Posted 1 апреля 2021,, 10:52

Published 1 апреля 2021,, 10:52

Modified 17 октября 2022,, 11:08

Updated 17 октября 2022,, 11:08

«Новые Известия» решили узнать историю выставленной Авеном коллекции живописи в Риге

1 апреля 2021, 10:52
Председатель совета директоров Альфа-Банка Петр Авен приобрел здание на центральной улице Риги.

Банкир собирает коллекцию картин русских живописцев XX века, а в новом здании в Риге планирует открыть музей. Журналисты «Новых Известий» решили разобраться, все ли произведения искусства попали в Латвию из России законным образом.

Сам Петр Авен рассказал в одном из интервью о своих планах относительно музея. Коллекцией картин русской живописи он планирует привлекать туристов в столицу Латвии, чтобы Рига получила большую известность во всех уголках мира. В реализацию своей задумки Авен планирует вложить более 4 миллионов долларов, без учета стоимости картин. В коллекцию, которую удалось собрать банкиру, входят работы таких известных художников, как Константин Коровин, Петр Кончаловский, Марк Шагал, Василий Кандинский и Борис Кустодиев. Forbes оценил стоимость коллекции в 500 миллионов долларов.

Стоит учитывать тот факт, что в феврале вступил в силу латвийский закон, который разрешает беспрепятственный ввоз в страну предметов искусства. Однако вывезти их из страны можно только после прохождения специальной оценочной комиссии, которая изучает подлинность всех имеющихся документов, включая договоры купли-продажи. Однако, как сообщает newizv.ru, на коллекции частных музеев такие строгие правила не распространяются, что играет на руку председателю Альфа-Банка.

По мнению РИА «Катюша», такой быстрый вывоз из страны большого количества картин указывает на то, что Авен боится проверок, из-за которых часть его коллекции может отойти государству.

Миллиардер планирует сделать жемчужиной своей выставки картин работы латышского художника Александра Древина, попавшего в советское время под сталинские репрессии и расстрелянного. Творения Древина после его кончины сохранила супруга Надежда Удальцова, выдавая картины за свои. Коллекция картин передавалась по наследству до 1997 года, когда умирает потомок художника — сын Древина и Удальцовой Андрей. Далее в семье художника происходит череда трагических событий — в течение десяти лет умирают внук Андрея Петр и его сын Иван. Наследниками становятся три женщины — супруга Андрея Вероника Стародубова, их дочь Екатерина Древина, которая приходится матерью Петра, и вдова Петра — Екатерина Древина-Васильева. Женщины, оставшись без мужей, не бедствовали — Вероника занималась написанием книг и числилась научным сотрудником Академии художеств, ее дочь проживала с ней. Многие коллекционеры живописи знали, что в доме художника находится большое собрание картин.

В 2010 году Екатерину Древину неожиданно отправили на лечение в психиатрическую больницу, а Екатерина Васильева, вдова Петра, въезжает в апартаменты Вероники Стародубовой на улице Мясницкой. Стародубова, которая уже была к этому времени в преклонных летах, нуждается в уходе, так как страдает болезнью Альцгеймера. Знакомые практически перестали навещать женщину, так как с ней стало трудно общаться, а всеми ее делами стала управлять Васильева.

В эти годы семью навещает будущий супруг Екатерины Древиной Константин Ясиновский. Екатерина Васильева не разрешает ему пообщаться с Вероникой. Васильева считает себя единственной наследницей, утверждая, что дочь Стародубовой никогда не выйдет из психиатрической больницы, по словам ее лечащих врачей.

В дальнейшем Константин Ясиновский помог Екатерине Древиной выйти из лечебницы. Когда она вернулась в отчий дом, коллекции ценных картин на стенах уже не было. Состоялся суд, на котором нотариус, заверивший ранее доверенность Васильевой, утверждал, что на момент оформления доверенности картин в доме уже не было. В 2012 году часть работ великого художника по решению суда была изъята у Васильевой. На данный момент около десятка работ по-прежнему остаются ненайденными, так как они пропали без следа.

Стоит отметить, что в 2015 году в столице Латвии состоялась выставка картин русского авангарда из коллекции Петра Авена. Екатерина Древина ознакомилась с каталогом произведений, представленных на выставке, и опознала несколько картин, которые ранее находились в их доме. Это значит, что работы были проданы Васильевой, которая не имела права их продавать — по закону картинами могут распоряжаться только прямые потомки художника.

Журналисты «Новых известий» составили обращение к Петру Авену и направили запрос в Министерство культуры, которое несет ответственность за вывоз картин, чтобы выяснить, каким путем работы попали к Авену.

"