Posted 30 июля 2021,, 09:14

Published 30 июля 2021,, 09:14

Modified 17 октября 2022,, 11:20

Updated 17 октября 2022,, 11:20

Двойные стандарты: что не так с ковидными ограничениями в Волгоградской области?

30 июля 2021, 09:14
Коронавирусные ограничения в Волгоградской области порой не поддаются никакой логике. Люди резонно задаются вопросами о последовательности в принимаемых решениях и контроле за их исполнением, но далеко не всегда они прослеживаются. Попытаемся разобраться, в чём подвох.

Регион идёт по пути точечных ограничений

Конец июля становится для Волгоградской области непростым с точки зрения борьбы с коронавирусом. Пока областные власти на пару с Роспотребнадзором пытаются кнутом и пряником ускорить темпы вакцинации, эпидемиологическая ситуация стремительно ухудшается, и приходится снова возвращаться к запретам. Пару недель назад было объявлено о возможности создания в волгоградских культурно-развлекательных заведениях зон, свободных от COVID-19, но пока их число составляет лишь малую долю. Бизнес боится, что из-за этого растеряет и без того небольшой поток своих клиентов. Жёстких ограничений на уровне локдауна в регионе не вводят, предпочитая действовать локально. У волгоградцев такая политика вызывает множество вопросов.

Самый наглядный пример странного подхода к введению ограничений — спортивные матчи. Прошлым летом, когда первая волна коронавируса схлынула и последовали первые смягчения, на матчи «Ротора» допускали не более 50% болельщиков от общей вместимости трибун. Рассадка была через одно сиденье, но многих, видимо, всё равно отпугивала эпидемиологическая ситуация, поэтому по факту стадион заполнялся максимум на треть. В то же время ватерпольный «Спартак-Волгоград» и гандбольный «Каустик» свои поединки проводили без зрителей. Где здесь логика? Вывод напрашивается только один — на гандбол и водное поло вход у нас свободный, а на «Ротор» нужно покупать билеты. Помимо этого, болельщики покупают еду и напитки на стадионе, что в общей сложности позволяет неплохо заработать клубу и отбить значительную часть средств, потраченных на организацию матча.

Вместе с тем в регионе в сентябре открылись бассейны и сауны, фитнес-центры и другие спортивные, досуговые и развлекательные учреждения, что не очень соотносилось с действующими запретами на массовые мероприятия. Позже изменениями в постановление губернатора закрепили ещё один неоднозначный пункт о том, что проводить массовые мероприятия в Волгоградской области возможно, но только после согласования.

Единой схемы введения ограничений нет

И вот к третьей волне ковида подоспели очередные спорные новшества, и снова в спорте. Федеральный Роспотребнадзор постановил ограничить присутствие людей на стадионах до 500 человек. При этом в Москве на стадионах команд Премьер-лиге поначалу оставили квоту чуть побольше — до 1000 зрителей, но только имеющих QR-коды. Но в то же время в самой РПЛ уверяли, что решение по допустимой заполняемости арен должны принимать на местах.

«Решение остаётся за регионами. Они сами устанавливают ограничения по зрителям, исходя из ситуации. Ни РФС, ни РПЛ здесь не диктуют условия», — выдал здравую мысль президент РПЛ Сергей Прядкин. Однако на практике это привело к полной неразберихе. В результате получилось, что в Ростове-на-Дону и Екатеринбурге разрешили заполняемость стадионов на 50%, в Самаре и Туле — по 30%, в Нижнем Новгороде — 10%.

Выходит, несмотря на действующее решение Роспотребнадзора, в регионах вполне могли устанавливать свои ограничения, отталкиваясь от того, насколько тяжёлая у них сейчас обстановка с коронавирусом. В Волгограде, где на футбол ходит больше людей, чем на матчи любой другой команды ФНЛ (да и некоторых представителей РПЛ тоже), вполне могли бы сделать доступ даже 10% процентов зрителей — с рассадкой аж через 8-9 мест. Но, увы, на прошлой неделе рекомендации Роспотребнадзора трансформировались в требования, и теперь как в РПЛ, так и в ФНЛ, игры проходят без зрителей.

Это привело к тому, что матч со «СКА-Хабаровском» в минувшую субботу уже прошёл при пустых трибунах, хотя на него было продано несколько тысяч билетов. В эти выходные на встречу с «Волгарём» тоже не пустят простых болельщиков. Всё это приводит к тому, что решение федерального ведомства идёт вразрез с реальной эпидобстановкой в регионах. В той же Волгоградской области хоть и говорят о напряжённой ситуации с коронавирусом и наращивают коечный фонд в госпиталях, жёстких ограничений не вводят. Да что там — концерты звёзд собирают толпы народа. Взять хотя бы состоявшийся 28 июля в Доме офицеров концерт группы КняZz, приуроченный к 30-летию «Короля и Шута». Может, Роспотребнадзор про него тоже «ничего не знал», как про выступление Сергея Жукова на «Волгоград Арене» 19 июня?

Даже в соседней Астрахани с 26 июля закрыты все массовые общественные места, а ТРЦ работают только на продажу продуктов и товаров первой необходимости. У нас же спокойно функционируют фитнес-центры, бассейны, парки и т. д. Более того, даже в магазинах уже совсем не так строго, как зимой и весной, следят за масками на посетителях.

В поисках логики

На выходе получается, что федеральный Роспотребнадзор лихо причёсывает регионы под одну гребёнку, что приводит к серьёзному диссонансу внутри этих самых регионов. У людей уже чуть ли не едет крыша от двойных стандартов, которые получаются из-за наложения полномочий ведомств разных уровней. Сегодня обстановка в разных субъектах РФ, несмотря на ухудшение в целом по стране, заметно отличается, и приводить принимаемые меры к общему знаменателю неправильно.

Гораздо логичнее было бы разработать более эффективный регулирующий механизм и гибкую систему, позволяющую вводить ограничения непосредственно на местах. И вовсе необязательно полностью отдавать решение на откуп регионам, пусть каждое из них принимается с оглядкой на позицию федеральных ведомств и структур. Всё-таки когда это происходит сообща, по итогу обычно вырисовываются вполне логичные и адекватные инициативы.

"