращают внимание на такие дороги и сообщают о них. В Волгограде количество разбитых дорог ещё несколько лет назад было огромным, но с каждым годом их становится всё меньше и меньше, и это не может не радовать. В этом году сделана 91 дорога, ещё по 15 объектам подписаны контракты в августе. Дело в целом движется, хоть и не семимильными шагами. Хотя, конечно, хочется, чтобы было побыстрее.

Ну а знаки, как мы выяснили, ставятся независимо от запланированного ремонта — это два совершенно разных процесса. Другое дело, что когда реконструкция дороги в ближайшее время не планируется и знаки висят долго — вся безопасность сходит на нет, потому что беспечные водители в основном ничего не соблюдают даже на аварийных участках. И вот эту болевую точку и нужно лечить в первую очередь. Хотя бы временными компромиссными решениями.

"