Posted 25 февраля 2022,, 04:57

Published 25 февраля 2022,, 04:57

Modified 17 октября 2022,, 11:46

Updated 17 октября 2022,, 11:46

Ждать ли Волгоградской области новый поток беженцев?

25 февраля 2022, 04:57
Обострение конфликта на Донбассе привело к очередной волне эвакуации жителей ДНР и ЛНР в Россию. Ближе всех к границе с Украиной находится Ростовская область, но и Волгоградская совсем недалеко. Рассматриваем нынешнюю ситуацию в контексте беженцев и сравниваем её с первой волной 2014-го года.

#Крымнаш: опыт прошлых лет

Холодные отношения России с Украиной ещё 8 лет назад вылились в ситуацию с референдумом Крыма о независимости. Тогда же на фоне сложной обстановки на Донбассе в Россию хлынули сотни тысяч беженцев. По данным МЧС России, в июле–августе на территории страны было более 500 тысяч временных переселенцев. С учётом 2015-го года это число перевалило за миллион человек, из которых многие в итоге остались жить в России.

Чтобы упростить прибывающим процесс получения временного убежища, были изменены сроки принятия решения по заявкам — вместо трёх месяцев их стали рассматривать в течение трёх дней. Как уточнили в федеральной миграционной службе, такие заявления в общей сложности подали более 130 тысяч граждан Украины. В те годы в России было 282 пункта временного проживания для беженцев. А на обеспечение всех нужд правительство РФ выделяло 13,3 млрд рублей, причём 8,5 млрд рублей из них пошли на содержание во временных пунктах, а 3 млрд рублей — на расходы по медицинской помощи.

Новая волна: что будет сейчас?

Решение об эвакуации жителей ЛНР и ДНР было принято 18 февраля. В первую очередь из этих республик уезжали женщины, дети и пожилые люди. В воскресенье, 20 февраля, в Волгоградскую область прибыл первый поезд с беженцами новой волны. 443 человека, из которых каждый четвёртый — ребёнок, разместили в 98 пунктах временного проживания по всему региону (в основном в гостиницах, на турбазах и т. д.). Всего же в Волгоградской области планируется принять не менее 3 тысяч беженцев.

— Ожидается эвакуация сотен тысяч людей. При необходимости Волгоградская область готова дополнительно принять и разместить жителей Донецкой и Луганской Народных Республик, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.Андрей Бочаров, губернатор Волгоградской области

Помимо обеспечения местом проживания, питанием и предметами первой необходимости, беженцы получают медицинскую и психологическую помощь. Кроме того, Владимир Путин сообщил о выплате всем эвакуированным в Россию по 10 тысяч рублей — в прошлую волну таких пособий не было.

Также, как 8 лет назад, организованы пункты сбора гуманитарной помощи. На сегодняшний день в Волгоградской области их шесть. В первую очередь необходимы детское сухое питание, пластиковая посуда, одежда, канцелярские принадлежности, средства личной гигиены и т. д.

По словам самих беженцев, текущая эвакуация в Россию происходит намного проще в плане документов — как при пересечении границы, так и впоследствии. У многих уже есть российский паспорт, да и опыт прошлых лет помогает в решении многих нынешних оргвопросов.

Ещё один новый фактор, но уже со знаком «минус» — пандемия. В сравнении с ситуацией 2014–2015 годов коронавирус значительно осложняет взаимодействие с беженцами, поскольку требуется соблюдение ряда ограничений. Проведение обязательного ПЦР-теста по прибытии в пункты временного размещения — только часть этой работы.

Информационная война в соцсетях

А между тем военные действия, и не менее активные, разворачиваются и на просторах интернета. Политологи отмечают, что в соцсетях началась настоящая информационная атака на беженцев. Поток негативных сообщений, начиная от осуждения гостеприимности России и заканчивая оскорблениями самих приезжих, буквально льётся в комментариях и постах. Однако в большинстве своём это совершенно «левые» страницы, не принадлежащие реально существующим людям. Наши коллеги из «Ростов газеты» подчёркивают, что такие методы воздействия на общественное сознания нередко используют спецслужбы.

Не самые приветливые настроения есть и у жителей Волгоградской области, но в основном они относятся к сложившейся ситуации с пониманием. Негатив же можно встретить и в отношении других резонансных событий. В целом же пессимистичные взгляды большинства высказывающих мнение в интернете связаны не столько с политической составляющей происходящего, сколько с его экономическими последствиями. Опять же опыт 2014–2015 годов наглядно даёт понять, что избежать очередного роста цен практически во всех сферах в подобных ситуациях невозможно. И это, пожалуй, главный фактор, который тревожит сейчас волгоградцев.

— На мой взгляд, происходит национальная трагедия. Потоки беженцев, пострадавших от войны, в нашем регионе будут возрастать. Для социальной сферы это резкий рост непредвиденных затрат и нагрузок. Без помощи богатых и успешных фирм, поддержки населения системе не обойтись. Для экономики страны и региона военные действия у соседей — катастрофа.Игорь Бельских, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов Волгоградского филиала РЭУ им Г.В. Плеханова

После спецоперации по демилитаризации Украины, которую российские военные начали 24 февраля, предпосылок для снижения экономических рисков практически не осталось. Эксперты пока осторожно высказываются относительно возможной новой волны беженцев в Россию, но наши регионы теоретически готовы принять ещё людей. Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров на эту тему пока открыто не высказывается, но ещё в понедельник, 21 февраля, он допускал такой сценарий развития событий.

В целом же вопрос влияния сложившейся ситуации конкретно на экономику Волгоградской области будет во многом зависеть от сроков, в течение которых будет продолжаться острая стадия конфликта. Но даже если он не перейдёт в затяжную фазу, уже не удастся избежать роста цен на товары, чувствительные к мировому рынку.

"