Posted 1 марта 2021,, 14:20

Published 1 марта 2021,, 14:20

Modified 17 октября 2022,, 11:14

Updated 17 октября 2022,, 11:14

Безопасность российских лекарств доказана европейскими учёными

Безопасность российских лекарств доказана европейскими учёными

1 марта 2021, 14:20
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Время знахарей и самодельных снадобий давно кануло в лету. Сегодня россияне доверяют только проверенным лекарственным препаратам. Чтобы получить действенное лечебное средство, фармакологи проходят сложный путь от первых опытов в пробирки, до получения регистрационного удостоверения и выхода на аптечный прилавок.

Но провести тысячи исследований и преодолеть все испытания удается немногим. Лишь 2% новых разработок и идей доходят до финальной стадии официальной регистрации лекарственных препаратов. 98% либо не дают должного лечебного эффекта, либо оказывают на пациента серьезные побочные действия, сообщает «Комсомольская правда».

Процедура подтверждения безопасности нового лекарства непроста. Несколько групп исследователей изучают препарат в различных условиях. Молекулами лекарства обрабатывают, как больные, так и здоровые клетки организма. Сначала лечебное воздействие изучают на животных, затем проводят исследования на добровольцах. Иногда подобные работы длятся несколько лет — по некоторым препаратам добиться одобрения специализированных инстанций удается лишь через 10-15 лет после начала разработок.

Самые точные данные по эффективности и безопасности препарата дает мета-анализ. В этом случае к исследованиям подключаются сразу несколько научных центров в России и за рубежом. Полученные таким образом результаты позволяют проверить одну и несколько научных гипотез и показывают реальную результативность по действию нового лекарства. Но, к сожалению, столь масштабным исследованиям подвергаются немногие современные лекарственные препараты.

Особенности и этапы исследования

Такой исследовательский процесс можно рассмотреть на примере препаратов, которые прошли сложный мета-анализ. Такая информация будет особенно актуальна и востребована в разгар сезонного роста заболеваемости ОРВИ и гриппом. В частности, вызывает интерес мета-анализ противовирусного средства под названием Ингавирин.

Исследования препарата начались более 20 лет назад и продолжаются до сих пор. Еще в 1997 году ученые НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского изучили молекулу имидазолилэтанамида пентандиовой кислоты, это действующее вещество препарата, и выявили ее противовирусную активность.

Затем в течении 8 лет воздействие препарата на респираторные вирусы, его противовоспалительную активность и безопасность изучали сразу в нескольких российских научных центрах — «48 ЦНИИ МО РФ» — «Вирусологический центр», НИИ вирусологии им. Д. И. Ивановского, НИИ ЭМ им. Н. Ф. Гамалеи, «МЦ «Адаптоген», РОНЦ им. Н. Н. Блохина, ВНЦ БАВ, НИИ пульмонологии.

Зарубежные исследования Ингавирина проходили в Университете природных ресурсов и естествознания Вены. Австрийские учёные проверяли механизмы действия лечебного препарата на животных, а также воздействовали молекулами действующего вещества Ингавирина на здоровые и зараженные вирусом гриппа клетки легкого. В общей сложности они провели десятки различных исследований, в том числе они изучили влияние препарата на здоровые клетки человеческого организма. В итоге учёные пришли к выводу о высокой степени безопасности лекарства.

— Препарат не вызывает выработку интерферона в здоровых клетках, а воздействует только на те клетки, что заражены вирусом. Они начинают реагировать так, как если бы вирус самостоятельно не был способен подавить систему врожденного иммунитета. Ингавирин совершенно не токсичный препарат», — пояснил профессор венского университета Андрей Егоров.

Ученые из Австрии подствердили, что действие лекарства не вызывает рост количества интерферонов в организме человека. Ингавирин функционирует иначе, он помогает клеткам распознать вирус «в лицо».

Андрей Егоров напомнил, как работает врожденный иммунитет: «Вирусу важно не быть распознанным, поэтому он прерывает сигналы от внешнего контура клеток в ядро. Таки образом предотвращается выпуск интерферонов, которые возводят барьер в клетках, находящихся рядом. Вирус постепенно размножается, при этом остаётся невидимым для врожденного иммунитета. Грипп способен оберегать себя таким образом в течение всего инкубационного периода — от 1,5 до 2 суток. Но «Ингавирин» может влиять на тот период инкубации, во время которого иммуносупрессорные механизмы инфекции соперничают с иммунитетом. Он включает производство противовирусных белков в клетках существенно раньше, чем в период контроля, где главенствует вирус, подавляющий систему интерферона.

Правильность такой тактики при лечении вирусных инфекций подтверждают и российские учёные. В целом регуляция системы интерферонового ответа является, едва ли не самым безопасным способом лечения ОРВИ и гриппа. Однако, не стоит забывать о возможных противопоказаниях, о которых можно узнать при консультции специалиста.

Доктор медицинских наук, аллерголог-иммунолог Олег Калюжин считает прирменение Ингавирина очень верной стратегией.

— В ходе течения заболевания, вызванного острой респираторно-вирусной инфекцией, может проявиться временный дефицит рецепторов интерферона. А значит необходимо запустить процесс восполнения и увеличение количества рецепторов к интерферону на вирус, что, собственнно, и делает Ингавирин, добиваясь выраженнего противовирусного эффекта. Попутно он способен исключить нежелательные побочные эффекты, обычно присущие индукторам интерферона и устранить проблемы, связанные с вторичными бактериальными инфекциями, — заключил профессор Калюжин.

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

"