Posted 9 октября 2021,, 11:27

Published 9 октября 2021,, 11:27

Modified 17 октября 2022,, 11:41

Updated 17 октября 2022,, 11:41

Халява или новые трудности: взгляд волгоградцев на потенциальный дистант

Халява или новые трудности: взгляд волгоградцев на потенциальный дистант

9 октября 2021, 11:27
Фото: Холдинг 1MI
Начало октября проходит в регионе в обстановке возможного введения дистанционного обучения в школах и вузах. Губернатор ещё на прошлой неделе поручил проработать возможность ухода на дистант, но Роспотребнадзор и облздрав пока держат паузу. Значит, эпидситуация пока позволяет учиться в традиционном формате?

Стоило только региональному оперативному штабу вплотную заняться проработкой вопроса о переводе учебных заведений Волгоградской области на дистанционное обучение, как в СМИ и в обществе сразу заговорили о дистанте как о свершившемся факте. Но Андрей Бочаров лишь поручил подготовить почву на случай ухудшения ситуации, что не предполагает переход на «удалёнку», а в теории вполне допускает, что такого развития событий не будет вообще.

Опыт прошлого года

Тем не менее, в народе уже вовсю обсуждают потенциальное введение дистанта. Подобный опыт в стране уже был в прошлом году ещё во время первой волны коронавируса. Тогда для дистанционного обучения школьников даже запустили специальную информационную систему «Сетевой город», но через какое-то время она не выдержала наплыва пользователей и начала зависать, а то и вовсе вылетать. На выручку пришли мессенджеры на телефонах — учителям пришлось скидывать задания через родительские чаты.

И если региональные чиновники рапортовали об успешной работе системы, то в министерстве просвещения не стали закрывать глаза на имеющиеся проблемы и честно признались, что большинство российских школ к «удалёнке» оказались не готовы. Так, заместитель главы ведомства Дмитрий Глушко рассказал, что лишь 15% учебных заведений в стране в полной мере способны организовывать дистанционное обучение.

В качестве способов решения проблемы тогда говорилось о необходимости снизить нагрузку на серверы — например, сделав доступ к системе посменным и попросив родителей не заходить туда в учебное время, чтобы не создавать лишний трафик. Учли ли эти ошибки применительно к текущему учебному году или проблема остаётся актуальной — ответ на этот вопрос мы можем узнать в самое ближайшее время.

— Как по мне, регион, да и страна в целом пока ещё в полной мере не готовы к дистанционному обучению. Меня как отца, желающего, чтобы его дочь получала хорошее образование, формат дистанционного образования смущает. И что-то подсказывает, что несмотря на «генеральную репетицию» в прошлом году, ничего особо вперёд не продвинулось.Константин Карапетян, бывший главный редактор «Городских вестей»

Вузы решают сами

Пока же все участники процесса по-разному воспринимают потенциальный переход на дистант. Вузы такое решение принимают сами, ВолГУ уже перешёл на удалённый формат обучения, и студенты ездят в университет только ради лабораторных работ.

В других учебных заведениях пока занятия продолжаются в традиционной форме. Студенты, в принципе, в основной своей массе не против учёбы из дома, а преподавательский состав видит в этом как положительные моменты, так и не очень.

— В дистанционном обучении я вижу по крайней мере три плюса. Мы бережём здоровье студентов и своё, экономим время и деньги на дорогу на учёбу/работу, а также осваиваем новые современные виртуальные технологии. Но и минусов тоже хватает. В первую очередь это падение качества образования из-за недостаточности оборудования, отсутствия интернета у обучающихся, снижения контроля над знаниями. Второй момент — это отсутствие материальной компенсации затрат учителей и преподавателей на дистанционку. Кроме того, сейчас наблюдается рост учебной работы для создания виртуальных материалов. Спустя годы наверняка появится термин «поколение пандемии» или что-то в этом роде.Игорь Бельских, доктор экономических наук, профессор волгоградского филиала РЭУ им. Плеханова

Школьники в предвкушении, родители в замешательстве

Судя по соцсетям (а также со слов родителей), большинство учеников относятся к дистанту если не как к каникулам, то как к дополнительной возможности похалявить точно. Многие рады, что не придётся рано вставать и идти (а кому-то и ехать) в школу. В основном среди довольных ученики начальной школы и ребята из 5-7 классов. А вот старшеклассники, скорее, делятся на два лагеря. Одни тоже радуются, что отдохнут от походов в школу. Другие, наоборот, не в восторге, потому что потом всё равно придётся писать контрольные по пройденным материалам, а подробно изучить их вместе с учителем из дома не получится.

Очень непростое отношение к возможному введению дистанционного обучения у родителей школьников. На их плечи, как правило, ложится ответственность за выполнение домашних заданий, а это то ещё испытание для нервной системы в наше и без того нелёгкое время.

«Как родитель, который должен стоять над душой у ребёнка и контролировать, насколько качественно она обучается, я дистантом, наверное, недоволен, — признаётся бывший главный редактор „Городских вестей“ Константин Карапетян. — Но с другой стороны, как родитель, которому должно быть спокойно за своего ребёнка, я рад тому, что дочь дома, риск заразиться минимальный. А ещё снижаются расходы на питание, проезд и т. д.».

Как видим, всё зависит от угла зрения. В дистанционном обучении несложно отыскать плюсы, но столь же очевидны и его минусы. И последние ещё могут оказаться не столь глобальными, если в организационно-техническом плане удастся учесть прошлогодние ошибки. В противном случае корабль отечественного образования получит серьёзную пробоину.

"